Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




07.01.2022


07.01.2022


06.01.2022


03.01.2022


28.12.2021





Яндекс.Метрика





Литература в Рунете

12.02.2022

Публикации в сети Интернет литературных произведений и их суррогатов породили новый термин «сетература». Сетература внесла новое в понятие литературы в её «бумажной» версии. Сетевой текст может быть оцифрован с бумажного оригинала, а может быть написан сразу в цифровом виде, в нём может использоваться гипертекст (см. статью «Цифровая литература»). Многие читатели знакомятся с текстами разных авторов непосредственно с экрана своего монитора, планшета, телефона. В повсеместное использование вошли электронные книги. К старым форматам, таким как pdf и djvu, добавляются новые, более продвинутые, разработанные специально для использования на компактных устройствах, например, fb2. Одним из достоинств данного формата является удобная навигация, реализованная посредством гипертекста.

Начинающие и известные авторы могут публиковать свои произведения и обсуждать их на специализированных литературных порталах. Русскоязычные пользователи компьютерных сетей продемонстрировали особый интерес к литературе ещё в ФИДО, первая библиотека в русскоязычном Интернете (библиотека Е. Пескина) появилась уже в 1992 году (как FTP-сервер). Среди широко известных сайтов для самопубликации следует отметить сайты Проза.ру и Стихи.ру, Поэзия.ру, а также журнал «Самиздат» (филиал Библиотеки Мошкова; в 2020 году Мошков за вклад в развитие Рунета получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени). Стоит отметить свойство таких ресурсов со временем устаревать; многие из них теряют актуальность в связи с активным оттоком аудитории в социальные сети и неспособностью конкурировать с более динамичными площадками на современных программных платформах, как это случилось с ранее известными сайтами Свисток.ру и Лито «Точка зрения». В качестве примера новых, активно использующих социальную функциональность площадок, можно назвать «Мастерскую писателей» и литературный портал ЛитКульт.

В связи с усилившейся конкуренцией между ресурсами, предлагающими возможность свободной публикации, все чаще встречаются попытки использовать в рамках интернет-изданий опыт бумажной периодики, так называемых «толстых» журналов. Появляется редакторский отбор произведений, чаще делается акцент на их качество, а не массовость аудитории. Некоторые ресурсы эволюционируют до выпуска собственных журналов в форматах pdf и fb2.

Вместе с тем наблюдается и встречный процесс: классическая журнальная периодика, теряя тиражи и государственное финансирование, активнее устремляется в интернет. Вместо попыток реализации электронных версий журналов с собственных сайтов все большее количество изданий бесплатно выкладывает подшивки на специальных сервисах-агрегаторах, наиболее значимым из которых на сегодня является Журнальный зал, число просмотров которого за 2014 год превысило миллион, что позволяет говорить об уменьшающемся разрыве между численностью аудитории изначально сетевых изданий и аудитории «толстых» журналов. Проект «Журнальный зал» был заморожен в 2018 году и возобновлён в 2019 году. Он является одним из побочных проектов «Русского журнала», с ним также был аффилирован такой проект как «Сетевая словесность» — «сетевой литературный журнал, электронная библиотека и лаборатория сетературных исследований».

Среди значимых литературных сообществ, сформированных в интернет-среде и могущих претендовать на наличие собственной школы, следует указать сообщество «Полутона».

Старейший литературный конкурс Рунета — «Тенёта», впервые прошедший в 1994 году. В конкурсе РОТОР есть номинация «Литературный сайт года».

Известными деятелями ранних этапов становления русскоязычной интернет-литературы считаются Александр Житинский, Алексей Андреев, Роман Лейбов, Сергей Лукьяненко, Дмитрий Гайдук, Леонид Каганов, Линор Горалик, Баян Ширянов, Вера Полозкова и другие. Этот период описан, в числе прочего, в документальной книге ещё одного аналогичного деятеля — писателя Сергея Кузнецова «Ощупывая слона. Заметки по истории русского Интернета».

Роман Лейбов — автор первого в Рунете «гипертекстового интерактивного романа» «РОМАН», созданного в 1995 году и из-за несовершенства компьютерной русификации того времени написанного транслитом. Сергей Лукьяненко известен своей сетевой литературной активностью ещё с ФИДО и в своём творчестве он прибегал к подсказкам сетевой аудитории. Этим же занимался и романист-футуролог Алексей Андреев, также известный как популяризатор в Рунете стихотворного жанра хайку. Знаковую роль в конце 1990-х годов в Рунете сыграл ранний литературный проект «Буриме на Куличках», где посетителям предлагалось писать стихи на заданные рифмы. Другой ранний литературный проект в 2000 году вела Линор Горалик на сайте «Русского журнала»: он назывался «E2–e8, или Игра в интертекст». «По шахматной доске вместо фигур передвигались литературные произведения; задачей участников игры было построить как можно более короткую цепочку из явных, неявных, сознательных, случайных и самых безумных аллюзий и интертекстуальных отсылок, которые бы связывали, на первый взгляд, совершенно не связанные друг с другом тексты». За достижения в игре участники получали призовые очки, называемые «пирожками» (от фразеологизма «возьми с полки пирожок»).

Массовое народное интернет-стихотворчество далее продолжилось, в числе прочего, в виде отдельного жанра «стишки-пирожки», носящего выраженный сетевой и массовый характер (к «пирожкам» Горалик отношения не имеющего). Современные социальные сети и видеохостинги нередко выступают как площадки для раскрутки «народных» стихотворцев, однако это зачастую тесно связано с музыкальным творчеством, когда стихи становятся основой для песен и выходят за пределы литературы. В качестве примера можно назвать завоевавшую заметную популярность Лизу Монеточку, которая использовала примитивную музыку в первую очередь для того чтобы донести до аудитории своё словесное творчество.