Красная таблетка

26.03.2021

Красная таблетка (англ. The Red Pill) — дискуссионный документальный фильм режиссёра Кэсси Джей, снятый в 2016 году и раскрывающий идеи движения за права мужчин. Термин «красная таблетка» — это отсылка к установившемуся выражению, метафора истинного понимания взаимоотношения полов, намекающая на сцену из фильма «Матрица», где главному герою необходимо сделать выбор между красной и синей таблеткой. Мировая премьера фильма состоялась в октябре 2016 года.

Сюжет

Фильм рассказывает о путешествии скептически настроенной феминистки в мир движения за права мужчин, которое, как она полагала, является движением ненависти. С каждым шагом она все больше и больше теряет уверенность в непредвзятости своего суждения. Кэсси Джей (режиссёр и основное действующее лицо) ставит под сомнения свои прежние взгляды на понятия гендера, власти и привилегий. В фильме обсуждаются многочисленные проблемы, из-за которых страдают преимущественно лица мужского пола и которые являются фактами гендерной несправедливости. Среди них — низкая продолжительность жизни мужчин, высокий уровень самоубийств, отсутствие репродуктивных прав, неравенство в сфере воинской повинности, нарушения презумпции невиновности и многое другое. Вопросы, обсуждаемые в фильме, выходят за рамки стереотипа «мужчина — угнетатель, женщина — жертва», на котором построен современный феминизм и, как следствие, социологическая наука в области гендерных исследований. Впервые полнометражный документальный фильм представляет на равных две противоборствующие точки зрения на гендерное равенство и развенчивает миф о том, что быть противником феминизма, — значит быть сторонником угнетения и ненависти.

Бюджет фильма

Молодой режиссер Кэсси Джей, оставив тщетные попытки получить финансирование дискуссионного фильма, решила начать съемки, опираясь на собственные финансовые возможности, а также на помощь матери (сопродюсера фильма) и своего парня. После того, как стало известно, что фильм показывает движение за права мужчин в положительном ключе, Джей утратила надежды на поддержку съемок документального фильма из традиционных источников. Между тем, она начала кампанию по сбору пожертвований на Kickstarter. Проект был описан как непредвзятый и справедливый взгляд на движение за права мужчин. Эта попытка подвергалась чрезвычайно сильной критике со стороны феминисток. Но в конечном счете, кампания достигла своей начальной цели в 97 000 долларов США, а через некоторое время значительно её превзошла, в результате чего было собрано 211 260 долларов.

Кинокритик Алан Шерштуль заявил в The Village Voice, что в кампании участвовали самые мизогиничные разделы Reddit, посвящённые движению за права мужчин, и еженедельник отказался публиковать за деньги рекламу фильма. Джей назвала это одной из лжей, которыми её постоянно пытаются дискредитировать; она также сказала, что пять крупнейших жертвователей — ни из движения за права мужчин, ни феминисты, и предположила, что три из них до этого и не знали о существовании движения за права мужчин.

Показы

В первые месяцы после премьеры фильм был доступен только в рамках специально организованных показов. Лента была показана на экранах США, Канады, Британии, Австралии, Новой Зеландии, Италии, Норвегии и других стран. На постсоветском пространстве первой страной, в которой прошёл официальный показ, стала Эстония. Показ состоялся 23 ноября в Тартусском университете и был инициирован Эстонским студенческим сообществом. После выхода в прокат фильм вызвал протесты защитников «традиционных взглядов» на угнетение и привилегии, а в Австралии феминистки добились запрета показа во втором по величине городе страны Мельбурне и теперь добиваются объявления Кэсси Джей персоной нон-грата.

Спустя полгода после выхода фильма в прокат он получил первое официальное признание. На конференции DigiFest профессионалов киноиндустрии Digital Hollywood в Сан-Франциско «Красная таблетка» была выбрана из сотен фильмов и выиграла в номинации «Женщины в фильме». Во время награждения Кэсси выразила надежду, что «эта победа станет отправной точкой в изменении общественного восприятия фильма. Он не против женщин, он о способности поставить себя на место другого и о понимании суждений, которые отличаются от твоих собственных».