Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Первичное публичное предложение


Первичное публичное предложение, первичное публичное размещение, IPO ([ай-пи-о], также редко [ипо]; от англ. Initial Public Offering) — первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц. Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска.

Существуют определенные преимущества выпуска облигаций перед кредитом, среди которых возможно выделить:

– отсутствие требования к залоговому обеспечению;

– диверсификация источников финансирования;

– отсутствие требования по целевому использованию привлеченных ресурсов;

– формирование публичной кредитной истории, которая в будущем удешевит привлечение финансирования;

– повышение узнаваемости бренда и, как следствие, приток новых клиентов;

– наличие механизма оферты;

– более длительный срок привлечения заемного финансирования.

Кроме того, можно выделить также дальнейший упрощенный выход на рынок акционерного капитала, то есть проведение IPO. Таким образом, компания не только получает необходимое финансирование, но и становится публичной, что находит свое отражение в росте ее выручки.

Классификация

В процессе проведения первоначального публичного предложения акций (IPO) инвесторам могут быть предложены акции дополнительного и (или) основного выпусков:

  • PPO (англ. Primary Public Offering) — первичное публичное предложение акций основного выпуска (акции существующих акционеров) неограниченному кругу лиц. Является «классическим» вариантом IPO.
  • SPO (англ. Secondary Public Offering) — вторичное публичное предложение акций дополнительного (нового) выпуска неограниченному кругу лиц.

Следует отличать IPO от PO (англ. Public Offering) — публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. При этом подразумевается, что компания уже проводила IPO и (или) её акции уже обращаются на бирже. В процессе проведения публичного предложения акций (PO) инвесторам могут быть предложены акции дополнительного или основного выпусков:

  • Follow-on («доразмещение»). Очередное предложение дополнительного выпуска акций компании неограниченному кругу лиц. Акции компании уже обращаются на бирже.

В российской практике под названием IPO иногда подразумеваются и вторичные размещения на рынке пакетов акций (например, публичная продажа пакетов акций действующих акционеров широкому или ограниченному кругу инвесторов).

Цель проведения IPO

Существует несколько основных целей проведения IPO, важность которых может отличаться в зависимости от конкретного случая:

  • Привлечение капитала в компанию: проведение IPO позволяет компании получить доступ к капиталу гораздо большего круга инвесторов.
  • Наличие акций, торгуемых на рынке капитала, дает наиболее объективную оценку стоимости компании, которая может использоваться как инструмент оценки деятельности и мотивации менеджеров, или ориентир для сделок слияния и присоединения.
  • Акционеры компании получают возможность продать все или часть своих акций и тем самым капитализировать ожидаемые будущие доходы компании.
  • Ликвидность капитала акционеров после проведения IPO также резко повышается, например, банки гораздо охотнее выдают кредиты под залог акций котируемых (публичных) компаний, чем закрытых (частных) компаний.
  • После проведения IPO компания становится публичной, отчётность — ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний.

    Этапы IPO

    Отчуждение ценных бумаг эмитента в пользу приобретателей в результате сделанного первичного публичного предложения является заключительной стадией целого ряда действий и процедур, которые совершает эмитент с целью максимально эффективной продажи предлагаемых ценных бумаг на рынке. В общих чертах, IPO включает в себя следующие этапы:

    • Предварительный этап — на данном этапе эмитент критически анализирует своё финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов, информационную (в том числе, финансовую) прозрачность, практику корпоративного управления и другие аспекты деятельности и по результатам этого анализа стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать ему успешно осуществить IPO; данные действия обычно совершаются до окончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала.
    • Подготовительный этап — если по итогам предварительного этапа с учётом устранённых недостатков перспектива IPO оценивается эмитентом положительно, то процесс IPO переходит на новый этап — подготовительный, во время которого:
      • Подбирается команда участников IPO (выбирается торговая площадка, партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация IPO.
      • Принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права покупки) и составляются формальные документы (проспект ценных бумаг).
      • Создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.).
      • Запускается рекламная кампания (в том числе в формате «Дорожное шоу») с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам. На встречах осуществляется презентация компании, основных показателей её деятельности и условий размещения акций.
    • Основной этап — во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг — определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).
    • Завершающий этап (aftermarket) — начало обращения ценных бумаг и, в свете него, окончательная оценка эффективности состоявшегося IPO.

    Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:

    • инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и организаторов размещения;
    • юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов;
    • аудиторских компаний;
    • коммуникационных агентств в качестве PR/IR консультантов размещения.

    Ещё один элемент, предшествующий IPO, — публичное объявление о размещении.

    IPO в мире

    В 2006 году во всём мире было проведено 1729 IPO на сумму 247 млрд. долларов США. В 2007 году ожидалось существенное превышение этого показателя. Лидерами по сумме сделок являются США и Китай. Настоящий бум IPO связан с выходом на рынок «доткомов» в конце 90-х годов XX века — в рекордном 1999 году на рынок впервые вышли свыше 200 компаний, которые привлекли около 200 млрд долларов США. Это привело к надуванию «пузыря» интернет-компаний и краху доткомов, в результате чего индекс Nasdaq упал более чем на 70 % в октябре по сравнению с показателями марта, когда он достиг исторического максимума. По некоторым оценкам, в 2000–2002 годах совокупная рыночная стоимость американских компаний упала на $5 трлн.

    18 мая 2012 года социальная сеть «Facebook» разместила свои акции в рамках IPO по $38 за бумагу, верхней границе ценового диапазона. Таким образом стоимость активов компании, составила $104 млрд, а привлеченная сумма — $18,4 млрд. IPO «Facebook» — крупнейшее среди размещений технологических компаний и самое крупное в США с момента размещения Visa, которая привлекла в 2008 г. $19,7 млрд.

    18 сентября 2014 года состоялось размещение китайского онлайн-ретейлера Alibaba, и 19 сентября американские депозитарные акции появились на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером BABA. После исполнения андеррайтерами опциона greenshoe это IPO стало самым крупным в мире, объем привлеченных средств составил 25 млрд долларов, цена размещения — 68 долларов за акцию.

    За 2019 год на биржи США вышло 233 компании, а с января по конец ноября 2020 года более 400. За весь 2020 год было сделано первичных размещений на $300 млрд. За первую половину 2021 года на IPO провели сделки на сумму $350 млрд.

    В 2020 г. в мире было проведено 1 363 IPO, в ходе которых привлечено 268 млрд долл. США. В 2020 г. в Северной и Южной Америке показатели IPO и выручка увеличились на 30 % и 78 % соответственно. В Азиатско-Тихоокеанском регионе количество сделок увеличилось на 20 %, выручка – на 45 %. Между тем количество сделок в развивающихся странах выросло на 7 %, а выручка снизилась на 43 % по сравнению с 2019 г. Кризис заставляет компании искать новое дополнительное финансирование. Так, IPO позволяет привлекать деньги на более выгодных условиях. Однако, субъекты МСП редко используют данный способ привлечения капитала в компанию. Это обусловлено тем, что большинство предпринимателей боятся потерять контроль над организацией.

    Для инвесторов IPO представляет собой достаточно рисковое мероприятие. Зачастую даже крупным компаниям сложно привлечь достаточное количество инвесторов, желающих поучаствовать в их IPO. Субъектам МСП это сделать значительно сложнее. Механизмом обеспечения стабильного функционирования субъектов МСП является система управления, включающая планирование, анализ и контроль устойчивости сектора МСП для создания необходимых условий конкурентоспособного развития малых и средних организаций.

    Крупнейшие IPO

  • Saudi Aramco — 29,4 миллиардов долларов (2019)
  • Alibaba Group — 25 миллиардов долларов (2014)
  • Agricultural Bank of China — 22,1 миллиардов долларов (2010).
  • Industrial and Commercial Bank of China — 21,9 миллиардов долларов (2006).
  • American International Assurance — 20,5 миллиардов долларов (2010).
  • Visa Inc. — 19,7 миллиардов долларов (2008).
  • Facebook — 18,4 миллиардов долларов (2012).
  • General Motors — 18,1 миллиардов долларов (2010).
  • IPO в России

    Компании

    Первой российской компанией, разместившей в 1997 году свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), стало ОАО «ВымпелКом», торговая марка «Билайн».

    В 2004—2007 годах в России наблюдается взрывной рост количества IPO. За это время свои акции на российских и западных рынках разместили такие компании, как «Калина», «Иркут», «Седьмой континент», «Лебедянский», «ВТБ», «Арсагера» и т. д. В 2006 году состоялось проведение рекордного IPO государственной нефтяной компании «Роснефть» (10,4 млрд долларов США).

    24 мая 2011 года состоялось IPO Российской интернет-компании «Яндекс», в ходе первой торговой сессии на американской бирже Nasdaq её акции прибавили в цене 55,4 %. По объёму привлеченных средств (1,3 млрд долларов) IPO «Яндекса» стало вторым среди интернет-компаний после Google, которая в 2004 году привлекла 1,67 млрд долларов США.

    Единственное в 2014 году IPO провела сеть гипермаркетов «Лента» в феврале на Лондонской бирже, сумев привлечь $952 млн.

    В 2019 году HeadHunter заработали при первичном размещении на бирже NASDAQ $220 млн.

    В ноябре 2020 года IPO на технологичной бирже Nasdaq провел ретейлер OZON, что позволило компании привлечь $1,273 млрд без учета расходов. Танкерная компания «Совкомфлот» произвел первичное публичное размещение акций на Московской бирже. Всего компания привлекла $550 млн.

    В первом квартале 2021 года на IPO российские компании привлекли капитал в размере $2,4 млрд.

    К октябрю 2021 года IPO провели: Segezha Group на Московской бирже (привлекала 30 млрд рублей), Fix Price на Лондонской бирже (а также повторный листинг на Московской), сеть клиник «Европейский медицинский центр» (ЕМС) на Московской бирже.

    В конце 2021 года - начале 2022 на IPO планируют выйти: «ВкусВилл», Делимобиль, «Красное и Белое», Positive Technologies, Санкт-Петербургская биржа, ЦИАН.

    Брокеры

    В России доступ к российским или иностранным размещениям на биржах предлагают следующие компании:

    • «ВТБ Инвестиции». В октябре 2020 года услуга участия в IPO и SPO появилась в приложении «ВТБ Инвестиции». При этом компания предоставляет доступ только к IPO российских компаний, которые проводятся на Московской бирже. Минимальная сумма инвестиции — 1000 рублей. Первым IPO, доступным клиентам «ВТБ Инвестиции», стало размещение компании «Совкомфлот».
    • «Тинькофф Инвестиции». Сервис для инвестиций в IPO запущен в мае 2019 года. Доступен только клиентам с тарифом «Премиум». Для перехода на тариф необходимо, в частности, получить статус квалифицированного инвестора. Минимальная сумма заявки — 5000 долларов.
    • United Traders. Данная компания начала предоставлять доступ к инвестициям в IPO в 2015 году. На платформе United Traders размещаются IPO только американских компаний, преимущественно из технологического сектора. Минимальная сумма инвестиции — стоимость одной акции (обычно 10-50 долларов). В 2020 году на сайте United Traders было размещено более 50 IPO, в том числе Snowlake, CureVac, Berkeley.