Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Туркестанская серия


«Туркестанская серия» — серия картин русского художника Василия Васильевича Верещагина. написанная им в 1871—1873 годах в Мюнхене под впечатлением от его пребывания в Средней Азии в 1867—1868 и 1869—1870 годах. В «Туркестанскую серию» входит и небольшая подсерия «Варвары» («Героическая поэма»), которую Верещагин решил выделить и придать ей самостоятельное значение. Эта подсерия посвящена исключительно военным сюжетам.

История создания

В 1867 году К. П. Кауфман, генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии, пригласил художника к себе на службу — тот должен был состоять при генерале в чине прапорщика. В августе 1867 года Верещагин отправился в Ташкент, затем в Самарканд, где он участвовал в обороне осаждённого города, был ранен и получил Орден Святого Георгия 4-го класса «В воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели г. Самарканда, с 2 по 8 Июня 1868 года».

В конце 1868 года художник отбыл в Санкт-Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Санкт-Петербург. В 1869 году Верещагин при содействии Кауфмана организовал в столице «туркестанскую выставку», после окончания которой вновь отправился в Туркестан, на этот раз через Сибирь.

В 1871 году Верещагин переехал в Мюнхен и начал работать над картинами по восточным сюжетам. Через два года он завершил «Туркестанскую серию», в которую вошло 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка. В таком составе она была показана на первой персональной выставке художника в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Санкт-Петербурге и Москве.

Верещагин поставил обязательным условием приобретение коллекции в её полном составе. В 1874 году её купил П. М. Третьяков за 92 тысячи рублей серебром, и открыл «Туркестанскую серию» для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем, после пристройки новых залов, — у себя в галерее.

Оценка

«Туркестанская серия» частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично — среднеазиатскому быту, традициям и культуре местного населения. Как тематика, так и живописная техника были новы и необычны для своего времени и поначалу вызвали неоднозначную оценку современников. Многим художникам (в том числе Перову, Чистякову, а поначалу и Репину) «Туркестанская серия» казалась чужеродной в русском искусстве, но со временем возобладало мнение Крамского, что она — блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение.

Работы

  • Апофеоз войны

  • Богатый киргизский охотник с соколом

  • Бухарский солдат

  • В горах Алатау

  • Верблюд во дворе караван-сарая

  • Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром

  • Двери Тимура (Тамерлана)

  • Дервиши в праздничных нарядах

  • Дутарист (по каталогу — Узбек поющий)

  • Калмыцкая молельня

  • Калмыцкий лама

  • Киргиз

  • Кочевая дорога в горах Алатау

  • Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд

  • Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся

  • Нищие в Самарканде

  • Перекочёвка киргизов

  • Портрет бачи

  • Развалины китайской кумирни. Ак-Кент

  • О войне

  • Садовая калитка в Чугучаке

  • Смертельно раненый

  • У дверей мечети

  • Узбекская женщина в Ташкенте

«Варвары»

  • Высматривают (1873)

  • Нападают врасплох (1871)

  • Представляют трофеи (1872)

  • Торжествуют (1872)

В серию «Варвары» также входит картина «Окружили — преследуют» (1872), сожжённая автором.