Государственный фонд социальной защиты Азербайджана отвечает за регулирование деятельности в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения для граждан Азербайджанской Республики. Под руководством Государственного фонда социальной защиты страны составляются программы социального обеспечения.
В 2011 году был запущен официальный сайт ГФСЗ.
В 2013 году Председателем Государственного фонда социальной защиты Азербайджанской Республики был назначен Эльман Мехдиев, бывший заместитель председателя фонда. В 2016 году Председателем ГФСЗ стал Закир Бабаев.
История создания Фонда
При советской власти социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан в Азербайджане обеспечивались государством. Советская система пенсии была основана на принципе отсутствия каких-либо отчислений со стороны работающих граждан, а выдача пенсий государством осуществлялась непосредственно из государственного бюджета или государственных организаций.
В 1990 году был основан Советский Фонд социального страхования и обязал все предприятия, учреждения, организации, кооперативы, совхозы, колхозы и другие организации в стране вносить отчисления в этот фонд. Вслед за этим, согласно Приказу Кабинета Министров Азербайджанской ССР и Совета Профессиональных Союзов Азербайджанской ССР «О совершенствовании управления в области социального страхования и порядке финансирования в Азербайджанской ССР» от 8 мая 1991 года был создан Фонд Социального Страхования Азербайджанской ССР.
Согласно Приказу Совета Министров СССР «О создании Пенсионного Фонда СССР» от 15 августа 1991 года был учреждён Пенсионный Фонд СССР, и его отделения в союзных республиках, в том числе, в Азербайджанской ССР. Приказом Пенсионного Фонда СССР «Об уплате и учете страховых взносов в Пенсионный Фонд СССР и порядке расходования средств Пенсионного Фонда СССР», Пенсионному Фонду и Фонду Социального Страхования СССР было поручен сбор страховых взносов.
С обретением независимости, ситуация в корне изменилась. Согласно Указу Президента Азербайджанской Республики от 16 декабря 1991 года Азербайджанское отделение Пенсионного Фонда СССР было переименовано в Пенсионный Фонд Азербайджанской Республики.
С 1 июня 1992 года Национальное собрание Азербайджана приняло закон «О Норме отчислений для социального страхования и фонда занятости», согласно которому взносы на социальное страхование составляли 40 % от фонда заработной платы. Пенсионный фонд должен был получить 85 % от этой суммы, а остальные 15 % пошли бы в Фонд социального страхования. В целях совершенствования и модернизации системы социального обеспечения в стране, 30 сентября 1992 года президент Абульфаз Эльчибей издал указ отменить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования и создал вместо них Государственный фонд социальной защиты (ГФСЗ). Основная функция ГФСЗ — финансирование государственного пенсионного обеспечения, пособий и расходов по выплатам на территории республики.
Законы о социальном страховании и пенсионные реформы в 1997 и 2001 годах и дальнейшее совершенствование системы социального обеспечения поместили его в соответствие с международными стандартами. В 1997 году в силу вступил Закон Азербайджанской Республики «О социальном страховании», согласно которому Государственный Фонд Социальной Защиты был наделён привилегией осуществления государственного управления в сфере обязательного социального страхования. Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 17 июля 2001 года, была утверждена «Концепция пенсионной реформы в Азербайджанской Республике» (полное формирование сфер социального страхования и пенсионного обеспечения в соответствии с европейскими стандартами). На протяжении 2001—2005 годов были проведены мероприятия, направленные на перестройку деятельности ГФСЗ.
Согласно Закону Азербайджанской Республики от 27 ноября 2001 года «О персонифицированном учете в системе государственного социального страхования», ГФСЗ превратился в центральный орган исполнительной власти, ведущий персонифицированный учет в системе социального страхования.
4 августа 2003 года другой Указ Президента «О мерах по совершенствованию системы государственных пенсий в Азербайджанской Республике» постановил, что функции Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики по предоставлению, финансированию и контролю за выплатами пенсий и дополнительных льгот будут переданы Государственному фонду социальной защиты. Благодаря реформам единой страховой пенсионной системы, проходящих в стране до 2006 года, военнослужащие Вооруженных сил Азербайджана и лица с особыми званиями страховались согласно обязательному социальному страхованию.
Указами Президента АР № 498 и № 499 от 22.12.2006, ГФСЗ стал обеспечивать обязательным социальным страхованием, а также назначать трудовые пенсии военнообязанным лицам и лицам со специальным званиями. Были внесены изменения в Устав Фонда.
Структура
Фонд возглавляется его председателем и двумя заместителями председателя. Фонд Имеет Совет из семи директоров, которые включают в себя председателя, двух заместителей, председателя Нахчыванской Автономной Республики Азербайджана, главу Центрального аппарата фонда, главу финансово-бюджетного отдела и директора отдела фонда работы с военнослужащими и лицами с особыми званиями.
В структуру центрального аппарата входят 11 отделов, 2 сектора, совместный проект между Правительством Азербайджана и Программой Развития ООН — «Усиление потенциала Государственного Фонда Социальной Защиты Азербайджанской Республики».
- Отдел пенсионно-страховой политики и стратегических исследований
- Финансово-бюджетный отдел
- Отдел трудовых пенсий
- Юридический отдел
- Отдел внутреннего аудита
- Отдел организации персонифицированного учета
- Отдел информационных технологий
- Отдел кадров и кадровой подготовки
- Отдел учета исполнения бюджета
- Отдел по работе с пенсионными документами и обращениями
- Хозяйственный отдел
- Сектор международных отношений
- Общий сектор
- Управление по Нахчыванской Автономной Республике
- Департамент по работе с крупными страхователями
- Департамент по работе с юридическими лицами г. Баку
- Департамент по работе с военнослужащими и лицами с специальными званиями
- 76 городских (районных) отделений.
Основные задачи Фонда
- подготовка предложений о направлениях государственной политики по социальному страхованию и трудовым пенсиям и участие в реализации этой политики;
- подготовка проекта бюджета Фонда и обеспечение исполнения утвержденного бюджета;
- организация сбора страховых взносов по обязательному государственному социальному страхованию у предприятий, учреждений и организаций, их филиалов и представительств, независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, обладающих статусом юридического лица и образованных в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики либо иностранного государства; у физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью (страхователей); а также у застрахованных лиц в размере, установленном законодательством;
- в пределах своих полномочий осуществлять контроль за выполнением требований законодательных актов в области обязательного государственного социального страхования, трудовых пенсий, и использованием этих средств по назначению;
- осуществлять финансирование всех трудовых пенсий в стране за счет средств обязательного государственного социального страхования и средств государственного бюджета;
- обеспечивать финансирование следующих расходов за счет средств обязательного государственного социального страхования: трудовые пенсии в соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях»; надбавки к государственным пенсиям на основании добровольного (дополнительного) социального страхования; пособие по временной потере трудоспособности (за период, указанный в законодательстве); пособие по беременности и родам; единовременное пособие по рождению ребенка; пособие по уходу за ребенком до достижения возрастного предела, предусмотренного законодательством;
- полная или частичная оплата санитарно-курортного лечения застрахованных;
- осуществление мероприятий по занятости;
- осуществление мероприятий по социальной защите инвалидов;
- пособие на погребение;
- осуществление в рамках законодательства мероприятий по обеспечению своей планомерной платежеспособности;
- обеспечение своевременного исчисления и выплаты платежей по социальному страхованию;
- организация реализации персонифицированного учета в системе государственного социального страхования;
- обеспечение своевременного и правильного ввода в индивидуальные лицевые счета сведений, предоставляемых работодателем и застрахованным лицом, их надежного хранения и безопасности;
- на основании обращения застрахованного лица разъяснение для него правил предоставления сведений, хранящихся на его индивидуальном лицевом счете;
- на основании заявления застрахованного лица в орган, осуществляющий назначение пенсии, по его запросу о назначении пенсии предоставление сведений с его индивидуального лицевого счета;
- предоставление разъяснений, касающихся введения персонифицированного учета в системе государственного социального страхования и принятие в этой связи нормативных актов в рамках своих полномочий;
- выполнение иных обязанностей, предусмотренных законодательством.
По данным управления фонда, его доход вырос на 8,7 % в первой половине 2010 года. Количество индивидуальных лицевых счетов застрахованных равно 1732215. В 2011 году 97,2 % (1,916 млрд манатов) из его общих расходов будут включать выплаты населению.
Деятельность ГФСЗ
Осенью 2011 года в систему ГФСЗ была внедрена электронно-цифровая подпись. Был учреждён Центр по выдаче электронно-цифровой подписи.
Государственный фонд социальной защиты начал автоматическую процедуру назначения пенсии по возрасту из единого центра с 11 июля 2013 года.
В 2014 году руководством ГФСЗ был завершён процесс назначения пяти видов социальных пособий:
Весной 2015 года было завершено внедрение модели PROST (Pension Reform Options Simulation Toolkit) в систему социального обеспечения республики со стороны Государственного Фонда Социальной Защиты (ГФСЗ).
7 августа 2017 года глава государства — Президент Ильхам Алиев подписал Указ о применении закона «Об обязательном страховании от безработицы», по которому отчисления на обязательное страхование от безработицы будут накапливаться в ГФСЗ.
Расходы и доходы ГФСЗ
В 2016 году расходы Государственного фонда социальной защиты составили 3 078,6 млн манатов, из которых 1 100 млн манатов было переведено из государственного бюджета, а в 2014 году эти показатели составили 2 928,5 млн манатов и 1 142 манатов соответственно.
Расходы и доходы Государственного фонда социальной защиты при Министерстве труда и социальной защиты населения на 2017 год составили 3,4 тыс. Манатов, из которых 1 270 000 манатов или 37,4 % были переведены из государственного бюджета.
В 2018 году доходы ГФСЗ увеличились на 10, 5 % (95, 01 млн манатов).
Международные отношения
ГФСЗ поддерживает тесное сотрудничество с такими организациями, как Программа Развития Организации Объединенных Наций, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Международный Валютный Фонд.
ГФСЗ стал полноправным членом Международной Ассоциации Социального Обеспечения (МАСО) на 88-ом по счёту заседании (6-7 мая 2004 года, Женева). На 28-ой Генеральной Ассамблее МАСО (12-18 сентября 2004 года, Пекин) председатель ГФСЗ был избран членом Бюро МАСО.
С ноября 2006 года ГФСЗ стал официальным членом Международной Ассоциации Социальных и Пенсионных Фондов.
На I Всемирном Форуме Социального Обеспечения (10-15 сентября 2007 года, Москва), ГФСЗ был избран членом Руководящего Комитета новообразованной «Европейской Сети» Международной Ассоциации Социального Обеспечения.