Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Шымкентская агломерация


Шымкентская агломерация (каз. Шымкент агломерациясы) — агломерация, включающая в себя город Шымкент, его пригороды и прилежащие районы. В настоящее время в Шымкентской агломерации проживает около 10% населения страны, что делает её одной из самых крупных в Казахстане (с учётом численности населения, сложности структуры и коэффициента развитости) .

Так, агломерация считается развитой при коэффициенте развитости, равном 1 и более (зависит от людности, количества городов, посёлков городского типа и их доли в суммарной людности агломерации). Среди городских агломераций Казахстана, включённых в Программу развития регионов, только Алматинская и Шымкентская превышают этот порог (13,03 и 7,4 соответственно) .

В соответствии с Программой развития регионов Шымкентская агломерация (наряду с Алматинской и Астанинской) определена как агломерация первого уровня (обладающая наибольшим потенциалом).

Межрегиональная схема территориального развития Шымкентской агломерации была утверждена Правительством Республики Казахстан 22 февраля 2018 года

Ядро агломерации — город Шымкент, административный, социально-экономический, научный, образовательный и культурный центр. В связи с имеющимися потенциалами город претендует стать агломерационным ядром юга страны.

Численность населения

Численность населения агломерации, согласно данным Проекта межрегиональной схемы территориального развития Шымкентской агломерации, к концу 2017 году составила 1,8 млн человек (10 % от численности населения Республики Казахстан) , что делает её второй по величине агломерацией страны (после Алматинской в 2,5 млн человек). Демографическая ёмкость (предельная численность населения, которую может вместить территория, учитывая земельные, водные и продовольственные ресурсы) Шымкентской агломерации согласно расчётам составляет около 4,07 млн человек.

Согласно данным на 2016 год в Шымкентской агломерации наблюдалась миграционная убыль населения (8 тыс. чел.), только в городе Шымкенте был миграционный прирост (5 тыс.), который не компенсировал миграционную убыль, которая наблюдалась во всех остальных городах и районах агломерации (13 тыс.).

Структура и транспортная доступность

Шымкентская агломерация вбирает в себя 367 населённых пунктов, расположенных на территории в 1573,5 тыс. га . Используя метод изохрон (1,5-часовая транспортная доступность), была определена структура Шымкентской агломерации. В область её влияния входят: центр (ядро) — город Шымкент, Арысская городская администрация (в том числе город Арысь), Байдибекский, Тюлькубасский, Казыгуртский (в том числе село Казыгурт), Толебийский (в том числе город Ленгер), Ордабасынский и Сайрамский районы (в том числе сёла Манкент и Сайрам).

51 % территории Шымкентской агломерации составляют территории городского акимата Арысь и Байдибекского района (14,8 тыс. км²), однако численность населения этих территорий (129 320 чел. на 1 января 2017 года) составляет всего 7,6 % всего населения агломерации. Без учёта этих территорий плотность населения Шымкентской агломерации составит 109 чел/км².

Перспективы

Прогнозируется, что численность населения Шымкентской агломерации в 2020 году составит 1,9 млн человек, к 2030 - свыше 2,3 млн . Для агломерации приоритетным было признано развитие скоростного рельсового наземного транспорта (в том числе на пригородных сообщениях Шымкент-Ленгер, Шымкент-Арысь и другие), единого общественного транспорта и малой авиации в пределах агломерации.

Учитывая конкурентные преимущества Шымкентской агломерации, будут приняты меры по её развитию как:

  • индустриально-инновационного центра региона;
  • центра переработки сельскохозяйственной продукции региона;
  • фармацевтического кластера региона;
  • центра транспорно-логистических услуг и дистрибуции региона;
  • туристического и историко-культурного центра региона.

В связи с тем, что процесс роста городов в Шымкентской и Алматинской агломерациях идёт стремительными темпами и сопровождается обострением экологических, транспортных и социальных проблем, было рекомендовано в их центрах прекратить новое промышленное строительство, и также вынести части существующих производств за пределы городской черты. Рекомендованы мероприятия по оздоровлению окружающей среды.