Пятигорье — историческая область на Северном Кавказе, её локализация в современной научной литературе является предметом дискуссий и сводится к нескольким значениям:
…а также реже встречающиеся широкотрактующиеся понятия:
Название
Название происходит от высшей точки — пятиглавой горы Бештау, а также от расположенных в самом центре региона пяти основных гор, образующих [на карте соединёнными линиями] как бы ковш подобный Большой Медведице (см. также пятигорскую г. Машук).
О районе Пятигорья существует горская легенда. Когда-то здесь на бескрайней равнине жили бесстрашные воины-богатыри — нарты. Жизнь их проходила в бесконечных набегах и сражениях. Предводитель нартов князь Эльбрус имел единственного сына — храброго джигита Бештау (Тау). Однажды повстречал Бештау красавицу Машуку, идущую с кувшином за водой. Улыбнулась Машука молодому князю и вспыхнула между ними любовь. Попросил Бештау у отца разрешения на свадьбу и получил его. Но увидев невесту сына, Эльбрус без памяти влюбился в неё. Задумав коварный план, отправил он Бештау в дальний и опасный набег. Сам же тотчас объявил о своей скорой свадьбе с красавицей Машукой. До свадьбы заточил Машуку в саклю и надел ей на палец обручальное кольцо. Но за день до свадьбы поздним вечером вернулся в родной аул с богатой добычей Бештау и узнал о коварстве отца. С помощью верных джигитов он выкрал Машуку и решил бежать с ней на север. По дороге Машука сбросила ненавистное кольцо. Наутро, узнав о бегстве, разъярённый Эльбрус собрал самых сильных воинов, бросился в погоню и скоро настиг беглецов. В неравной схватке были убиты молодые джигиты, охранявшие Бештау, а сам молодой князь сошёлся один на один с отцом и нанёс страшный [рассекающий] удар мечом по голове Эльбруса (или в иной версии — по серебристо-стальному шлёму). Но собрал все силы седовласый князь и рассёк сына на пять частей. Машука, склонившаяся над упавшим замертво любимым, выхватила его кинжал, вонзила его себе в сердце и отбросила…
Темнеет Провалом рана Машуки, и льётся целебными ключами её кровь.
Локализация
В XVI—XVII веках среди русскоговорящего населения и в документах Русского царства использовался экзоэтноним пятигорские черкасы, который кроме прочего, также мог означать и некую кабардинскую этногруппу, область расселения которой какое-то время находилась в Пятигорье. Согласно советскому кавказоведу Е. Н. Кушевой, название среди русских эта этногруппа получила именно от имени местности — Пятигорье. В «Книге Большому Чертежу» (описание карты Русского и соседних государств периода конца XVI — начала XVII веков) дана следующая локализация «земли Пятигорских черкас» соответствующая Пятигорью:
«А в реку в Белую [участок Малки от Прохладного до устья?] пала река Черем [Черек]; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшои [Чегем].
— «Книга Большому Чертежу» (1627 год)
А ниже другая река Баксан Середнеи [Баксан], 20 верст.
А ниже Баксана реки река Палк [Малка до Прохладного?] 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место и от того потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских Черкас.
А протоку тех рек с верху до Терка [Терек] 90 верст; по тем рекам Пятигорские черкасы» (лл. 65 об., 66).
История
Несмотря на то, что этноним «пятигорские черкасы» собственно адыгами не использовался, название области — «Пять гор», в источниках, исходивших от адыгов или записанных с их слов, упоминалось часто. В своей работе «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией» она высказывает предположение, что европейские авторы, например польский посол в Крыму Мартин Броневский, также называли этим экзоэтнонимом все адыгские народности. Указывая границы Пятигорской области в «Описании Татарии» («Tartariae descriptio»), М. Броневский обозначает их от Таманской крепости до Каспийского моря — таким образом охватывая весь ареал проживания адыгов. Однако в его тексте имеются и некоторые противоречия этой гипотезе — он отделяет народность черкесов от пятигорцев, периодически перечисляя их отдельно друг от друга.