Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Комитет по правам человека ООН


Комитет по правам человека ООН — организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в 4 года. В отношении стран, ратифицировавших протокол к Пакту (в том числе России, Казахстана и Белоруссии) Комитет наделен правом принимать и рассматривать индивидуальные жалобы на нарушение властями прав, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах и выносить по ним властям рекомендации. Эти рекомендации иногда исполняются властями, иногда нет.

Функции и доклады стран

Комитет оценивает доклады об исполнении Пакта, представляемые странами-участницами, составляет комментарии к Пакту («замечания общего порядка») и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении Пакта (кроме статьи 1) странами, ратифицировавшими Первый факультативный протокол к Пакту, соображения. Члены комитета имеют право высказывать особые мнения, прилагаемые к соображениям.

Комитет является органом независимых экспертов, причем все государства-участники обязаны регулярно предоставлять Комитету доклады о том, как осуществляются права. Государство должно предоставить первоначальный доклад спустя год после присоединения к Пакту, а затем - по запросу Комитета (обычно каждые четыре года). Комитет изучает каждый доклад и излагает свои соображения и рекомендации государству-участнику в виде "заключительных замечаний".

Правовое значение соображений Я. Мёллер и А. де Заяс оценивают так: «несмотря на тот факт, что формально соображения Комитета не являются юридически обязывающими, набирает силу мнение, что государства-участники обязаны обеспечить жертву нарушения, констатированного Комитетом, эффективным средством правовой защиты в соответствии с ч. 3(а) статьи 2 Пакта».

Рассмотрение индивидуальных жалоб

В отношении стран, ратифицировавших Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правам Комитет наделен правом принимать к рассмотрению индивидуальные жалобы на нарушение прав человека. По итогам рассмотрения индивидуальной жалобы Комитет выносит рекомендации для властей. Эти рекомендации могут содержать требования по пересмотру дела заявителя, выплата ему какой-либо компенсации (без указания в решении Комитета конкретной суммы).

Например, 31 октября 2012 года Комитет по правам человека ООН удовлетворил жалобу Федотовой в отношении России, признав положения закона Рязанской области о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних противоречащими двум статьям Международного пакта о гражданских и политических правах.

Комитет осудил размытость формулировок закона, из которого непонятно, относится ли термин «гомосексуализм» к сексуальной ориентации или к сексуальным действиям, и постановил, что Россия не смогла продемонстрировать необходимость ограничения права Федотовой на выражение ею своей сексуальной идентичности и стремления добиться её понимания, в том числе с вовлечением несовершеннолетних в обсуждение вопросов, связанных с гомосексуальностью. Комитет сделал заключение о дискриминационном характере рязанского закона и о нарушении Российской Федерацией пунктов 2 статьи 19 (право на свободу выражения мнений) в совокупности со статьей 26 (запрет дискриминации) Пакта и обязал Россию принять необходимые меры для недопущения аналогичных нарушений в будущем.

В октябре 2013 года Рязанский областной суд по жалобе Федотовой отменил решения, ранее принятые по делу Федотовой. Вскоре Федотова добилась также и в Верховном Суде подтверждения этого решения.

На практике рекомендации Комитета (как и других договорных инструментов ООН) не выполняются отдельными странами. Например, в апреле 2017 года было объявлено, что с 2011 года комитетами ООН были вынесены 25 решений в пользу заявителей из Казахстана, но ни одно из них не было исполнено властями Казахстана из-за отсутствия необходимого национального законодательства.

Несмотря на протесты представителей Комитета, власти Белоруссии приводят в исполнение даже смертные приговоры, жалобы по которым ещё рассматриваются в Комитете. Например, в 2014 году в Белоруссии были казнены П. Селюн и А. Горюнов, несмотря на то, что они подали жалобы в Комитет и тот просил белорусские власти отложить исполнение их приговоров. В октябре 2015 года Комитет постановил, что казнь В. Юзепчука (расстрелянного в 2010 году) была нарушением его права на жизнь, его признание вины в преступлении было получено под пытками, а сам судебный процесс, завершившийся вынесением ему смертного приговора, не соответствовал критериям независимости и беспристрастности.