Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




07.01.2022


07.01.2022


06.01.2022


03.01.2022


28.12.2021





Яндекс.Метрика





Список шебек Российского императорского флота

17.03.2022

В список включены все шебеки и полушебеки, состоявшие на вооружении Российского императорского флота, а также трофейные удемы и турумы, классифицировавшиеся в российском флоте как шебеки.

Классические шебеки представляли собой лёгкие быстроходные суда, имевшие косое парусное вооружение. Они были широко распространены в Средиземноморье, в российском флоте к этому классу относились шебеки, взятые в плен на Средиземном море во время войн с Францией и использовавшиеся как корсарские суда. Строившиеся на российских верфях шебеки представляли собой достаточно крупные парусно-гребные суда с 3 мачтами и бушпритом и были больше похожи на шведские турумы или гребные фрегаты, чем на средиземноморские шебеки. Однако, в отличие от гребных фрегатов парусное вооружение шебек состояло из прямых и гафельных парусов со стакселями. Русские шебеки могли иметь до 40 вёсел, рассчитанных на 3 гребца каждое. Орудия на них располагались в батарее. Большого распространения в российском флоте шебеки не получили, поскольку оказались неудобными для использования их в шхерах. За всё время было построено 8 шебек, четыре из которых погибли во втором Роченсальмском сражении, а четыре были переоборудованы в плавучие батареи, также использовался ряд трофейных судов.

Полушебеки представляли собой парусно-гребные суда, напоминавшие шебеки, однако отличавшиеся от них меньшими размерами, количеством орудий и парусным вооружением. Были оснащены 2 мачтами и бушпритом, несли косые паруса с гафелями. Иногда полушебеки называли артиллерийскими шхунами. Для нужд российского флота в 1790 году была построена только одна серия полушебек, они оказались неудобными в эксплуатации из-за неудачного расположения орудий и зимой того же года они были переоборудованы. Практически все полушебеки погибли во втором Роченсальмском сражении.

Легенда

Список разбит на разделы по принадлежности судов к шебекам или полушебекам. Внутри разделов суда представлены в порядке очерёдности включения их в состав флота, в рамках одного года — по алфавиту. Везде, где суда объединены по проектам, в рамках которых они строились, первым указывается головное судно проекта. Ссылки на источники информации для каждой строки таблиц списка и комментариев, приведённых к соответствующим строкам, сгруппированы и располагаются в столбце Примечания.

  • Размер — длина и ширина судна в метрах.
  • Осадка — осадка судна (глубина погружения в воду) в метрах.
  • Вёсла — количество вёсел.
  • Верфь — верфь постройки судна.
  • Корабельный мастер — фамилия мастера, построившего судно.
  • История службы — основные места и события.
  • н/д — нет данных.

Сортировка может проводиться по любому из выбранных столбцов таблиц, кроме столбцов История службы и Примечания.

Шебеки

В разделе приведены шебеки, входившие в состав Российского императорского флота России.

Полушебеки

В разделе приведены полушебеки, входившие в состав Российского императорского флота России. За все время в составе флота несли службу 11 полушебек, десять из которых были построены по одному проекту, тип «Барс», и одно судно было захвачено у французов. Сведений о корабельных мастерах, строивших полушебеки для российского флота, не сохранилось.