Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Полярный (Чукотский автономный округ)


Полярный — бывший посёлок городского типа в Иультинском районе Чукотского автономного округа России. Административно относился к Шмидтовскому району Магаданской области СССР. Ныне заброшен.

Физико-географическая характеристика

Географическое положение

Посёлок расположен на Крайнем Севере Дальнего Востока, близ арктического побережья Чукотского моря Северного Ледовитого океана, в долине реки Пильхинкууль.

Находится за Северным полярным кругом, в зоне сплошного распространения многолетней криолитозоны.

Высшая точка — гора Купол, 849 м (хр. Эмнункэнингтун).

Часовой пояс

Полярный находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Magadan Time Zone (MAGT). Смещение относительно Всемирного координированного времени +12:00 (MAGST). Смещение относительно Московского времени MSK составляет +8:00.

Полярный — одно из немногих мест в России, где применяемое время соответствует поясному времени.

Полезные ископаемые

В бассейне реки Пильхинкууль и её правого притока Астория находится богатая золотая россыпь. Здесь же встречаются залежи полудрагоценных камней. В 12-15 км южнее Полярного обнаружены проявления коренного золота Дор и Призрак, а также россыпь реки Рогач. Вблизи посёлка имеются месторождения строительных материалов: Шпиль — керамзитового сырья, Нижнее и Пильхинское — кирпичной глины, Пильхинкуульское — строительного камня. В 27 км юго-восточнее посёлка находится рудопроявление олова Эттылян.

Климат

Посёлок отличается крайне суровым климатом субарктического типа. Зима долгая и холодная, сильные морозы чередуются многодневными пургами. Снежный покров сохраняется 9 месяцев в году. Длительность полярной ночи составляет 45 суток. В ночном небе часто наблюдается северное сияние.

Климатическая весна наступает в мае, сопровождается густыми туманами.

Лето короткое и прохладное с частыми затяжными моросящими дождями. Из-за разреженной атмосферы грозы как таковые отсутствуют.

История, планировка и застройка

В 1961 году в долине реки Пильхинкууль геологами было найдено крупное золотоносное месторождение. 26 марта 1963 года постановлением № 104 Северо-Восточного совнархоза было принято официальное решение об организации прииска «Полярный» и одноимённого рабочего посёлка. Однако ещё раньше 12 декабря 1962 года на участок из Певека и с прииска «Комсомольский» пришла первая колонна в составе 15 тракторов, привёзшая оборудование, стройматериалы и всё необходимое для создающегося прииска и посёлка. Несмотря на тяжелейшие условия строительство велось быстрыми темпами.

«Шанхай», южная окраина посёлка

Сам посёлок начал застраиваться из трёх мест — собственно в центре возводились двухэтажные благоустроенные дома и объекты социальной инфраструктуры. Окраины посёлка обрастали частным сектором, в просторечии — Шанхаем. Здесь строились т. н. балки — каркасные домики без удобств. В северную часть посёлка были вынесены производственные подразделения, там же был построен ещё один небольшой жилой район — т. н. Бичград, по большей части состоявший из одноэтажных бараков. Из-за своей относительной отдалённости отсюда был организован автобусный маршрут до построенной в 1975 году средней школы.

В северо-восточной части посёлка находилась база геологоразведчиков с жилым кварталом, который так и назывался — Разведка. В конце 1980-х гг. на улице Гайдара началось возведение жилых домов улучшенной планировки, куда стали переселять людей из неблагоустроенного жилья. Это строительство продолжалось до самого последнего момента, часть уже практически готовых домов так и не была заселена.

В соответствии с розой ветров почти все дома были ориентированы торцами с востока на запад, фундаменты из-за мощного слоя вечной мерзлоты были свайными. Выше двух этажей здания не строили. Материалом стен капитальных жилых домов и административных зданий был толстый деревянный брус, облицовывавшийся штукатуркой или вагонкой; кровельным покрытием повсеместно являлся шифер; окна имели тройное остекление. Все уличные коммуникации — водопровод, отопление, канализация устраивались в бетонных (впоследствии заменённых на деревянные) утеплённых коробах, которые использовались жителями в качестве тротуаров. Центральные улицы, площадь и дворовые территории имели бетонное покрытие. Территория посёлка постоянно подсыпалась грунтом из карьеров, к 1974 году его перевезённый объём составил 200 тыс. м³.

Полный список улиц: Площадь им.50-летия СССР; улицы — Беляева, Восточная, Гайдара, Донецкая, Заречная, Механизаторов, Молодёжная, Набережная, Октябрьская, Полевиков, Ростовская, Северная, Спортивная, Стахановская, Тимура, Транспортная, Тундровая, Шахтёрская, Школьная.

Население

Несмотря на то, что Полярный входил в состав национального автономного округа, представители коренного населения здесь не проживали. Все жители посёлка были переселенцами из центральных регионов СССР.

Экономика

В прошлом образующее предприятие Полярнинский горно-обогатительный комбинат — самый северный прииск СССР, флагман золотодобывающей промышленности всесоюзного значения.

Непосредственно в черте посёлка находились подразделения ГОКа: головное управление, административно-бытовые комплексы карьера «Полярный» и шахты «Восточная», участок по ремонту тяжёлой землеройной техники ГПЭР (КТЗМ), кузня, кислородно-компрессорная станция.

Также действовали: строительно-монтажное управление, Полярнинская и Шмидтовская геолого-разведочные партии, автобаза, артель старателей «Полярная», свиноводческая ферма.

Организация жизнеобеспечения посёлка

Электроснабжение населения и предприятий осуществлялось с помощью местной ДЭС, суммарная мощность которой составляла 11 МВт, однако ввиду особенностей технологических процессов промышленных потребителей случались частые перебои с подачей электроэнергии. Для покрытия дефицита электроэнергии были задействованы мощности плавучей турбинной станции ПлЭС-4 проекта «Северное сияние», установленной в 1978 году на Мысе Шмидта, куда была протянута высоковольтная ЛЭП.

Теплоснабжение посёлка обеспечивалось котельной первой категории, первоначально работающей на угле и впоследствии переведённой на жидкое топливо. Также действовала вспомогательная котельная Спутник.

Подача воды осуществлялась по двухкилометровому водоводу из искусственного водоёма, находящегося южнее посёлка. Из-за своего происхождения накопленная вода была очень мягкой, при этом невысокого качества из-за недостаточной очистки.

Сбор и вывоз бытового мусора осуществлялся с помощью тракторных волокуш и складировался на полигоне на северо-восточной окраине посёлка.

Действовали метеостанция, пожарная часть.

Социальная инфраструктура

  • Поселковая больница со стационаром на 50 коек и поликлиникой.
  • Средняя школа, вечерняя школа, музыкальная школа, ДЮСШ, ясли-сад, детский сад «Медвежонок».
  • Клуб, поселковая библиотека, книжный магазин, бытовой комбинат, гостиница, спортзал, крытый хоккейный каток.
  • Пекарня, 4 продовольственных магазина, столовая, кулинария, кафе.
  • Почта, переговорный пункт, теле-радиоузел, отделение Сбербанка.

Всё заброшено.

Транспорт

Основным способом доставки грузов был морской путь в период летней навигации через Шмидтовский морской порт и причал поселка Ленинградский.

Единственной круглогодичной насыпной автодорогой была тридцатикилометровая трасса, связывающая Полярный с соседним посёлком и одноимённым прииском Ленинградский. Автозимники каждый сезон устраивались в направлении Мыса Шмидта с дальнейшим выходом на Иультин и Эгвекинот, и месторождения Кувет.

Существовал также летний вариант маршрута до Шмидта длиной около 170 км, проходящий преимущественно вдоль русел рек, время в пути составляло 12-14 часов.

Основу автопарка посёлка составляли грузовые и вахтовые Уралы, тягачи К-700 (Кальмар), легковые УАЗ-469, вездеходы ГТ-С и ГТ-СМ. На карьерах работали тяжёлые самосвалы БелАЗ и Татра.

По ряду причин, личного автотранспорта у местных жителей не имелось, вместе с этим широкое распространение получили мотоциклы, мопеды, снегоходы, а также самодельные болотоходы разнообразной конструкции.

Авиация

Приём воздушного транспорта на регулярной основе с 1969 года происходил с грунтово-галечной авиаплощадки длиной 450 м, расположенной в двух километрах севернее посёлка, на месте выровненных отвалов отработанного карьера. Пассажирские и почтовые перевозки осуществлялись с райцентром и с г. Певек. Принимались борта Ан-2 и Ан-28, а также вертолёты. Из-за непредсказуемых погодных условий приём самолётов часто откладывался на несколько дней и даже недель. В 1992 году авиаполоса была ликвидирована.

Телевидение и связь

Впервые телевидение появилось в 1979 году с показом Первой программы ЦТ с помощью спутниковой системы Орбита, в 1986 году начались передачи Второй программы. В самом начале 1990-х был организован местный телеканал, где показывались поселковые новости, жители заказывали музыкальные поздравления, а по вечерам транслировались популярные западные видеофильмы. Иногда в эфир запускали программы аляскинского телевидения.

В посёлке действовала проводная телефонная связь, местная АТС имела больше сотни абонентов с трёхзначной нумерацией. В последние годы существования Полярнинского ГОКа последний запустил ведомственную мобильную сеть, предположительно стандарта NMT-450.

Для устойчивой связи использовалась загоризонтная станция тропосферной линии связи «Баклан» Р-408, обеспечивающая привязку к ТРРЛ «Север».

Ликвидация посёлка

В начале 1990-х годов на всём Крайнем Севере сложилась тяжёлая социально-экономическая ситуация, которая не обошла стороной и Полярный. Запасы месторождений истощались, требовалось внедрение современных эффективных технологий по извлечению золота. Однако новое руководство прииска решило перейти к производству вахтовым методом, были проведены массовые сокращения, труд оставшихся работников подвергался нещадной эксплуатации. В 1994 году была закрыта школа, часть жителей получила компенсационные выплаты и выехала в центральные регионы страны, часть была расселена по соседним посёлкам. В 1995 году посёлок был официально ликвидирован, оставшиеся жители пребывали в ужасных условиях — теплоснабжение осуществлялось с перебоями, электричество также подавалось по 2-3 часа в день, транспортная связь почти прервалась. Не дождавшись получения выплат, бросая вещи последние жители стали покидать посёлок, и к 1998 году он окончательно опустел.

Современное состояние

В настоящее время большинство домов полуразрушено, многие здания уничтожены пожарами. На окраине посёлка ещё действует старательская артель «Полярная», где вахтовым методом работает несколько десятков человек.