Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




07.01.2022


07.01.2022


06.01.2022


03.01.2022


28.12.2021





Яндекс.Метрика





Спутник (поисковая система)

12.05.2022

«Спутник» — российская национальная государственная поисковая система и интернет-портал, созданная компанией «Ростелеком». Разработчик — компания «КМ Медиа», позже ООО "Поисковый портал «Спутник».

Вышел в бета-версии 22 мая 2014 года с презентацией в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Прекратил деятельность в 2020 году.

История создания

В конце 2010 года в СМИ появилась публикации о том, что правительство РФ намерено выделить средства на проект по созданию национальной поисковой системы общего назначения.

В начале 2011 года Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента РФ, поддержал идею о создании в Российской Федерации собственной поисковой системы. На то время государственный поисковый сервис планировалось создавать в рамках федеральной программы «Электронное правительство». Планировалось, что поисковик может быть запущен в 2011 году.

О создании поисковой системы под названием «Спутник» было объявлено осенью 2013 года, а её запуск планировался в первом квартале 2014 года. Заявлялось, что одной из предпосылок создания поисковой системы была невозможность контроля негосударственных поисковых систем, а именно их новостные ленты.

22 мая 2014 года проект «Спутник» был презентован в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Алексеем Басовым. В этот же день поисковая система «Спутник» начала свою работу в формате открытого бета-тестирования (выход в открытое бета-тестирование директор ООО «Спутник» объяснил тем, что дальнейшее развитие платформы невозможно без взаимодействия с реальными людьми; об окончании бета-теста не сообщается). В своей речи на том ПМЭФ Басов заявил, что поисковым системам есть куда расти: 40 % жителей РФ, так или иначе, не пользуются интернетом либо пользуются им крайне редко. И с ростом интеграции интернета в общество будет расти спрос на социальные сервисы.

В первый день работы «Спутник» посетило более 500 тыс. человек, а за первую неделю в тестировании портала приняло порядка 2 млн человек.

В июле 2016 года за сутки по результатам поиска «Спутника» переходили 4,1 тыс. человек в сутки, что на несколько порядков меньше, чем у конкурентов (так, у Яндекса за тот же период — 74,2 млн человек в сутки).

По состоянию на 2017 год проект признан неудачным и существующим исключительно благодаря государственной поддержке. Чистый убыток ООО «Спутник» в 2017 году составил более 50 млн рублей.

Разработка

С 2006 года команда энтузиастов информационного поиска из числа сотрудников компании «КМ Медиа» разрабатывала собственную поисковую систему. В 2012 году компанию выкупил «Ростелеком», используя свою дочернюю компанию «РТКомм». И уже к октябрю 2013 года была проиндексирована половина российского сегмента Интернета, и предполагалось, что к 2014 году работы по индексации завершатся.

Куратором же проекта был назначен вице-президент «Ростелекома» — Алексей Басов. Он же стал председателем совета директоров ООО «Спутник» и презентовал поисковую систему на ПМЭФ.

Закрытие

В августе 2018 года компания «Ростелеком» обратилась в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании банкротом своей дочерней компании «Спутник», которая занимается развитием одноимённого поисковика и браузера. Также ранее, в феврале 2018 года, компания «Ростелеком» обращалась в суд, попросив взыскать со «Спутника» в общей сложности 10,6 миллиона рублей долга. После банкротства «Ростелекому» перешли домен sputnik.ru и большинство прав на товарный знак «Спутник», под которым продолжили существовать браузер и некоторые корпоративные сервисы. В 2020 на базе ООО «Спутник» была создана компания ООО «СпутникЛаб» которая продолжила разработку браузера. 20.01.2022 было объявлено о прекращении поддержки продуктов (браузер для разных платформ) «СпутникЛаб» с 31.01.2022 года.

Сервис

Позиционирование сервиса

Компания «Ростелеком» представляла поисковую систему как ориентированную на предоставление пользователям социальных сервисов, взаимодействующих с государственными органами.

Представители компании «Ростелеком» заявляли, что фильтрации поисковой выдачи по усмотрению властей не предусмотрено.

Дополнительные сервисы

Личный кабинет

Была анонсирована возможность создания личного кабинета пользователя, опцию назвали «Ёлка». Авторизация в этом кабинете должна была быть через Единую систему идентификации и аутентификации, где пользователи смогут заказывать себе государственные услуги.

Мобильные приложения

«Спутник» представила мобильные приложения «Мой дом» (закрыто и не работает), «Лекарства» (закрыто и не работает) и «Спутник: Браузер». Программы распространялись бесплатно и были доступны на устройствах с операционными системами iOS и Android.

Средства продвижения

Планировалось, что поисковик будет использоваться как стандарт для всех государственных учреждений и компаний. Однако глава пресс-службы Дмитрия Медведева — Наталья Тимакова — ещё в 2013 году заявляла, что такая установка системы по умолчанию будет только на добровольной основе. Ростелеком также заявлял, что намерен продвигать поисковик исключительно рыночными методами.

Не исключалась и возможность выхода на международные рынки.

Продукты под брендом «Спутник»

Помимо непосредственно функций поиска, система предоставляла сервисы по трём направлениям: «информационная среда» (новости, интернет-трансляции телеканалов, прогноз погоды), «повседневные задачи» (поиск работы, лекарств и их цены в конкретных аптеках, цен на бензин для конкретных заправок и т. д.), «госуслуги и сопутствующие сервисы» (поиск близлежащих социальных служб, доступ к государственным услугам). Информация должна была подаваться как в виде сервисов, так и в виде справочных материалов.

Поисковая система предлагала следующие дополнительные сервис-разделы:

  • «Погода». Раздел предоставлял информацию о текущей и прогнозируемой погоде в городах всего мира.
  • «Телепрограмма». Раздел содержал расписание телепередач, анонсы фильмов и телепередач, а так же была возможность просматривать бесплатно трансляции некоторых телеканалов.
  • «Карты». Подробная карта мира с возможностью поиска по адресной базе и справочникам организаций, также заявлялась функция прокладывания маршрутов. Картографические данные предоставляются проектами OpenStreetMap и Natural Earth. Справочник организаций предоставлялся компанией 2ГИС.
  • «Финансы». Разделе предоставлялись информацию о курсах валют и местоположении банков и пунктов обмена валют. Также сервис имел калькулятор курса валют.
  • «Удобная страна». Возможность создавать запросы по различным ситуациям повседневной жизни.
  • «Мой дом»
  • «Афиша для детей»

Планировалось расширение списка дополнительных сервисов, открытие новых разделов — афиша, поиск работы и переводчик.

В рамках работы проекта была анонсирована разработка платёжной системы.

Браузер «Спутник»

Релиз нового продукта от команды Ростелекома состоялся 30 сентября 2015 года. Браузер «Спутник» работал на ядре Chromium. В браузер установлен специальный модуль «Рекламоотвод», который помогает пользователю убрать рекламу с сайтов. По данным тестирования веб-студии RevolWEB.ru, модуль справлялся со своей задачей, но кое-где ещё требует доработки. В качестве поиска использовалась одноимённая поисковая система, которая находилась в статусе «Бета» и имела очень слабую базу сайтов. Из плюсов можно было отнести удобное масштабирование, выведенное на панель, отсутствие рекламы, отсутствие порнографических сайтов и детский режим. При активации детского режима происходила блокировка и браузер находился на специальной вкладке, при этом в меню исчезает список настроек и без пароля (которые заранее должны поставить родители) не выйти. Лицензия допускала использование браузера исключительно для личных нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности. Для корпоративных пользователей существовала специальная версия браузера с трёхмесячным демо-периодом. Браузер был доступен для iOS, Android, Windows и Linux (Astra и Alt, только ГОСТ-версии браузера). Браузер существовал в двух редакциях — обычной, на более свежих версиях Chromium, и версии с поддержкой шифрования по ГОСТ, в которой для работы шифрования дополнительно требуется установка сертифицированной версии КриптоПро CSP. Браузер способен поддерживать отечественные удостоверяющие центры, сертификаты и шифрование (для работы, например, госзакупок, госуслуг, налоговых служб и других госсайтов), в то время как имеются сложности с их добавлением в другие браузеры и риски их исключения под санкциями. Стоимость лицензии на использование, по состоянию на 2020 год, составляла для мобильного браузера 880 ₽, для десктопного браузера — 1220 ₽, для «модулей» (установка компонентов и обновлений, аналитика, мониторинг) — 594 000 ₽.

Через несколько дней после релиза появились версии на операционных системах от Apple и Google.

Технология «Сталкер»

11 сентября 2015 года на официальном сайте поисковика было объявлено о старте технологии с названием «Сталкер», которая служит для предупреждения пользователей о «негативном контенте», основываясь на опросах пользователей, при работе с этими сайтами.

Финансирование проекта

Разработка информационно-поисковой системы была поручена компании «Ростелеком» правительством РФ. Компания Ростелеком на 53 % принадлежит государству. Тем не менее, объём средств, потраченных на разработку, не разглашается. В октябре 2013 года финансовые вливания компании «Ростелеком» в ООО «Спутник» оценивались в 20 000 000 долларов. По заявлениям Алексея Басова, презентовавшего поисковик на Петербургском экономическом международном форуме, прибыль уже (на 22 мая 2014 года) превышает инвестиции.

В течение 2015 года поисковик должен был получить от «Ростелекома» от 600 млн до 800 млн руб. на разработку сервисов с использованием технологий обработки «больших данных» (Big Data). Инвестор собирался внедрять такие сервисы внутри компании, чтобы в дальнейшем предоставлять их сторонним заказчикам.

В 2016 году общие затраты на проект перешагнули порог в 2 млрд руб.

Персонал

На момент старта открытого бета-тестирования (22 мая 2014 года) в компании работало 170 человек.

С 2013 года компания старалась привлечь в разработку проекта специалистов из mail.ru, Яндекс, Google и подобных.