Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Екабпилс


Екабпилс (латыш. Jēkabpils, латг. Jākubmīsts, истор. Якобштадт) — город республиканского значения в Латвии. Расположен на обоих берегах Даугавы, примерно в 135 км от Риги. До 1962 года — два самостоятельных города, разделённых рекой: собственно Екабпилс (историческое название Якобштадт) и Крустпилс (Крейцбург).

В Екабпилсе расположены органы управления двух прилегающих краёв Латвии — Екабпилсского и Крустпилсского (сам город не входит ни в один из них и имеет республиканское подчинение).

Население Екабпилса с 1990 года уменьшилось на треть, с почти 31 тысячи до неполных 22 тысяч человек.

Долина реки с разветвлениями и островами образует довольно живописный пейзаж.

История

На месте современного Екабпилса существовало два различных города с разной историей.

Замок Кройцбург и владения барона Корфа

На правом берегу Даугавы находилось поселение латгалов, на месте которого в 1237 году рижский епископ Николай Науэн возвел каменный «Крестовый замок» — по-немецки Кройцбург. Постепенно он обрастал постройками. В 1511 году Крустпилс упоминается в ленной книге старшего епископа как посад. Право называться городом Крустпилс получил в 1920 году.

Археологические раскопки вокруг фундаментов замка свидетельствуют о том, что в его окрестностях находилось довольно многолюдное торговое селение. Оно многократно разрушалось во время войн, в особенности польско-шведских, но каждый раз вновь восстанавливалось.

Русская слобода

Русское поселение вокруг Салаской корчмы было известно уже в середине XVI века. Оно находилось напротив Кройцбурга и было известно как Гельмгольфская слобода. Её населяли торговцы и корабельщики, обслуживавшие ответвление водного пути «из варяг в греки» — из России в Европу через Ригу. В этом месте на реке начинался 50-километровый участок с порогами, через который невозможно было провести суда даже по большой воде, поэтому у пристани в слободе товары выгружались на подводы и отправлялись до Фридрихштадта, где снова размещались на суда и сплавлялись вниз по течению. В начале Раскола в Слободу хлынули люди, не принявшие реформу патриарха Никона. Приём старообрядцев их единокровниками не противоречил законам Польши, вассалом которой была Курляндия. Тем более, что в середине XVII века нынешние восточные территории Латвии (Латгалия, входившая с 1581 г. в состав Речи Посполитой, и вассальное ей же Курляндское герцогство), обезлюдели в результате польско-шведских войн и эпидемии чумы, с 1657 по 1661 гг. свирепствовавшей в Курляндии. Это побудило польского короля Яна Собеского в интересах землевладельцев, заинтересованных в притоке работников, издать указ «О свободном жительстве раскольников в польских пределах…».

Русский город

В феврале 1670 года русские жители Слободы при посещении этого порта Курляндского герцогства его владетелем Якобом фон Кетлером, били ему челом о даровании населённому пункту статуса города. В изданной Фундушной грамоте герцога указывалось, что полноправными жителями нового города, названного Якобштадтом в честь давшего ему городские права герцога, могут быть только русские: «…so geben und gönnen Wir der guten gemeine die von Reussischen Nation eincig und alleine». Из их среды должны были избираться должностные лица, горожанам разрешалось исповедовать свою религию, строить храмы и школы («daher sie auch ihre Priester und Schuhldiener mit Auferbunning einer Kirche un Schulen ihrer Religion auf ihre Unkosten zu bestellen…»)

Якобштадту было дано самоуправление на основе Магдебургского права и приписаны большие земельные угодья: вдоль Двины шириной около 3 км, а длиной к югу от реки — около 10 км. Эти границы города сохранялись до конца 1940-х годов.

Развитие города

В Российской империи расположенные на разных берегах реки Якобштадт и Кройцбург (Крустпилс) входили в состав Курляндской губернии и Витебской губернии соответственно. Существует предположение, что именно в Якобштадте в 1683 году родилась Марта Скавронская — впоследствии первая русская императрица, Екатерина I.

В 1962 году, после постройки моста через Даугаву, Екабпилс и Крустпилс были объединены в один город.

Население

По состоянию на 2020 год, по данным Центрального статистического управления Латвии, численность населения города составляла 21 928 человек. По состоянию на 2020 год доля населения старше 65 лет в структуре населения города составляла 20,1 % (4 401 человек), а доля жителей младше 14 лет составляла 16,4 % (3 599 человек).

Население (на начало года, человек): 1990 год — 30 726; 1995 год — 28 693; 2000 год — 27 911; 2005 год — 26 703; 2010 год — 25 233; 2013 год — 23 834.[4]

По состоянию на 1 января 2015 года по данным Центрального статистического управления численность населения города составила 23 019 жителей или 24 553 человек по данным Регистра жителей (Управление по делам гражданства и миграции, МВД).

Национальный состав

По переписи 1897 года, в Крейценберге проживало 4150 человек, в том числе лютеран — 682, иудеев — 3164. В Екабштадте из 5829 жителей было лютеран — 2087, иудеев — 2087, православных — 595, старообрядцев — 617 человек.

Национальный состав города согласно переписям 1989 и 2011 годов:

Староверы Екабпилса

Материальные свидетельства о коренном населении Екабпилса в XVII—XVIII веках были получены в 2011 году в ходе раскопок, которые провели археологи Витолдс Муйжниекс и Аустра Энгизере на месте первой рыночной площади и первого кладбища, в районе нынешней улицы Бривибас, возле Свято-Духова монастыря. Были найдены монеты, древлеправославные нательные кресты, фрагменты полихромной керамики, ранее в Латвии не встречавшейся. После подведения итогов исследования останки первопоселенцев Екабпилса были торжественно перезахоронены в центре существующего старообрядческого кладбища, а в октябре 2012 года на народные пожертвования и при финансовой помощи самоуправления на этой могиле был установлен памятный крест.

Поскольку гонения на староверов продолжались, в Якобштадт продолжали прибывать новые беженцы, которым вскоре не стало хватать земли и они начали селиться за городом, в конце «шнуров» (наделов пахотной земли, отведенных горожанам), где находилось большое болото и брод через него. Таким образом возникла деревня Броды, жители которой до 1940-х годов относились к городу.

К концу XVIII века староверы уступили главные улицы города — Большую (Бривибас) и Почтовую торговцам, немецко-польскому патрициату и чиновникам, а сами переселились на третью большую улицу — Песочную (ныне А.Пормаля).

Военно-воздушная база

Во время Советской власти возле Екабпилса находился военный аэродром, где дислоцировался 886-й отдельный разведывательный авиационный полк (в/ч 35422) из двух эскадрилий. На вооружении находились самолеты: Як-28Р, МиГ-21Р, в 80-х Су-17М4Р и Су-24МР. Эскадрилья из Екабпилса, на вооружении которой находились самолеты Су-17М4Р принимала участие в боевых действиях в Афганистане. 16 октября 1987 года при выполнении плановых полётов погиб один из командиров полка — полковник Корнев Аркадий Николаевич (род. 16 сентября 1946 года). Его самолёт потерпел крушение примерно в 45 километрах от аэродрома у села Ляудона Мадонского района Латвии. На месте гибели лётчика установлен памятник: хвостовой киль самолёта Як-28 с именной табличкой. Также на аэродроме дислоцировались: отдельный батальон связи и радио-технического обеспечения (ОБС РТО, в/ч 26233) и отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения (ОБАТО, в/ч 78634). В 1990 г ОБС РТО, ОБАТО и подразделение ТЭЧ (технико-эксплуатационной части авиаполка) были сведены по американскому примеру в подразделение Военно-воздушная база. После вывода советских войск из независимой Латвии в середине 1990-х аэродром был заброшен. Часть его территории в 2009 году занимал Екабпилсский асфальтобетонный завод.

Также в черте города находились Государственные армейские склады (ГАС), снабжавшие всем необходимым другие воинские части Советской Армии на территории Латвии.

Транспорт

Екабпилс связан с Ригой, Даугавпилсом и другими городами Латвии регулярным автобусным и железнодорожным сообщением.

Через город проходят две главные государственные дороги — A6 «Рига-Даугавпилс-Краслава-белорусская граница» и A12 «Екабпилс-Резекне-Лудза-российская граница», являющиеся составными частями международной автодорожной сети E22.

Также через город проходят две дороги регионального значения по левому берегу Даугавы: P76 «Aйзкраукле — Екабпилс» и P75 «Екабпилс — литовская граница».

СМИ

Радио

В городе работают 16 радиостанций в диапазоне FM:

  • Star FM 89,1 FM.
  • Latvijas Radio 4 91,1 FM.
  • EHR SUPER HITS 92,1 FM.
  • SWH Gold 94,1 FM.
  • Radio Skonto 94,7 FM.
  • Latgales Radio 95,8 FM.
  • Divu Krastu Radio 96,9 FM.
  • EHR 98,4 FM.
  • Radio Tev 98,9 FM.
  • SWH 101,2 FM.
  • Latvijas Radio 3 102,2 FM.
  • Latvijas Kristigais Radio 102,8 FM.
  • Latvijas Radio 2 104,7 FM.
  • TOP Radio 106,3 FM.
  • Radio 1 107,0 FM.
  • Latvijas Radio 1 107,6 FM.

Города-побратимы и партнёры

  • Быдгощ (польск. Bydgoszcz), Польша
  • Лида (белор. Ліда), Белоруссия
  • Маарду (эст. Maardu), Эстония
  • Мелле (нем. Melle), Германия
  • Наро-Фоминск, Россия
  • Скиве (дат. Skive), Дания
  • Соколув-Подляски (польск. Sokołów Podlaski), Польша
  • Червёнка-Лещины (сил. Czyrwjůnka-Leszczyny, польск. Czerwionka-Leszczyny), Силезия, Польша
  • Мосс (норв. Moss), Норвегия