Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Доисторический Китай


Доисторическая эпоха Китая — период в истории Китая со времён появления на его территории первых представителей рода людей и до появления первых письменных источников о его истории.

Понятие «доисторический Китай»

Условность разграничения периодов

Граница между доисторической и исторической эпохами Китая довольно условна. Древнейшие китайские письменные источники датируются 13 в. до н. э. Они затрагивают лишь последний период династии Шан и географически ограничены регионом Иньсю, примерно совпадающим с современным Аньяном. Это был религиозный и, возможно, также политический центр в последние три столетия династии Шан. Содержание ранних письменных источников ограничивается краткими надписями на бронзовых сосудах и на гадательных костях — лопаток крупного рогатого скота и панцирей черепах. К тому же до настоящего времени расшифрованы далеко не все ранние иероглифы: в особенности проблемы связаны с идентификацией географических названий и обозначений народов и племён. Поэтому, несмотря на наличие письменных источников, даже после 1300 г. до н. э. основной массив данных об истории Китая связан с археологическими находками — это справедливо для региона Иньсю и тем более справедливо для тех регионов, где письменность отсутствовала.

Такая размытая историческая картина, когда письменные памятники не могут обеспечить основной массив исторических данных, сохраняется примерно до 200 г. до н. э., после чего, наконец, можно говорить о хорошей увязке между археологическими и письменными данными.

Взаимосвязь между археологией и исторической традицией

Существует определённая взаимосвязь между археологией и исторической традицией Китая. Несмотря на отсутствие письменных источников о периоде до 1300 г. до н. э. (и скудность источников в течение последующего тысячелетия), китайские историки активно интересовались и писали об этих временах. В конце периода Чжоу и во времена династии Хань исторические работы были кодифицированы: так возникли исторические труды о древнейшей истории Китая, где содержались описания исторических событий (не всегда реальных) и описания их предполагаемых причин. Исторические работы постоянно снабжались комментариями, с тем, чтобы чиновники в тот или иной период могли обращаться к ним как к справочным пособиям. В китайской историографии существует довольно подробное описание позднейшего дописьменного периода.

После крушения Китайской империи в 1912 г. мнения китайцев о надёжности источников о древнейшей истории разделились. Под влиянием достижений западной археологии в начале 20 в. Китае возникли «Школа доверия к древности» (xingupai, 信古派) и более скептичная «Школа сомнения в древности» (yigupai, 疑古派), которую основал Гу Цзеган. Раскопки в Иньсюе подтвердили существование династии Шан. Список правителей данной династии до того момента рассматривался всего лишь как миф как западными исследователями, так и сторонниками Гу Цзегана, однако открытие перевернуло представления о китайской историографической традиции и усилило в Китае позиции школы «Доверия к древности». Западные исследователи также не исключали возможности нахождения археологического подтверждения династии Ся, как и в случае с династией Шан, однако у них оставались серьёзные сомнения по поводу наиболее раннего периода китайской истории — эпохи трёх властителей и пяти императоров, предшествовавшей династии Ся. Китайские историки, напротив, с большим доверием относились к историчности данного периода. По их мнению, этот период был историей клановых лидеров и периодом «десяти тысяч царств» (萬國, wan guo). Указанный термин использовался в традиционной историографии для описания аграрных поселений, обнесённых стенами, существовавших в Китае в период пяти императоров, и археологически соответствовавших, по-видимому, культуре Луншань. В них же китайские историки видели корни династий Ся, Шан и Чжоу.

Синоцентризм в китайской археологии

Все события мифологического периода, согласно традиционной китайской историографии, происходили в Чжунъюане (en:Central Plain (China)), Центральной долине реки Хуанхэ на северо-западе современной провинции Хэнань и юго-западе Шаньси, а также в долине реки Вэйхэ в Шэньси. Согласно традиционной китайской историографии, именно из этих мест китайская цивилизация распространилась в другие части Китая, который в тот момент ещё не представлял собой заметной цивилизации. Открытие культуры Яншао около 1920 г. как будто бы было ещё одним подтверждением данной концепции в русле синоцентризма. Затем, когда в начале 1930-х гг. на восточном побережье Шаньдуна была открыта культура Луншань, в устоявшиеся представления пришлось вносить поправки. Историк Фу Сынянь (nl:Fu Sinian, 傅斯年, 1896—1950) разработал «гипотезу И на востоке и Ся на западе» (Yi Xia dongxi shuo, 夷夏東西說), согласно которой, древнейшее население Китая делилось на 2 группы, восточную — (Dong)Yi и западную, Ся (Xia). Эту теорию далее развил Лян Сыюн (nl:Liang Siyong, 梁思永, 1904—1954). В рамках этой теории считалось, что культуру Яншао развивало население западной группы Ся, а культуру Луншань — население восточной группы И. Такие представления до 1950-х гг. были доминирующей теорией китайской праистории, которой следовали как китайские, так и западные историки.

Около 1960 г. были опубликованы исследования, согласно которым культура Луншань не сосуществовала с культурой Яншао, но произошла от последней. Именно тогда Чжан Куанцзы (en:Chang Kwang-chih), автор всё ещё влиятельной среди китайских историков книги «Археология древнего Китая», разработал «теорию региона-ядра». Согласно этой теории, культура Яншао была древнейшей китайской культурой, которая возникла на Центральной долине. Из неё развилась культура Луншань, которая затем распространилась к восточному побережью. Центральная равнина, согласно данной теории, сохраняла своё уникальное положение, поэтому такая интерпретация вполне соответствовала привычному для китайской археологии синоцентризму.

Затем, начиная с 1970-х гг., археологи обнаруживали всё больше артефактов в областях за пределами Центральной равнины, что явно опровергало концепцию синоцентризма. Многие из этих предметов по возрасту были старее, чем предметы из Центральной равнины, а иногда, к тому же, лучше по качеству или художественнее по исполнению. Это справедливо, в частности, для нефритовых изделий культуры Хуншань на территории современной Внутренней Монголии, а также, безусловно, для бронзовых артефактов из nl:Sanxingdui на территории современной провинции Сычуань.

В 1981 г. теория «области-ядра» была окончательно опровергнута. В этом году Сюй Бинци (nl:Su Bingqi, 蘇秉琦, 1909—1997) опубликовал гипотезу «региональных систем и культурных категорий» (quxi leixing, 區系類型). Он выделил шесть региональных систем, каждую из которых он, в свою очередь, подразделил на ряд культурных подсистем. И хотя в этой новой теории Центральная равнина продолжала играть важную роль в развитии китайской культуры, в ней, однако, уже не говорилось об одностороннем влиянии её на периферию. Региональные культуры развивались собственным путём, со своими специфическими характеристиками; влияние же рассматривалось как двустороннее — как центра на периферию, так и наоборот, а влияние региональных культур друг на друга — как более важное, чем влияние на них со стороны Центральной равнины. Сюй Бинци сравнил в 1999 г. свою теорию с «небом, усеянным звёздами» (mantian xingdou, 满天星斗).

До палеолита: люфенгпитек

Древнейшие найденные в Китае ископаемые останки гоминид относятся к миоцену и датируются 7-8 млн лет назад. Речь идёт о части нижней челюсти с несколькими сильно повреждёнными зубами, найденной близ деревни Лунцзягоу (Longjiagou) в округе Уду на территории современной провинции Ганьсу. Эту находку описали лишь в 1988 г. и отнесли к местной разновидности дриопитека, Dryopithecus wuduensis.

В 1957 г. в местности Сяолунтань в округе Кайюань (современная провинция Юньнань) обнаружен ряд ископаемых зубов. Первоначально их приписали ещё одному подвиду дриопитека Dryopithecus keiyuanensis, однако в 1965 г. классификация была пересмотрена, и вид получил название сивапитек. Эта обезьяна ныне рассматривается как предок орангутана.

В конце 1970-х гг. близ Шихуэйба в округе Люйфэн в Чусюн-Ийском автономном округе, также в провинции Юньнань, обнаружены сотни ископаемых зубов, верхних и нижних челюстей, а также полный, хотя и повреждённый, череп.

В 1980 и 1990 гг. были найдены новые ископаемые останки в округе Юаньмоу в Чусюн-Ийском автономном округе в провинции Юньнань, в 100 км к северу от Люйфэна. Находка состояла из 1500 ископаемых зубов, 20 нижних и верхних челюстей и полного черепа молодой человекообразной обезьяны. Гоминиды из Юаньмоу первоначально были отнесены к двум новым видам, Ramapithecus hudienensis и Homo orientalis. За исключением черепа, в 1987 г. их объединили в один вид, Lufengpithecus hudiensis, сестринский по отношению к виду Lufengpithecus lufengensis. Череп из юаньмоуской находки, по-видимому, относился к ранее неизвестному виду, Lufengpithecus yuanmouensis.

Палеолит

Палеоантропологические места находок, датируемых от миоцена и раннего плейстоцена.

К настоящему моменту древнейшими свидетельствами пребывания человекообразных существ на территории Китая являются артефакты из Жэньцзыдуна (人字洞) в провинции Аньхой. Согласно наиболее смелой, но спорной датировке, они датируются около 2 млн лет назад. Каменные орудия в Шанчэне (Shangchen) на Лёссовом плато на юге Китая датируются возрастом 2,12 млн лет назад. Артефакты из Majuangou III и Shangshazui в бассейне Нихэвань на севере Китая датируются возрастом 1,6—1,7 млн ​​лет назад, возраст стоянки Лунгупо относится к периоду раннего плейстоцена — 2,04 млн лет назад.

В 1930-е годы были опубликованы сообщения о находках артефактов эпохи раннего плейстоцена (1,8 — 0,8 млн лет назад).

Местонахождение Сяочанлян (бассейн Нихэвань, Хэбэй) с олдувайскими орудиями датируется возрастом от 1,36 млн лет до 1,66 млн лет назад.

К эпохе палеолита в Китае относятся следующие палеоантропологические находки: зуб Homo erectus из Луонан (Дунхекун) в провинции Шэньси (1,15—0,7 млн л. н.), зубы из Лунггудуна (Longgudong) близ Мейпу (Meipu) возрастом 990—780 тыс. л. н., два черепа Homo erectus EV 9001 и EV 9002 из Юнксянь в провинции Хубэй (580—800 тыс. л. н.), синантроп из Чжоукоудянь, юаньмоуский человек, ланьтяньский человек, нанкинский человек, Homo erectus hexianensis из Лонтандуна (провинция Аньгу, округ Гексьян) возрастом 415 тыс. лет, 7 зубов Homo erectus из Байлундун (Bailong Cave) в провинции Хубэй (550 тыс. л. н. или 0,76 млн л. н.), фрагменты скелета из Чизиншан (Яйюан) в провинции Шаньдун (440 тыс. л. н.), череп Дали (en:Dali (fossil)) возрастом 209 000±23 000 лет и похожий на него череп из Хуалундуна (Hualongdong) с фрагментом челюсти и зубами с датировкой 150—412 тыс. л. н. из провинции Аньхой, Homo helmei из Чинньюшан (Jinniushan) возрастом 200—280 тыс. лет, челюсть Homo erectus из Чаньян в провинции Хубэй (220—170 тыс. л. н.), верхняя челюсть Homo erectus или Homo heidelbergensis из Еншан (Иншан, Чаосян, Чаоху) в провинции Аньгу (220—160 тыс. л. н.), череп Мапа или Маба (en:Maba Man) возрастом 129—135 тыс. лет, черепа из Сюйчана (Хэнань) возрастом 105—125 тыс. лет, два зуба и часть нижней челюсти Чжижэнь местонахождения Чжиженьдун (Zhirendong) возрастом 100—113 тыс. лет, зубы из пещеры Луна (Luna Cave) в местонахождении Лунадун (Lunadong) возрастом от 70 до 126 тыс. лет и известняковой пещеры в Бицзе возрастом 112—178 тыс. лет, человеческие останки из местонахождения Суйцзияо (en:Xujiayao) возрастом 104—125 тыс. лет.

Четыре зуба из пещеры Яньхуэй в уезде Тонгзи (Тунцзы) городского округа Цзуньи провинции Гуйжоу датируются возрастом от 172 000 до 240 000 лет назад. Возможно, это останки денисовского человека. Также к денисовцам, по данным палеопротеомики, был близок живший 160 тыс. лет назад обитатель карстовой пещеры Байшия (Baishiya Karst Cave), находящейся в уезде Сяхэ (провинция Ганьсу).

В провинции Хэнань найдено семь инструментов, изготовленных из костей животных от 105 до 125 тыс. лет назад. Также в провинции Хэнань в местонахождении Линчин (Lingjing) на двух фрагментах кости возрастом 105–125 тысяч лет назад нашли несколько процарапанных линий, некоторые из которых были присыпаны охрой. Авторы делают осторожный вывод, что рисунки могли сделать денисовцы.

Человек из Люцзяна (en:Liujiang man) из пещеры Tongtianyan в городском округе Лючжоу датируется возрастом 68 тыс. лет назад.

Человек из Люцзяна (en:Liujiang man) из городского округа Лючжоу (67 тыс. л. н.).

У человека из пещеры Тяньюань возрастом 40 тыс. лет определена митохондриальная гаплогруппа B и Y-хромосомная гаплогруппа K2b-P331, предковая для гаплогрупп S, M и Q, R.

К позднему палеолиту также относятся шаньдиндунский человек, человек из Оленьей пещеры, верхний резец (CV.939.2) из Лунгупо (ушаньский человек). Верхнепалеолитическая индустрия в Шуйдунгоу 2 датируется возрастом 41 тыс. лет назад.

Самая древняя керамика (20 000 — 19 000 лет назад) на территории Китая известна по находкам горшков в пещере Сяньжэньдун в провинции Цзянси на юго-востоке КНР. В провинции Хунань найдены черепки от остроконечного сосуда в пещере Юйчаньянь возрастом 18,3—17,5 тыс. лет назад. Памятники Сяньженьдун (14 610 ± 290 л. н.) и Мяоян (13 710 ± 270 л. н.) находятся в Южном Китае.

Крошечная костяная статуэтка сидящей птицы из местечка Линцзин или Линчин (Lingjing) в провинции Хэнань возрастом около 13—14 тыс. л. н. является древнейшим произведением искусства в Восточной Азии. Ранее в Восточной Азии древнейшими статуэтками считались найденные возле Пекина статуэтки животных из нефрита и талькохлорита возрастом ок. 5 тыс. лет назад.

47 зубов Homo sapiens из пещерной системы Фуянь (en:Fuyan Cave) датировавшися возрастом от 80 тыс. л. н. до 42 900 лет назад, оказались гораздо моложе — 2,5—9,3 тыс. лет назад. У образца FY-HT-1 из пещеры Фуянь (2510±140 л. н.) определена митохондриальная гаплогруппа D5a1a2ab, у образца FY-HT-2 (9380±90 л. н.) — митохондриальная гаплогруппа D5a2a1h1.

Мезолит и неолит

Неолитическая культура Синлунва (6200—5400 гг. до н. э.) — самая ранняя археологическая культура Китая, использовавшая предметы из жада и рисунки драконов. Гончарные изделия Синлунва были в основном цилиндрическими и обжигались при низких температурах. В нескольких кувшинах из Цзяху обнаружены следы алкогольных напитков, полученных при ферментации риса, меда и некоторых местных растений. Памятники культуры Ананси (Aang’angxi) в Северной Маньчжурии составляют одну археологическую общность с ранненеолитическими памятниками так называемой новопетровской «культуры пластин» на Среднем Амуре.

Изменения в климате и природной среде

Около 14000 г. до н. э. в Китае закончилось оледенение Дали. Уровень моря в тот момент составлял на 110 м ниже нынешнего. Согласно одной из гипотез, в тот период Япония и Тайвань, а также индонезийские острова Суматра, Ява и Борнео соединялись с азиатским континентом (критику данной гипотезы см. в статье доисторические Филиппины). Около 13000 г. до н. э. климат был особенно холодным. Между 11150 и 10400 г. до н. э. среднегодовая температура возросла на 7 °C. Благодаря воде, образовавшейся от таяния глетчеров, уровень моря резко возрос. В момент перехода от плейстоцена к голоцену, между 10000 и 8000 гг. до н. э., уровень моря всё ещё был ниже нынешнего на 18 метров, однако около 5000 г. до н. э. достиг нынешнего уровня. Между 4000 и 3000 гг. до н. э. уровень моря возрос ещё на 5 метров, а затем постепенно снижался. Примерно 200 лет спустя был достигнут нынешний уровень.

Переход к аграрным сообществам

Культуры, выращивавшие просо

В центральном Китае около 6000 г. до н. э. различались три культуры среднего неолита: Цышань в провинции Хэбэй, Пэйлиган к югу от Жёлтой реки в провинции Хэнань, и Дадивань в долине Вэйшуй в провинции Шэньси. В те времена климат там был более тёплым и влажным, чем в настоящее время. Данные культуры культивировали просо (Setaria italica). Они также собирали плоды и орехи, в том числе грецкий орех (Juglans regia) и лесной орех (Corylus leteraphylea). В качестве домашних животных держали собак и свиней. Найдено большое количество костей банкивских кур (Gallus gallus), что указывает также на птицеводство.

Неолитическая культура Бэйсинь, культивировавшая просо, существовала 5300—4100 лет до нашей эры.

Неясно, следует ли рассматривать культуру Байляньдун в провинции Гуанси как мезолитическую. Возможно, в период неолита земледельцы из долины Янцзы переселились на юг и адаптировали свои земледельческие навыки к местным условиям. Для южного Китая это означало прямой переход от палеолита к неолиту, минуя мезолит.

Мацзяяо — неолитическая культура IV—III тыс. до н. э.

Яншао — устоявшееся в прошлом название группы неолитических археологических культур, существовавших на территории Китая (долина средней части реки Хуанхэ) в 5—3-ем тысячелетиях до н. э.

Культуры, выращивавшие рис

Ранние свидетельства культивирования риса в доисторическом Китае датируются с помощью углеродного метода приблизительно 6000 г. до н. э.

Региональные неолитические культуры Китая

Бронзовый век

Археологическая культура раннего бронзового века Саньсиндуй названа по местечку Саньсиндуй уезда Гуанхань провинции Сычуань.

После династии Ся к власти пришла династия Шан (также известная как династия Инь)

Железо впервые входит в обиход во времена династии Чжоу, однако его использование минимально. В китайской литературе 6 в. до н.э. упоминается выплавка железа, однако бронза продолжает играть значительную роль как в археологическом, так и историческом контексте, ещё некоторое время после этого. Историк У. К. Уайт (W. C. White) утверждает, что «на протяжении всех периодов до конца династии Чжоу (256 г. до н.э.)» железо всё ещё не вытеснило бронзу и что бронзовые сосуды составляют большинство металлических сосудов вплоть до позднего периода Хань, т.е. до 221 г. до н.э.