Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Бней Ноах


Бней Ноах (ивр. ‏בְּנֵי נוֹחַ‏‎ — «Потомки Ноя», Ноахиды) — современное монотеистическое религиозное движение, пропагандирующее «иудаизм для неевреев». Согласно воззрениям иудаизма, для исполнения Божьей воли неевреи не обязаны переходить в иудаизм, однако на них возлагается обязанность соблюдения «Семи законов потомков Ноя».

Формально ивритский термин «Бней Ноах» относится ко всем неевреям, поскольку все люди, согласно Торе, являются потомками Ноя (к еврейскому народу применяется термин «Бней Исраэль», ивр. ‏בְּנֵי יִשְׂרָאֵל‏‎). Однако в настоящее время он всё чаще используется в отношении тех неевреев, которые добровольно присоединились к еврейскому Завету и взяли на себя соблюдение «Семи заповедей потомков Ноя» согласно представлениям иудаизма.

Теологическое обоснование

Согласно Торе, все человечество является потомками Ноя (ивр. Ноах). Ной и три его сына Шем, Хам и Йефет, а также их жены пережили Всемирный потоп в Ковчеге, после чего начали вновь заселять Землю. Когда семья Ноя покинула ковчег, Бог заключил с ними Завет. Согласно Талмуду, этот завет содержал в себе Семь законов потомков Ноя. Таким образом, на всех людей возложена обязанность их соблюдения, а на еврейский народ, кроме того, дополнительные обязанности, принятые после дарования Торы на горе Синай. Концепция Бней Ноах — это не новая религия, а полностью ортодоксальный иудаизм, в его практиковании не-евреями.

С точки зрения иудаизма, соблюдение Семи законов является наиболее приемлемой линией поведения для нееврея. Согласно мнению, высказанному в Талмуде и поддержанному Рамбамом и многими другими авторитетами, представителям других народов, сознательно соблюдающим эти законы в силу их божественного происхождения, уготовано место в Грядущем мире (ивр. ‏עוֹלָם הַבָּא‏‎, Олам а-ба) наряду с евреями, соблюдающими 613 заповедей. В раввинистической литературе к таким неевреям применяется термин «праведники народов мира» (ивр. ‏חֲסִידֵי אֻמּוֹת הָעוֹלָם‏‎, хасидей уммот а-олам; не следует путать с почётным званием, присуждаемым институтом Яд ва-Шем).

С точки зрения еврейской традиции, в будущем все человечество будет придерживаться монотеизма Танаха, и в этом они будут едины с евреями, как сказано в пророчестве Цфании «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Соф. 3:9). Таким образом Завет, заключённый Богом с евреями, должен постепенно распространиться на все человечество. Праведники народов мира при этом будут «праведными неевреями», то есть для присоединения к Завету с Богом они вовсе не обязываются переходить в иудаизм, то есть совершить гиюр (однако те, кто захочет, может это сделать).

Виднейший мыслитель иудаизма, великий Маймонид собрал все современные ему талмудические и галахические решения, касающиеся этих заповедей, и изложил их со своими комментариями в разделе «Законы царей и войн» своего фундаментального труда Мишне Тора.

Семь законов потомков Ноя

Согласно представлению иудаизма, Бог дал человечеству через Ноя следующие заповеди:

  • Запрет идолопоклонства — единобожие, запрет служения ложным богам
  • Запрет богохульства — почитание Бога
  • Запрет предумышленного убийства — уважение к человеческой жизни
  • Запрет на грабеж и похищение человека — уважение к имуществу ближнего
  • Запрет прелюбодеяния — запрет на инцест и супружескую измену (брать чужих жён), раскрытие наготы
  • Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого — уважение к живым существам (включая людей)
  • Обязанность создать справедливую судебную систему и понятные законы, а также обеспечить равенство всех перед этим законом.
  • В каждой из этих заповедей есть немало деталей и подробностей. Кроме того, существуют дополнительные законы, которые приведены в Талмуде как обязательные для народов мира на основе анализа текста Письменной Торы или предания. Они в своём большинстве являются предметом дискуссий еврейских мудрецов. Среди них — запреты скрещивания животных и деревьев, кастрирования людей и животных, колдовства, онанизма, нанесения ударов человеку; обязанности благотворительности, рождения детей, уважения родителей.

    Законы потомков Ноя не были достаточно детально разработаны на протяжении истории из-за их малой востребованности. Лишь последние годы многие вопросы, связанные с законами потомков Ноаха, стали темой интенсивных обсуждений.

    Современное движение

    Первым инициатором создания движения Бней Ноах в новое время был рав Бенамозег Элияhу в конце XIX века, но реально это движение началось в последней четверти XX века в связи с изменением всех представлений народов мира о евреях и иудаизме (и резко возросшим интересом к нему), которое произошло после воссоздания Государства Израиль и, особенно, после Шестидневной войны 1967 года, продвинувшей Израиль в направлении «Библейского государства».

    В результате распространения идей иудаизма, особенно в США, образовалось общественное движение, объединяющее людей, желающих соблюдать приведённые выше законы в строгом соответствии с учением иудаизма.

    Ортодоксальный иудаизм запрещает пропаганду перехода в иудаизм, однако считается, что еврейский народ обязан помогать в распространении Законов потомков Ноя среди народов мира.

    В настоящее время в мире существуют общины «потомков Ноя» (общей численностью в несколько десятков тысяч человек), часто связанные с местными еврейскими общинами. Был создан ряд организаций, координирующих действия этих общин и укрепляющих связь между ними и еврейским сообществом. Основными являются United Noahide Academies, High Council of B’nei Noah, а также United Noahide Council.

    В Израиле под руководством рава Ури Шерки создан «Брит Олам — Всемирный Ноахидский Центр», придерживающийся расширительного подхода к возможностям полноценного подключения Бней Ноах к иудаизму во всех аспектах.

    Работает организация United Noahide Academies, близкая к High Council of B’nei Noah, а также United Noahide Council.

    В американском и англоязычном вообще обществе это движение распространено намного шире.

    В последние годы под руководством ортодоксальных раввинов был разработан молитвенник для неевреев, а также был издан ряд публикаций, посвящённых подробностям соблюдения заповедей.

    Две концепции «Бней Ноах» в современном иудаизме

    В иудаизме сегодня существуют две разные концепции «Бней Ноах»:

  • «Движение „Бней Ноах“ состоит в соблюдении только 7 заповедей, остальные заповеди иудаизма не относятся к ним» — такова точка зрения части последователей Хабада (р. М. Вайнер) и некоторых других направлений. Это означает, что «Бней Ноах» не могут соблюдать субботу, изучать Тору (кроме 7 Заповедей) и т. д.
  • «Движение „Бней Ноах“ состоит в полном присоединении к иудаизму как к религии, без того чтобы стать частью еврейского народа (и поэтому без совершения гиюра), но с тем, чтобы учиться у евреев и вместе продвигать мир». После того, как «Бней Ноах» принимают на себя обязательные 7 заповедей, они могут по желанию осуществлять остальные еврейские заповеди, в том числе изучение Торы, соблюдение субботы, празднование еврейских праздников и т. д. Такой точки зрения придерживаются, например, равы Йоэль Шварц и Ури Шерки.
  • Согласно первому из приведённых подходов ответ на вопрос «Может ли нееврей соблюдать субботу и изучать Тору?» отрицателен, а согласно второму — положителен.

    Маймонид в своих книгах в одном месте пишет «гой не должен соблюдать Субботу и изучать Тору», а в другом — «если Бен Ноах хочет соблюдать другие заповеди, помимо 7 базовых заповедей „Бней Ноах“, то он получает за них награду с Неба, и мы (евреи) должны поддерживать его в этом». Многие цитируют первую фразу из Маймонида, не зная о второй. Рав Ури Шерки (и раввинский совет организации Брит Олам) объясняют это противоречие у Маймонида тем, что «гой» и «Бен Ноах» — это разные галахические понятия. «Гой» — это нееврей, который ещё не принял на себя заповеди «Бней Ноах», но если он уже принял эти заповеди, — то он перестал быть «гой» и стал «Бен Ноах», и может соблюдать дальнейшие заповеди, в том числе соблюдать субботу и учить Тору.