Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Липецкий трамвай


Липецкий трамвай — система городского электрического трамвая в городе Липецк. Открыта 7 ноября 1947 года. Липецкое трамвайное хозяйство эксплуатируется муниципальным унитарным предприятием «Липецкпассажиртранс» (МУП «Липецкпассажиртранс»).

На февраль 2021 года действует 3 регулярных маршрута — № 1,2 и 5. Ежедневный выпуск вагонов в рабочие дни — 30 единиц. Парк состоит из 55 трамваев. Средний возраст липецкого трамвая — 28-30 лет. В выходные дни ежедневный выпуск вагонов составляет всего лишь 13 единиц. В городе работает одно трамвайное депо, в 2002 году 2 липецких трамвайных депо были юридически объединены в единое трамвайное депо, фактически — депо № 1 было закрыто. В городе эксплуатируются как отечественные вагоны КТМ-5, так и чешские Татра-Т6В5. В конце марта — середине апреля 2019 года шла поставка 12 списанных вагонов из Москвы модели 71-619K. Эксплуатироваться новые трамваи начали с 15 июля 2019 года. Ранее эксплуатировались вагоны КТМ-8, Татра-Т4, РВЗ-6, КТМ-2, КТМ-1, Х и М.

Стоимость проезда в трамваях с 1 июля 2020 года: за наличный расчет — 26 рублей, по единой транспортной и банковской карте — 21 руб., по льготной карте — 10,5 руб.

История

Трамвайное движение в Липецке было открыто 7 ноября 1947 года. Первая трамвайная линия длиной 4,7 км была проложена между Спиртзаводом и Тракторным заводом. Линия была одноколейной, поэтому для работы нескольких составов одновременно были построены три разъезда на остановочных пунктах «Депо», «Канатка» и «Шлаковый откос». Подвижной состав состоял из 13 старых трамвайных вагонов серий «Х» и «М», которые были переданы в Липецк из Ижевска, Саратова, Сталинграда и Горького.

Хронология

  • 1947 год: открытие трамвая по маршруту ЛТЗ — спиртзавод.
  • 1950 год: построено трамвайное депо № 1.
  • 1954 год: открытие линии от улицы Литаврина до Колхозной площади (ныне площадь Победы).
  • 1956 год: открытие линии к посёлку Сокол.
  • 1957 год: открытие линий до 3-го участка ЛТЗ и до вокзала (со строительством кольца).
  • 1958 год: постройка моста через реку Воронеж с трамвайной линией на нём. Открыты маршруты ЛТЗ — Сокол, ЛТЗ — Вокзал.
  • 1959 год: открытие линии Вокзал — Трубный (со строительством кольца).
  • 1965 год: открыт маршрут Трубный — Сокол.
  • 1965 год: открыто трамвайное кольцо у НЛМЗ. Открыты маршруты НЛМЗ — Трубный, НЛМЗ — Сокол.
  • 1966 год: перенос трамвайных путей с ул. Желябова на ул. Плеханова и Гагарина.
  • 1969 год: открытие линии по улице Циолковского, связанное со строительством моста через Каменный Лог.
  • 1969 год: открыта линия до стана 2000 от НЛМЗ по улицам Ферросплавной и Алмазной.
  • 1977 год: перенос трамвайных путей со снесённой Соляной улицы на ул. Неделина и ул. Первомайскую.
  • 1978 год: открытие линии на доменную печь № 6.
  • 1982 год: построено трамвайное депо № 2.
  • 1982 год: открытие линии по улице Московской до депо № 2 (в 1984 году построено трамвайное кольцо).
  • 1985 год—1987 год: строительство новой линии до Тракторозаводского посёлка по второму мостовому переходу (Октябрьскому мосту).
  • 1988 год: открытие регулярного движения по Октябрьскому мосту, начало эксплуатации Tatra-T6B5.
  • 1989 год: открытие кольца у памятника танкистам (21-й микрорайон).
  • 1990 год: снятие однопутного участка на 3-й участок Тракторного.
  • 2002 год: объединение двух трамвайных депо, начало сокращения трамвайной сети.
  • 2003 год: закрытие движения по Петровскому мосту со снятием линий подъезда к мосту(пути на самом мосту оставлены для поддержания конструкции).
  • 2003 год: снятие линии на Сокол.
  • 2004 год: снятие линий по улицам Неделина, Первомайской.
  • 2005 год: снятие линий по улицам Гагарина, Плеханова; строительство кольца «Центральный рынок».
  • 2007 год: с 1 сентября билеты на проезд в муниципальном транспорте стали также билетами моментальной лотереи.
  • 2009 год: 10 сентября Липецк принял XIII всероссийский конкурс мастерства водителей трамвая.
  • 2009 год: 18 сентября Подведены итоги XIII всероссийского конкурса мастерства водителей трамвая.
  • 2009 год: установка автоматической системы оплаты за проезд.
  • 2011 год: демонтаж трамвайного кольца на КТЗ.
  • 2012 год: завершение реконструкции трамвайного кольца..
  • 2014 год: начало реализации программы по капитальному ремонту трамвайных вагонов. По состоянию на 2017 год, капитально восстановлены два трамвайных вагона.
  • 2018 год: из-за капитального ремонта Петровского моста вводятся дополнительные маршруты (1к, 1А и 5А).
  • 2019 год: начало эксплуатации 71-619K, закрытие маршрута № 5А.

Маршруты

Действуют маршруты:

  • 1: Центральный рынок - Доменная печь №6 или улица Чехова
  • 2: Центральный рынок - 21-й микрорайон (ходит непостоянно)
  • 5: Центральный рынок - Стан 2000 (ходит в основном в час пик)

Исторические маршруты

1989 год

1989 год можно считать золотым временем для трамвайной системы Липецка. На то время длина трамвайных путей была максимальной, ровно как и количество единиц подвижного состава. Всему этому поспособствовали недавнее (в то время) открытие депо № 2, строительство новой трамвайной линии на Октябрьском мосту и получение новых трамваев (Tatra T6B5 и КТМ-5).

На тот момент существовало 16 маршрутов.

1990-е годы

В 1990-х годах начались первые проблемы у липецкого трамвая. В 1990 году была снята однопутная трамвайная линия на 3-й участок ЛТЗ, и вместе с этим закрылся маршрут № 1. После распада СССР приобретение новых трамваев для Липецка (как и для большинства остальных постсоветских городов) оказалось весьма проблематичным, однако в 1992—1993 году закупаются 12 трамваев КТМ-8. Но, в 1995 году было решено списать все трамваи РВЗ-6. Так закончилась эпоха трамваев с бугельными токоприемниками в Липецке. В 1996 году произвелась последняя закупка поддержанных трамваев Tatra T4 в количестве 15 штук. Маршруты несколько изменились, например, маршрут № 13 был продлен от 9-го до 21-го микрорайона, маршрут № 5 перестал быть кольцевым и стал заезжать на Стан-2000 через Октябрьский мост, запущен маршрут № 11, маршрут № 7 был закрыт.

В конце 1990-х было 12 маршрутов (2, А, 4, 5, 6, с 8 по 14).

2000—2003 годы

До объединения двух депо в одно ещё происходили небольшие изменения в маршрутной сети. Так, маршрут № 4 переименовали в № Б, появились маршруты № , № 13к и № 15.

В 2001 году был отменен маршрут № 6.

2002 год оказался для трамвайной системы Липецка переломным. Было закрыто депо № 1 и все имевшиеся на тот момент трамваи были отправлены в депо № 2. Некоторые из них были списаны и распилены на металлолом, так как для них в депо не хватало места.

Сразу после закрытия депо отменяется маршрут № 8.

В 2002—2003 году происходил демонтаж трамвайных путей на Петровском мосту, в центре (ул. Литаврина, площадь Карла Маркса) и в направлении Сокола. В результате демонтажа трамвайных линий на Петровском мосту закрываются маршруты № 2, 9 и 12. Трамвайные пути на самом мосту остались для поддержания конструкции моста.

Демонтаж трамвайных путей в направлении Сокола привел к закрытию маршрута № 11 (вдобавок к ранее закрытым маршрутам № 6 и № 8). Демонтированные трамвайные пути там заменены троллейбусными.

Демонтаж трамвайных путей на площади Карла Маркса повлек за собой закрытие маршрута № .

Также в целях оптимизации маршрут № 10 был укорочен до НЛМК и был переименован в № , а также был упразднен маршрут № 13к.

2004—2007 годы

По состоянию на март 2004 года в городе имелось семь маршрутов (А, Б, 5, 5к, 13, 14, 15). После закрытия линий по улицам Неделина и Первомайской маршруты А и Б были объединены в маршрут 3, который был закрыт в 2004 году после демонтажа линий по улицам Гагарина и Плеханова.

Маршруты № 13 и 14 в 2005 году были объединены под номером 1, а в 2007 году трамвайный маршрут 13 был вновь возрождён, но под номером 2.

Маршрутная сеть по состоянию на 2007 год выглядела следующим образом:

  • 1: Центральный рынок — ул. Терешковой — ул. Циолковского — КТЗ — Московская ул. — Полиграфическая ул. — просп. 60 лет СССР — ул. Меркулова — ул. Катукова — Октябрьский мост — Краснозаводская ул. — ул. 3-го Сентября — 1-я Воронежская ул. — Волгоградская ул. — Доменная печь № 6.
  • 2: Центральный рынок — ул. Терешковой — ул. Циолковского — КТЗ — Московская ул. — Полиграфическая ул. — просп. 60 лет СССР — ул. Меркулова — ул. Катукова — 21-й микрорайон
  • 5: Кольцо Трубного Завода (КТЗ) — Полиграфическая ул. — просп. 60 лет СССР — ул. Меркулова — ул. Катукова — Октябрьский мост — ул. Металлургов — Лесная ул. — ул. 9-го Мая — пл. Металлургов — пер. Бестужева — Ферросплавная ул. — Алмазная ул. — Стан-2000
  • : НЛМК — ул. 9-го Мая — пл. Металлургов — пер. Бестужева — Ферросплавная ул. — Алмазная ул. — Стан-2000
  • 15: Доменная печь № 6 — ККЦ — Ул. Волгоградская — Ул. Чехова

2012—2016 год

После 2006 года маршрутная сеть претерпела ряд изменений. Маршрут № 5 был укорочен до кольца 9-го микрорайона в связи с демонтажом трамвайного кольца трубного завода, маршрут № 15 закрыт, появился № 1к. С 1 августа 2013 года, работа маршрута № 15 была ненадолго возобновлена.

В начале 2014 года остались только основные маршруты — № 1 и № 5. При этом выпуск вагонов был значительно сокращён.

На 2016 год в Липецке работали следующие трамвайные маршруты:

  • № 1: Центральный рынок — ул. Терешковой — ул. Циолковского — КТЗ — Московская ул. — Полиграфическая ул. — просп. 60 лет СССР — ул. Меркулова — ул. Катукова — Октябрьский мост — Краснозаводская ул. — ул. 3-го Сентября — Воронежская ул. — Волгоградская ул. — Доменная печь № 6.

В межпиковое время трамваи маршрута № 1 доезжают только до улицы Чехова.

  • № 5: Кольцо 9-го микрорайона — Полиграфическая ул. — просп. 60 лет СССР — ул. Меркулова — ул. Катукова — Октябрьский мост — ул. Металлургов — Лесная ул. — ул. 9-го Мая — пл. Металлургов — пер. Бестужева — Ферросплавная ул. — Алмазная ул. — Стан-2000.

Маршрут работает только в будние дни по разрывному графику.

  • № 5к: НЛМК — ул. 9-го Мая — пл. Металлургов — пер. Бестужева — Ферросплавная ул. — Алмазная ул. — Стан-2000.

Маршрут обслуживается одним вагоном с интервалом в 50 мин.

2017—2018 год

Хотя система претерпела массовое сокращение маршрутов и подвижного состава, власти Липецка решили расширять трамвайную сеть в связи с тем, что с 16 августа 2017 года закрыли троллейбусное движение. С другой стороны, наиболее возможным представляется закрытие ряда маршрутов по следующим причинам: дублирование, нерентабельность или нехватка подвижного состава.

Из-за капитального ремонта Петровского моста с марта 2018 года введены дополнительные маршруты:

  • № 1к: (Закрыт) Центральный рынок — ул. Чехова
  • № 1А (бывший № 15): Доменная печь № 6 — ККЦ — Ул. Волгоградская — Ул. Чехова
  • № 5А : Стан-2000 — ул. Чехова

Подвижной состав

В Липецке в маршрутном движении используются вагоны 71-619, КТМ-5, Татра-Т6В5. Вагон МС-4 был куплен в Ленинграде, специально для парадов трамваев, проводимых в день города. Эксплуатация вагонов КТМ-8 осуществлялась до 2013 года, Татра-Т4 — до 2004 года; до 1995 года на линиях также использовались вагоны РВЗ-6.

Согласно статистическим данным, на протяжении 22-х лет в Липецке идет систематическое снижение численности подвижного состава трамвая:
1995 год — 122 ед.
2000 год — 117 ед.
2001 год — 103 ед.
2002 год — 100 ед.
2003 год — 90 ед.
2004 год — 74 ед.
2005 год — 72 ед.
2006 год — 71 ед.
2008 год — 69 ед.
2009 год — 67 ед.
2010 год — 55 ед.
2011 год — 52 ед.
2013 год — 50 ед.
2016 год — 45 ед.
2017 год — 43 ед.
2019 год — 55 ед.
2020 год - 55 ед.
2021 год - 65 ед.

В 2018 году предприятие заключило договор с правительством города Москвы на поставку 12 вагонов модели 71-619K. В конце марта 2019 года началась процедура передачи трамваев. Вагоны перевезли на тралах.

Перспективы

Несмотря на регулярное сокращение в последние годы трамвайных линий и демонтажа КТЗ в 2011 году, в генеральном плане Липецка предусмотрено строительство двух новых линий:

  • Улица Литаврина — Октябрьская ул. — ул. Калинина — Радиаторный пер. — ул. Калинина — ул. Неделина — пл. Победы — ул. Терешковой — центральный рынок;
  • Улица Катукова — ул. Меркулова — ул. Свиридова — ул. Кривенкова — Сырский — Автостанция «Воронежское шоссе».

Скоростной трамвай

По генеральному плану Липецка был запланирован ввод в эксплуатацию до 2016 г. первой линии скоростного трамвая, который будет следовать по маршруту Полиграфический комплекс — Полиграфическая ул. — ул. Кривенкова — ул. Катукова — пл. Танкистов — Октябрьский мост — Краснозаводская ул. — ул. 3 Сентября — улица Чехова. Строительство скоростного трамвая в Липецке планировалось начать в 2019 году и удлинить маршрут до ОЭЗ «Липецк». По состоянию на 2020 год работы не ведутся.