Пихтовка (Новосибирская область)

13.03.2021

Пихтовка — село в Колыванском районе Новосибирской области. Административный центр Пихтовского сельсовета.


География

Расположено в 120 километрах к северу от Новосибирска, в 80 километрах к северу от Колывани, на реке Бакса (приток Шегарки). Бывшая тупиковая железнодорожная станция. Площадь села — 321 гектар.

Природа и климат

Пихтовка расположена в подзоне южной тайги. К северу от Пихтовки начинается тайга, состоящая из берёзы, обыкновенной сосны, ели, кедра, встречаются пихта, лиственница, осина. Почвы подзолистые. В окрестностях села обитают бурый медведь, лось, лиса, норка, ондатра, белка, заяц, бурундук, колонок. Для окрестностей Пихтовки характерно большое разнообразие птиц: утки различных видов, тетерева, глухари, рябчик, куропатки, сороки, дятлы и т. д.

Климат Пихтовки континентальный с чётко выраженными сезонами года.

Население

Во второй половине XX века наблюдается устойчивое снижение численности населения Пихтовки. В 1950-е годы в Пихтовке проживало 6000 жителей, в 1987 году — 1700, в 1996 — 1363, в 2007 — 977.

История

Датой основания Пихтовки по одной версии считается 1741 год, по другим данным — 1790 год. Первыми жителями села стали старообрядцы, которые начали строить дома по обе стороны реки.

Село развивалось медленно из-за удалённости от основных транспортных путей Сибири, расстояние от села до Колывани, через которую проходил Сибирский тракт, составляло 90 километров. К тому же состояние этой дороги было неудовлетворительное; в летнее время до Колывани добраться можно было только верхом на лошади, а зимой — на санях.

В дореволюционный период главным административным лицом Пихтовки являлся сотский. Основным занятием населения села было сельское хозяйство. Со временем в Пихтовке появились купцы, скупавшие сельскохозяйственную продукцию у крестьян.

Развитие села в советский период тесно связано со строительством Трансиба и лесоперерабатывающей промышленности. Комсомольцы 20-х годов начали сооружать железнодорожную ветку, которая должна была соединить Транссиб с районами лесоразработок на севере Новосибирской области. За шесть лет было построено 77 километров до станции Пенек. В 30-х годах контингент строителей сменился, пихтовскую трассу продолжили строить репрессированные. Во время Великой Отечественной войны пихтовский лес использовался в оборонной промышленности, напрямую поступая в Ижевск, Тулу, на шахты Кузбасса. В 1947 году рельсы протянулись уже на 120 километров, проходя через сёла Коноваловка, Лаптевка, Орловка, Ершовка, Мальчиха, Марчиха. От Пихтовки были построены лесовозные узкоколейки, уходившие в тайгу.

В 1932—1936 годах в Пихтовке появились колхозы.

В 1935 году Пихтовка стала центром Пихтовского района. В 1940 году Пихтовка и её окрестности становятся местом ссылки политических заключённых. Ссыльные имели право работать, но должны были регулярно отмечаться в комендатуре и не могли выезжать за пределы села без специального разрешения. Из известных ссыльных в Пихтовке проживали:

  • Овчинников, Георгий Иванович — командир 21-й Пермской стрелковой дивизии,
  • Светлана Гурвич (1949—1963) — дочь Николая Бухарина,
  • Майя Петерсон (1949—1957) — дочь первого коменданта Кремля Рудольфа Петерсона,
  • Анастасия Цветаева (1949—1956) — сестра поэтессы Марины Цветаевой, написавшая в Пихтовке книгу «Моя Сибирь».

В сентябре 1955 года село утратило статус райцентра в связи с упразднением Пихтовского района и вхождением его территории в состав Колыванского района.

Тем не менее, село продолжало развиваться, были открыты школа, большая амбулатория, клуб, маслозавод. Пихтовка была радиофицирована, в село было проведено электричество, произведено подключение к телефонной сети, у жителей села появились телевизоры, приёмники, стиральные машины, холодильники, новая мебель, просторные дома. В 1972 году построен новый дом культуры, в 1988 году школа обрела новое здание. На закате советской власти в Пихтовке функционировали 12 магазинов, три крупных леспромхоза.

В 1990-е годы многие предприятия были закрыты, население Пихтовки и её окрестностей стало уменьшаться из-за миграционного оттока.

Экономика

В советское время население в основном занималось лесозаготовками и сельским хозяйством. Лес вывозили автомобильным транспортом или по узкоколейке. В Пихтовке производили пиловочный и фанерный кряж, спичечный кряж, лыжи, тарную дощечку, балочные стойки. После распада СССР лесозаготовки существенно сократились, пихтовский лесхоз главным образом стал выполнять лесозащитную функцию. Лесозаготовками в Пихтовке стали заниматься поселившиеся в ней китайцы. В самой Пихтовке ощущается дефицит рабочих мест.

Транспорт

В 1960-е годы из Пихтовки выполнялись регулярные рейсы в аэропорт «Северный» города Новосибирска. В начале 1970-х годов в Пихтовке было построено здание аэровокзала. Кроме того, можно было добраться в Пихтовку по железной дороге, а также существовало регулярное автобусное сообщение с Новосибирском и Колыванью.

Через Баксу в черте села в 1972 году сооружён автомобильный мост.

В 1993 году здание аэровокзала было ликвидировано. Также в 1990-е годы была разобрана железная дорога, в связи с чем более трёх тысяч жителей пихтовских окрестностей потеряли работу и дорогу во внешний мир. Доступ возможен только автомобильным транспортом (дорога до Колывани не заасфальтирована). Из Колывани в Пихтовку ходит автобус, но рейсы осуществляются только один раз в день ежедневно, за исключением вторника.

Интересные факты

  • Дикие места в окрестностях Пихтовки привлекают туристов. Частная туристическая фирма «Братья Говор» реконструировала 36 километров узкоколейки от Пихтовки в лесную зону для желающих отдохнуть, порыбачить, собрать грибы и кедровые шишки. Однако в скором времени дорога снова была разобрана.
  • При разборке дороги были обнаружены рельсы 1915 года с клеймом императорских заводов эпохи Николая II.