Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Airspeed Consul


Airspeed Consul — британский лёгкий двухмоторный пассажирский самолёт, выпускавшийся после Второй мировой войны. Переделка предыдущей модели, учебных Airspeed Oxford.

История

В 1937 году выпускавшийся с 1934 года гражданский восьмиместный авиалайнер AS.6 Airspeed Envoy был переделан в учебный AS.10 Airspeed Oxford, массово выпускавшийся в последующие годы (8586 штук) и использовавшийся ВВС нескольких стран в рамках т.н. Плана по обучению лётного состава в Британском Содружестве (British Commonwealth Air Training Plan).

Начиная с 1946 года, 162 "Оксфорда", переоснащались на заводе в Портсмуте для гражданского использования (второй прототип, G-AEHF остался у компании Airspeed).. Новая модель именовалась "Consul". Кроме того, компания Airspeed выпустила комплект для самостоятельной переделки этой модели в пассажирские самолёты.

"Консул" использовался для регулярных и чартерных пассажироперевозок небольшими авиакомпаниями Великобритании, а также в Бельгии, Исландии, Ирландии, Мальте, Восточной Африке и Канаде, и был первым типом самолёта, которым была оснащена Malayan Airways, предшественник Singapore Airlines и Malaysia Airlines. Некоторые самолёты использовались крупными компаниями в качестве служебных.

Однако, на скоротечность карьеры повлияли как, деревянный силовой набор конструкции, интенсивное использование в военное время, не самое простое обслуживание и небольшая вместимость (6 мест). Многие из гражданских переделок были куплены ВВС различных стран; самолёт служил в качестве VIP-транспорта в военно-воздушных силах Великобритании, Канады и Новой Зеландии, ранее имевших "Оксфорд". В 1949 году ВВС Израиля приобрели ряд гражданских самолётов и переделали их обратно в учебные. Они использовались в 141-й эскадрилье до 1957 года, через год после того, как от "Оксфордов" отказались британские Королевские ВВС.

Хотя несколько самолётов типа Oxford сохранились, "Консулу" не настолько повезло. G-AIKR ранее служивший детской игровой площадкой, принадлежит Канадскому музею авиации; ныне его арендует Королевский музей ВВС Новой Зеландии, где его восстанавливают в варианте "Оксфорд". По состоянию на 2003 год, ещё один самолёт Airspeed Consul (VR-SCD) обнаружен в Сингапуре, где хранился в разобранном виде.

Эксплуатанты

Гражданские

Великобритания
  • Министерство гражданской авиации: авиаотряд для экзаменов пилотов и калибровки радиооборудования.
  • Министерство снабжения, использовались для испытаний двигателей компанией Alvis
  • Air Charter
  • Air Enterprises – 7 самолётов базировались на Кройдон.
  • Air Kruise
  • Airspan Travel
  • Atlas Aviation – 4 самолёта, Элстри.
  • Britavia
  • British Air Transport
  • British Aviation Services – 4, Блэкбуш.
  • British Overseas Airways Corporation (учебное звено BOAC)
  • British South American Airways
  • Cambrian Airways
  • Chartair
  • Guernsey Air Charter
  • Hornton Airways – 3 самолёта, аэропорт Гэтвик.
  • International Airways
  • Lancashire Aircraft Corporation
  • Mercury Air Services
  • Morton Air Services
  • Northern Air Charter
  • Olley Air Services
  • Patrick Laing Air Services
  • Portsmouth Aviation
  • Pullman Airways
  • Silver City Airways
  • Scottish Aviation
  • Solar Air Services
  • Southern Airways
  • Stiener Air Services – 6 самолётов, аэропорт Спеке
  • Transcontinental Air Services
  • Transair Ltd – 5 самолётов, Кройдон.
  • Westminster Airways – 7 самолётов, Элстри.
Бирма
  • Union of Burma Airways – 4 (1947)
Исландия
  • Flugfedir – 1 (январь 1951 года), разбился в катастрофе в апреле того же года
Индия
  • Airways (India) – 2 (1947)
Ирландия
  • Aer Lingus – 2 (1947)
Израиль
  • El Al – 1 самолёт, полученный в 1953 году, использовался для обучения экипажей.
Италия
  • Soc Transports Aerei Mediterranei (STAM) – 3 самолёта, 1955–56
Иордания
  • Arab Airways Association – 1 арендованный, 1951
  • Air Jordan – 7 самолётов, 1950–51
Малайя
  • Malayan Airways – 3 самолёта (1947)
Кения
  • East African Airways – 1 получен в 1954 г.
Мальта
  • Air Malta
  • Malta Airways
Южно-Африканский Союз
  • Commercial Air Services – 1 самолёт (1949).
  • Natal Airlines – 4 самолёта (1955).
  • Silver Flight – 1 (1947).
Испания
  • Iberia – 3 самолёта, первый получен в 1952 году.
Швеция
  • Aero Nord Sweden – 1 (получен от Aeropropaganda) в 1953 году.
  • Aeropropaganda – 2 (1950–51).
  • Nordisk Air Transport – 1 (1951).
  • Transair Sweden – 1 (от Nordisk Air Transport), 1951.
Танганьика
  • United Air Services – 3 самолёта получены в 1947–48 гг.
ООН
  • 5 арендованных самолётов использовались Комиссией ООН в Израиле в период 1947–49 гг.

Военные

Аргентина
  • ВВС Аргентины – 10 самолётов получены в 1947 году.
Бельгийское Конго
  • Force Publique – 6 самолётов получены в 1949 году.
Бирма
  • ВВС Бирманского Союза – 9 (с 1949–50).
Израиль
  • ВВС Израиля – 11 (1949–59).
Новая Зеландия
  • Королевские ВВС Новой Зеландии – 6 переделаны компанией De Havilland Aircraft of New Zealand в начале 1950-х гг..
Турция
  • ВВС Турции – 2 самолёта с 1946 г. использовались Связной авиагруппой как VIP-транспорт.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: British Civil Aircraft since 1919

Технические характеристики
  • Экипаж: 1
  • Пассажировместимость: 6 пассажиров
  • Длина: 10,77 м
  • Размах крыла: 16,26 м
  • Высота: 3,38 м
  • Площадь крыла: 32,3 м²
  • Масса пустого: 2749 кг
  • Максимальная взлётная масса: 3750 кг
  • Силовая установка: 2 × дизельные Armstrong Siddeley Cheetah 10
  • Мощность двигателей: 2 × 395 л. с.

(2 × 182 кВт)

Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 306 км/ч
  • Крейсерская скорость: 251 км/ч
  • Практическая дальность: 1450 км
  • Практический потолок: 5800 м
  • Скороподъёмность: 6 м/с

Аварии и катастрофы

(список не полный)

  • 29 апреля 1947 года – G-AIOZ (Milburnair Limited) разбился у Ботли-Хилл, Лимпсфилд, не долетев до аэродрома Кройдон, погибло 2 человека.
  • 11 февраля 1949 года – арендованный ООН у Air Enterprises самолёт G-AGVY (первый из переделанных), разбился близ Джеззина, Ливан, 2 человека погибло (пилот и радист).
  • 15 июня 1950 года – у UB340 (ВВС Бирманского Союза) во время демонстрационного полёта под крылом взорвалась ракета, погиб начштаба авиации.
  • 12 апреля 1951 года – TF-RPM (Flugferdir H/F) во время полёта из Кройдона в Исландию разбился у Хоуден-Мур, Йоркшир, погибло 3.
  • 11 декабря 1951 года – NZ1902 новозеландских ВВС врезался в гору Руапеху.
  • 14 июня 1952 года – G-AHFT (Morton Air Services) из-за отказа двигателя упал в Ла-Манш, 6 человек погибло.