Клеша

14.03.2021

Клеша (санскр. क्लेश, kleśa IAST, пали kilesa, «бедствие, страдание») — одно из фундаментальных понятий в буддизме. Клеша обуславливает омрачение сознания, его загрязнение, аффект. Этим понятием обозначают эмоциональную окрашенность восприятия мира эгоцентрированным сознанием, мешающую ощущать мир таким, какой он есть в действительности.

В «Виттхупама-сутте» («Пример с тканью», МН 7) перечисляется 16 загрязнений ума:

  • Алчность и нечестивая жадность.
  • Недоброжелательность.
  • Злость.
  • Негодование.
  • Презрение.
  • Нахальство.
  • Зависть.
  • Скупость.
  • Лживость.
  • Притворство.
  • Упрямство.
  • Соперничество.
  • Самомнение.
  • Надменность.
  • Тщеславие.
  • Небрежность.

В «Патичча саммуппада сутте» («Зависимое возникновение», СН 12.1) главным омрачением ума и причиной, ведущей в итоге к рождениям и смертям в сансаре, названо неведение (пали авиджа; санскр. авидья).

В тантре часто выделяют следующие пять основных клеш или пять «ядов»:

  • Неведение.
  • Страсть и жадность.
  • Ненависть и гнев.
  • Гордость.
  • Зависть.

В «Абхидхарме», а также в комментариях, называются 10 видов загрязнений:

  • Жажда (лобха).
  • Злоба (доса).
  • Невежество (моха).
  • Самомнение (мана).
  • Неправильные воззрения (диттхи).
  • Сомнение (вичикиччха).
  • Лень, апатия (тхина).
  • Возбужденность, неугомонность (уддхачча).
  • Бесстыдство (ахирика).
  • Безрассудство (аноттаппа, отсутствие боязни совершить плохой поступок).

Также, в Абхидхарме выделяется 25 малых или сопутствующих клеш: гнев, голод, страх, скрытность, состояние, называемое «пламенеть душой», зависть, жадность, иллюзия, ложное видение, ложь, горделивость, внушение страха, нескромность, состояния, называемые «уязвить и терзать», утомляемость, неверие, невыдержанность, аморальность, невнимательность, непредупредительность, забывчивость, непонятливость, пребывание в смятении.

В «Акусала мула сутте» («Неблагие корни», АН 3.69) все омрачения ума сводятся к трем неблагим корням:

  • Неблагой корень жажды (лобха).
  • Неблагой корень злобы (доса).
  • Неблагой корень заблуждения (моха).

В «Ниббана паньха сутте» («Вопрос о ниббане», СН 38.1) говорится, что уничтожение жажды, уничтожение злобы, уничтожение заблуждения называется ниббаной.