«Антигона» — трагедия древнегреческого драматурга Софокла, поставлена в марте-апреле 442 года до н. э. Переведена на русский язык Ф. Ф. Зелинским.
«Антигона» написана на мифологический сюжет фиванского цикла. В трагедии «Антигона» Софокл показывает один из конфликтов современного ему общества — конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными.
Действующие лица
- Антигона, дочь Эдипа
- Исмена, сестра Антигоны
- Креонт, фиванский царь
- Эвридика, жена Креонта
- Гемон, сын Креонта
- Тиресий, слепой старик-прорицатель
- Хор фиванских старейшин
- Страж
- Два вестника
- Мальчик, поводырь Тиресия
Сюжет
Полиник, брат решительной Антигоны, дочери царя Эдипа, обладающей огромной силой воли, предал родные Фивы и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом, защищавшим город. Царь Креонт запретил хоронить предателя и приказал отдать его тело на растерзание птицам и псам. Креонт не считается с традиционными родовыми законами, в отличие от дочери своей сестры, Антигоны. Но она выполнила религиозный обряд погребения. За это Креонт велел замуровать Антигону в пещере. Антигона предпочла смерть повиновению царю и кончила жизнь самоубийством. После этого жених Антигоны, сын Креонта, Гемон пронзил себя кинжалом, в отчаянии от гибели сына лишила себя жизни жена Креонта Евридика. Эти несчастья привели Креонта к признанию своего ничтожества и к смирению перед богами.
Рецепция
В новое время трагедия Софокла редко ставилась на сцене, но послужила источником вдохновения для многих художников.
В 1943 году Жан Ануй на основе трагедии Софокла написал свою «Антигону» — античная драма стала для Ануя тем эзоповым языком, который позволил ему в оккупированном Париже призвать со сцены к неподчинению оккупантам.
Бертольт Брехт в 1948 году обработал для современной сцены и актуализировал трагедию: если у Софокла конфликт между Креонтом и Антигоной вспыхивал после победоносной войны, то у Брехта Креонт затевал войну против Аргоса, чтобы отвлечь народ от проблем, связанных с экономическим упадком его государства. Он предпослал трагедии современный пролог: в апреле 1945 года, во время боёв в Берлине, две сестры оказывались перед выбором — признать ли им брата, повешенного эсэсовцами, или отречься от него во имя самосохранения.