Зелье

14.03.2021

Зелье — варево, снадобье или травяной чай. По народным представлениям, лекарственные травы, а также лечебный, ядовитый или привораживающий напиток, приготовленный из этих трав. В более общем виде зелье, как лечебное средство, могло быть в виде настоя, мази или порошка.

Этимология

Слово произошло от праслав. зель «трава, зелень». Ср. укр. зíлля, белор. зелле, др.-рус. и ст.‑слав. зелиѥ, болг. зеле «капуста», сербохорв. зеље «зелень, щавель», словен. zéljе «трава», чеш. zelí «капуста», словацк. ziele «зелье», польск. ziele «трава, злак», в.-луж. zеlо, н.-луж. zеl᾽е.

От слова «зелье» произошли слова:

  • зелейник — лекарь, который лечит и «чарует травами, зельями, кореньями»;
  • зелейничество — лекарничество, знахарство;
  • зельено вино — вид хлебного вина, сдобренного пряными, душистыми или горькими травами.

Назначение

Под зельем на Руси подразумевались травы, цветы, злаковые всходы, а также напитки (отвары, настои), приготовленные из них. Первоначальное значение слова «зелье» — «зелёная трава», затем — «лекарственная трава» и «отрава», «варево из зелени».

Сходную этимологию имеет былинный и сказочный напиток «зелено-вино». Термины «зельено вино», «зелено вино», «хмельное вино», «зелье пагубное» «зеленица, зеленец» означают вид хлебного вина или вид водки, сдобренной пряными, душистыми или горькими травами. Выражение «зелено вино» часто встречается в русских свадебных обрядовых песнях. В русском фольклоре термин появляется в XV—XVI веках.

Зелье бывает:

  • «травное» — из травы;
  • «сурово» — из овощей;
  • «пряное» — с растительными пряностями;
  • «благовонное» — с ароматными растениями;
  • «забудящее» — усыпляющее средство;
  • «потворное» — волшебное, колдовское средство;
  • «смертное» — отрава на основе растений, яд (сравни понятие «фармация», что означает как лекарство, так и яд).

Лекарственные травы были для лечения практически всех «обычных» болезней:

  • грудная трава, или репешок для лечения грудных простудных заболеваний;
  • трава-порезник, которая помогает от порезов — подорожник или тысячелистник;
  • «трава-глистник», помогающая от аскарид и остриц;
  • «изгонное» зелье — абортирующее; и т. д.

Душевные средства:

  • «приворотное зелье» — средство для лечения или любовного приворота;
  • «отворотное зелье» — средство для снятия любовного желания;
  • «душевная» трава — для лечения душевных болезней молодых девушек (мелисса, душица).

Травы с мифическим свойством:

  • Плакун-трава от которой «бесы и колдуны плачут, рушит злое чародейство»;
  • Разрыв-трава — магическая трава, с помощью которой можно открывать любые замки;
  • Иван-да-марья — возвращает здоровье и силу молодости;
  • Адамова голова — позволяет увидеть нечистую силу.

Обычно знахари, при лечении зельем применяли наговоры и заклинания.

В московском княжестве существовали зелейниковые торговые лавки, в которых продавались травы и снадобья.

До XIV века аптекарями также изготавливалось ещё одно зелье — «огненное», позже получившее название «порох». Это зелье, как и другие, «варилось». В княжении Василия I в Москве стали изготавливать «огненное зелье» на заводах. В XVI веке при Иване Грозном был основан специальный «Зелейный» двор, на котором изготавливалось «огненное зелье», так как вначале стреляли пороховой мякотью в виде порошка. Порох, изготавливаемый на зелейных государевых дворах называли «пищальное, пушечное, ручное» или «огневое» зелье.

После появления в России табака, который считался вредным растением, привезённым «из-за моря» и насажденным бесом, его стали называть «зельем заморским», а старообрядцы — «бесовским зельем».

И сейчас растительные средства лечения могут называть зельем. Полещуки и украинцы до сих пор зельем называют лекарственные травы.

Время сбора трав для зелья

Травы для зелья собирают в определённое время. У восточных славян было три таких периода. Основным временем считались купальские праздники (с Ивана Купалы до Петрова дня). Ранние весенние травы собирали в Духов или Симонов день, а поздние осенние травы и лечебные коренья — с начале сентября (с Ивана постного).

Народное поверье утверждало, что в Симонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что Симон в этот день даёт травам особую чудодейственную силу. В России говорили: «На Апостола Симона копают коренья на зелье», «На Зилота собирай зелье у болота». В это время запасались древесной корой, соцветиями деревьев и трав, копали молодые коренья. Украинцы когда срывали или выкапывали зелье, то произносили:

Миколин батько велів,
Щоб ти, зілля, було лікарством
Од всякої хвороби!

Этот день так и называли «Симоново зелье» (укр. Симонове зело, Семеново зіло).

Купальские травы, согласно поверью, максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети — как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.).

Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг., бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.

В XVI и XVII столетиях собиратели трав преследовались наряду с закоренелыми преступниками. «Егда приходит великий праздник, день Рождества Предтечева», — писал летописец, — «исходят мужие и жены чаровницы по лугам и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя травы и приветрочрева, от травнаго зелия на пагубу человеком и скотом; ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим, с приговоры сатанинскими». В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

История

Растительные средства лечения как физических, так и душевных болезней известны с древних времён и как правило они применялись вместе с определёнными заговорами и обрядами. В афинских судебных процессах V—IV веков до н. э. они фигурируют как «вредоносные магические снадобья» (греч. φάρμακα).

Московский врач-пихотерапевт Александр Иванович Анриеков считает: «В наше время у большинства людей сложилось мнение, что „приворотное“ зелье — это травы, которые пришли к нам из сказок, старинных легенд, преданий. Но они ошибаются. Еще во времена египетской царицы Нефертити считали, что на человека можно действовать с помощью чая из соответствующих трав, или подобранных запахов. Все эти запахи могут действовать на функции внутренней секреции, головного мозга, эмоции и даже на симпатии одного человека к другому. Такие растения, как любисток, подмаренник цепкий, гравилат горный, дягиль лекарственный, тысячелистник в руках знатока могут оказаться магическими».

В восточнославянской медицине изготовлением и применением зелья занимались обычно пожилые женщины, которых называли лекарками или травницами. Для лечения они применяли настойки, порошки и мази на основе трав. Народ верил в способность растений излечивать болезни и возвращать здоровье и считал, что «на каждую болезнь есть своя трава». В Изборнике Великого князя Святослава Ярославовича" (1073) дано описание растений, произрастающих на Руси и наиболее часто применяемые для лечения. Евпраксия — внучка Владимира Мономаха, составила русский лечебник «Мази», где отдельная глава посвящена наружным болезням и болезням полости рта. К XVI веку развилась широкая торговля лекарственных трав в «зелейных рядах» — прототипах аптек. В 1581 году царь Иван Грозный приказывает открыть первую аптеку для обслуживания царского двора. В том же году была основана Аптекарская изба, в обязанности которой входил сбор лекарственных трав, произрастающих на Руси. При освоении Сибири осваивались и новые травы, помогающие при различных недугах. Эти сведения о ряде лекарственных трав и травниках становились известны и в Москве. Так в 1663 году в Москву в Аптекарский приказ был приглашён «мастер водочного строения» Ерофей Мухановский. В 1668—1672 годах по указу Аптекарского приказа по всей Сибири стали составлять «росписи» лекарственных растений, а в 1675 году по уездам и разрядным сибирским воеводам вновь были посланы указы с предписанием «сыскивать лнекарственных трав и из них строить лекарства — водки и травы, которые к какому лекарству годны. А состроя и надписав, что к какому лекарству годно, и запечатав, прислать в Москву». По приказу Петра I во всех крупных городах начали устраивать «аптекарские огороды».

С течением времени в связи с борьбой церкви с «язычеством» и «знахарями», зелье стало синонимом ядовитого напитка. С XVIII века в российском законодательстве начинает использоваться понятия «зелье» и «отрава», частично распространявшиеся на отдельные сильнодействующие и ядовитые вещества в их современном понимании, как средство совершения преступления. Со временем акцент и бытовое значение слова продолжало меняться: настой на травах как лечебное, колдовское или отравляющее средствоотрава, ядводка, вино или табак.

В мифах и легендах

Зевс, опоив Кроноса зельем, заставил его изрыгнуть из утробы своих братьев и сестёр.

В мифе об Аргонавтах присутствует зелье с омолаживающим эффектом: Медея разрубила Эсона, отца Ясона, на части и сварила их в зелье (по другой версии — выпустила из Эсона кровь и влила на её место зелье), чтобы вернуть ему молодость. Дочери Пелия увидели это и попросили Медею таким же образом вернуть молодость их отцу, но она подменила зелье на яд, и в результате Пелий умер.

Волшебница Кирка дочь Гелиоса с помощью колдовского зелья превратила часть спутников Одиссея в свиней и других животных.

Кирка с помощью волшебного зелья и заклинаний обратила соперницу Сциллу в чудовище, у которого нижняя часть тела состояла из собачьих голов.

Геката, богиня мрака и чародейства, помогала Медее в приготовлении зелий.

В современном фэнтези и квазифэнтези

Во вселенной «Гарри Поттера»

Зелья широко распространены в мире «Гарри Поттера», их свойства и способы изготовления изучаются в школе «Хогвартс» в качестве предмета, называемого зельеварение. Один из наиболее значимых и популярных персонажей франшизы — Северус Снейп — является преподавателем зельеварения и известным зельеваром. В шестой части он уходит с этой должности, и его место занимает другой персонаж — Хорейс Слагхорн.

Одним из наиболее часто упоминаемых в книгах зелий является Оборотное зелье (англ. Polyjuice potion), позволяющее человеку принять облик другого человека.

Некоторые другие зелья, фигурирующие в книгах о Гарри Поттере:

  • Зелье кости, плоти и крови, использовавшееся Лордом Волдемортом для возвращения своего тела;
  • Феликс Фелицис (также Жидкая удача), дающее выпившему его невероятную везучесть на определённое время;
  • Амортеция — вид приворотного зелья;
  • Сыворотка правды.

В компьютерных играх

Зелья встречаются только или преимущественно в компьютерных играх стиля RPG. В большинстве игр алхимия похожа на любую другую мастерскую — отличия лишь в наборе материалов (в алхимической лаборатории/мастерской используются ягоды и коренья). Только в относительно немногих играх разработчики дали возможность игрокам изменять состав зелий, и в редких — делать зелья по собственным рецептам и придумывать им названия.

В компьютерных играх с фентезийным сюжетом зельем может называться алхимическое снадобье.

Поговорки

  • На всякую болезнь зелье вырастает.
  • Добрая жена — веселье, а худая — злое зелье.
  • У всякой лекарки свои зелья (свои припарки).
  • От смерти нет зелья.
  • Дурное зелье дурно и пахнет.