Норвежско-российские отношения

03.02.2021

Дипломатические отношения Норвегии и России были установлены в 1905 году после обретения Норвегией независимости. Россия имеет посольство в Осло и консульства в Баренцбурге и Киркенесе; Норвегия содержит посольство в Москве и консульства в Санкт-Петербурге, Мурманске и Архангельске.

История

Средние века

В VIII—IX веке нашей эры скандинавское население тесно контактировало с Русью. Контакты обусловлены тем, что между скандинавами и русским населением шла активная торговля на пути «Из варяг в греки». Путь скандинавских воинов также пролегал через территорию Руси, так как необходимо было попасть на восток (продажа рабов и быть наемником у Византийской аристократии) Наибольший наплыв выходцев из Скандинавии на Русь приходится на IX—XI века.Одни из них возвращались на родину, другие оставались навсегда на Руси, третьи уезжали искать денег и славы в более дальние края.Русские, шведские, исландские источники сообщают о регулярном присутствии скандинавов на Руси, в том числе и многих представителей скандинавских правящих династий. Среди них были будущий норвежский конунг Олав Трюггвасон, креститель Норвегии конунг Олав Харальдссон (Святой), его сын Магнус Олавссон — будущий конунг Магнус Добрый.

Первые упоминания об установлении официальных двусторонних отношений датируются XIII веком, в частности, в исландской «Саге о Хаконе Хаконарсоне» авторства Стурлы Тордарсона. В результате договоров 1251 и 1326 годов между Новгородской республикой и Норвегией закрепляется межгосударственная граница. Общая протяженность границы в настоящее время — 219 км (из них 23 км по морю).

Отношения Российской империи и Норвегии

В 1826 году была установлена современная российско-норвежская граница. В 1905 году Россия первой признала независимость Норвегии от Швеции. В период с 1905- по 1917 год между странами возникли трудности, связанные с использованием и эксплуатацией природных ресурсов на территории Арктики.

Отношения СССР и Норвегии

После Октябрьской революции в России отношения между странами были прерваны, а 15 февраля 1924 года восстановлены вновь. При этом экономические связи между Советской Россией и Норвегией были установлены ещё 2 сентября 1921 года временным соглашением. Особым и довольно проблематичным пунктом российско-норвежских отношений стал Шпицбергенский трактат 1920 года.

СССР уважал суверенитет Норвегии. Уже в сентябре 1945 года советские войска покинули Северную Норвегию. 4 апреля 1949 года Норвегия вступила в блок НАТО.

Отношения Российской Федерации и Норвегии

После распада СССР Норвегия в числе первых признала государственный суверенитет Российской Федерации.

8 марта 1992 года российский министр иностранных дел Российской Федерации А. В. Козырев подписал в Осло вместе с министром иностранных дел Норвегии Т. Столтенбергом протокол о рабочей программе двухсторонних контактов и сотрудничества.

24 апреля 1992 года норвежским правительством был принят долгосрочный план действий по отношению к России и странам Восточной Европы, который предусматривал финансирование проектов сотрудничества в области экологии, строительства демократического общества, рыночной экономики, образования, здравоохранения и культуры. Географическим фокусом программы стал северо-запад России и Прибалтика. К 1997 году (через пять лет после начала реализации программы) в этот регион были направлены три четверти всех ассигнований, в том числе 49 миллионов норвежских крон (около 7 миллионов долларов) на осуществление проектов в Баренц-регионе. Само понятие «Баренц-регион» впервые было употреблено именно 24 апреля 1992 года Т. Столтенбергом и вскоре прочно вошло в международную лексику.

О позиции внешнеполитического руководства России того времени можно судить по высказыванию министра иностранных дел России А. В. Козырева 9 января 1993 года в Североморске перед моряками Северного флота: «…Ушло в прошлое разорительное противоборство. По существу у России больше нет постоянных противников. Но есть постоянные интересы, которые лучше отстаивать на принципах сотрудничества и партнерства с внешним миром. Арктика перестаёт быть театром военного соперничества. Здесь накопилось много проблем социальных, экономических, экологических. Для их решения важно привлечь передовые технологии, крупных партнёров, инвесторов…».

Потеплению отношений России и Норвегии должна была способствовать встреча руководителей государств на высшем уровне. Официальный визит Б. Н. Ельцина в Норвегию готовился ещё в 1995 году, но дважды откладывался из-за состояния здоровья российского президента. Визит состоялся только 25-26 марта 1996 года. Главным достижением в тех переговорах стало подписание Декларации об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Норвегия, в которой подчеркивалась роль Баренцева сотрудничества во включении России в европейскую интеграцию.

Тем временем, начиная с середины 1990-х годов, отношения России и Норвегии постепенно осложнялись, и не только по вышеназванным экономическим причинам. Российская Федерация, выражая несогласие с действиями НАТО, умаляющими значение ООН в разрешении конфликтов, а с 1999 года — с политикой НАТО на Балканах (военные действия против Республики Югославии по поводу конфликта в Косово), сначала ограничила, а затем «заморозила» своё сотрудничество с НАТО даже в рамках программы «Партнёрство во имя мира». Ухудшению отношений способствовала готовность норвежского правительства начать совместные военные учения НАТО вблизи границ России и обсуждение по инициативе США перспектив проведения совместных с Норвегией исследований в районе архипелага Шпицберген с участием военно-морских и военно-воздушных сил двух союзных стран. В 1998 году произошёл шпионский скандал между Россией и Норвегией, закончившийся взаимным выдворением дипломатических работников, обвинённых в «деятельности, несовместимой с их дипломатическим статусом». В 1999 году посол РФ в Осло Юлий Квицинский передал норвежскому МИДу ноту, в которой действия береговой охраны против мурманских рыбаков признавались дискриминационными.

Премьер-министр Норвегии Кьель Магне Бондевик, несмотря на перечисленные моменты осложнения отношений, признавал: «Отношения с Россией остаются фундаментальным элементом норвежской политики… Моё правительство стремится вернуться в конструктивное русло и продолжить строительство долгосрочных, стабильных и дружественных связей с нашими русскими соседями».

Спор о морских территориях

Ещё с 1970 года существовал территориальный спор о границе между государствами в Баренцевом море. Суть его сводится к тому, что Россия проводила границу вдоль побережья острова Шпицберген, Норвегия полагала, что граница должна находиться равноудалённо от Шпицбергена с одной стороны и Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля с другой. Поскольку государства находились в дружественных отношениях, спор о границе редко вытекал в какие-либо акции, изредка происходили задержания российских рыболовецких судов. Однако в дальнейшем спор обострился, так как в Баренцевом море в том числе и на спорных территориях были обнаружены запасы углеводородов. В апреле 2010 года стороны пришли к соглашению, что новая делимитационная линия разделит спорную территорию на две равные части, окончательно 40-летний спор был урегулирован 15 сентября 2010 года после подписания договора «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» передачей 90 тысяч км² в пользу Норвегии (см. Демаркация российско-норвежской границы (2010)).

Норвегия не входит в ЕС, однако в апреле 2014 года Норвегия присоединилась к санкциям Европейского союза против России, введённым в связи с присоединением Крыма к России и вооружённым конфликтом на востоке Украины. В августе 2014 года в качестве ответной меры Россия ввела годовое эмбарго на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из ряда стран, поддержавших санкции, в том числе Норвегии; в дальнейшем взаимные санкции регулярно продлевались.