Крытый рынок (Саратов)

03.02.2021

Крытый рынок — рынок в центре Саратова, построенный в 1916 году по проекту архитектора В. А. Люкшина. Здание занимает квартал от проспекта Кирова до улицы Василия Люкшина (до 29 декабря 2016 года — улица Сакко и Ванцетти); главный фасад обращён на улицу Улица Чапаева

История

Василий Люкшин получил заказ на строительство здания от Саратовской городской думы в 1907 году. Совместно с представителем Саратовской думы Люкшин объехал Одессу, Ригу, Санкт-Петербург и Москву где осматривал рынки, на что ушло три года. В 1911—1912 году шло проектирование здания, строительство велось в 1914—1916 годах.

Крытый рынок строился под влиянием передовых конструктивных тенденций того времени: каркасная система, использование стальных ферм, новые материалы. Рынок уже тогда оснащался холодильными камерами предусматривающими использование электричества.

Сочетание стекла входных и оконных проемов с железобетонными конструкциями придаёт выразительность и лёгкость зданию. Благодаря разнице в высоте крыши и стеклянному куполу — фонарю получилось осветить торговый зал полным дневным светом и создать впечатление простора.

Для установки на фасадах Крытого рынка были специально заказаны электрические часы торговом доме П. Бурэ. Над оформлением фасадов трудились такие скульпторы как: В. К. Федоров, П. Ф. Дундук, Софья Резцова, также в оформлении принимали участие воспитанники Боголюбовского рисовального училища.

Здание выполненное в архитектурном стиле модерн, придавало новые выразительные черты архитектурному ансамблю Саратова начала XX века, не выбиваясь из общего облика города. Крытый рынок по праву признавался одним из лучших не только в Саратове, но и в России, став настоящим «архитектурным шедевром» начала XX века.

В 1938 году произошёл взрыв парового котла рынка, в результате чего погибло 47 человек и многие были ранены.

Городские легенды

  • Ходят легенды, что при строительстве Крытого рынка в его фундаменте был оставлен клад.

Исторический облик

  • Вид на Митрофановский рынок, на месте которого появится Крытый рынок, 1910 год.

  • Металлический остов рынка, 1915 год. Из фондов Саратовского музея краеведения.

  • Внутренний вид строящегося рынка.

  • Центральная часть конструкции рынка, 1915 год. Из фондов Саратовского музея краеведения.

  • Вход в Крытый рынок со стороны улицы Чапаева, середина 1930-х годов.

Транспорт

Доехать до Крытого рынка можно на городском общественном транспорте.

Троллейбусы:

  • № 2 до остановки «Улица Вавилова»
  • № 2а до остановки «Улица Вавилова»
  • № 15 до остановки «Крытый рынок»
  • № 16 до остановки «Улица Вавилова»

Трамваи:

  • № 3 до остановки «Мирный переулок»
  • № 9 до остановки «Мирный переулок»
  • № 10 до остановки «Мирный переулок»
  • № 11 до остановки «Мирный переулок»

Автобусы:

  • № 2 до остановки «Крытый рынок»
  • № 6 до остановки «Крытый рынок»
  • № 53 до остановки «Крытый рынок»
  • № 90 до остановки «Крытый рынок»

Маршрутные такси:

  • № 3, 8, 13, 21, 59, 62, 79, 83, 94, 97, 99, 110 до остановки «Крытый рынок»
  • № 23, 58 до остановки «Мирный переулок»
  • № 5, 41, 54, 56, 76, 82, 93 до остановки «Улица Вавилова»
  • № 32 до остановки «Улица Вавилова» или «Крытый рынок»
  • № 57, 103 до остановки «Улица Чапаева»

Подземная часть

Крытый рынок обладает обширной подземной частью включающую в себя:

  • Помещения для хранения продукции
  • Бомбоубежище (предположения)
  • Цокольный этаж
  • Остатки дренажной системы

Описание:

  • Помещения для хранения продукции и ныне используются по назначению - входы в них располагаются с правой стороны здания (при виде с площади Кирова). Оборудованы системой вентиляции и водяного охлаждения оборудования и помещений. Не далеко от рынка, между храмом святителя Митрофана и кинотеатром "Победа" находится фонтан, являющийся градирней этой системы. Именно по этой причине объект действует круглый год.
  • По неподтвержденным данным под зданием рынка находится бомбоубежище.
  • Цокольный этаж на сентябрь 2020 находится на реконструкции для переноса торговых рядов, располагавшихся рядом со зданием, снесённых при реконструкции Площади Кирова.
  • При подготовке к строительству центра города была возведена большая дренажная система, осушающая город от вокзала до крытого рынка, построенного на болотистой местности. Однако, большая часть системы была засыпана и площадь Кирова вновь начало подтапливать. При строительстве дома работников железной дороги, также известного как "кассы Аэрофлота" был заложен фундамент, позволяющий построить высотку со шпилем, однако, грунтовые воды не позволяли этого и часть дренажной системы под площадью Кирова была восстановлена. Вентшахты и входы этой системы можно заметить во дворах близлежащих домов. Часть этой системы можно было увидеть в нескольких метрах от рынка при реконструкции площади.