Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Доширак


«Доширак» — торговая марка продуктов быстрого приготовления, продающихся в России и ряде стран СНГ, а также Латвии. Выпускается компанией «Корея Якулт» (с 2012 года — отделившейся от неё компанией «Палдо»). В России производством продуктов под маркой «Доширак» занимаются ООО «Доширак Коя» и ООО «Доширак Рязань», дистрибуцией — ООО «Доширак Рус».

Название происходит от кор. 도시락 (слово читается как [to̞ɕʰiɾa̠k̚] и означает «рис в коробке» (подаваемый на завтрак)).

Лапша быстрого приготовления (ЛБП) марки «Доширак» с конца 1990-х годов являлась лидером продаж в сегменте лапши быстрого приготовления на российском рынке, лишь в 2014 году уступив лапше под торговой маркой «Роллтон».

Российский рынок

По состоянию на 2012 год, Россия была крупнейшим экспортным рынком для «Палдо» (220 из 350 миллиардов вон оборота). При этом Доширак составлял около половины всех продаж в России.

В 2019 году прибыль составила 1,785 млрд рублей (за ~70 млн единиц товара).

Название

Первоначальное название

Название лапши произошло от прямоугольной, как бэнто, упаковки. В некоторых работах по маркетингу оно ошибочно переводится «лапша как у мамы».

Лапша впервые вышла на российский рынок под транскрибированным названием «Досирак» по аналогии с англ. Dosirak, которое с тех пор приводится в работах по маркетингу и лингвистике как пример неудачного словообразования без учёта местных реалий (в нашем случае, вследствие очевидного созвучия с грубым русским словом, обозначающим дефекацию). Российский учёный-филолог Т. А. Печенёва называет это «трагедией копирайтера».

Название как нарицательное слово

Как торговая марка одного из первых представителей в этом классе блюд быстрого приготовления на российском рынке, активно рекламировавшегося в 1990-х годах, слово «Доширак» стало нарицательным и используется как для обозначения любой лапши быстрого приготовления, так и для обозначения произвольного несложного продукта, рассчитанного на быстрое потребление массовой непритязательной аудиторией (например, детективных романов в книготорговле), быстрорастворимой субстанции и даже как прозвище.

Дешевизна блюда породила также выражения «работать за доширак», «хватает на доширак», «стартап на дошираке» (калька с англ. ramen profitable), описывающие ситуацию минимального, но достаточного для выживания, уровня зарплаты или дохода компании.

Рекламная кампания

Задолго до «Доширака» на российском рынке появилась лапша быстрого приготовления «Каншифу», однако, благодаря значительным вложениям в рекламу с апелляцией ко вкусам большинства («Люди любят Доширак»), использованием импликатур («А почему вы любите лапшу Доширак?») и традиционных для рекламы метафор с сочетанием вкусовых и тактильных ощущений («Вкус, от которого тепло на душе») торговая марка «Доширак» сумела её обойти.

Производство

Лапша производится на предприятии компании в посёлке совхоза «Раменское» и, с 2010 года, на второй фабрике под Рязанью.

В 2018 мир съел 103,6 млрд единиц Доширака, то есть ~ 8 млн тонн.

В культуре

В прозе Оксаны Робски упоминание употребления героинями «Доширака», наряду с другими «дешёвыми продуктами весьма сомнительного качества», по мнению Татьяны Михайловой, применяется для укрепления роли Робски в качестве посредника между постсоветской элитой и беднотой.