Проспект Обуховской Обороны

12.03.2021

Проспект Обуховской Обороны — улица в Невском и Центральном районах Санкт-Петербурга, ограничен площадью Александра Невского и Синопской набережной с одной стороны и Шлиссельбургским проспектом и Караваевской улицей с другой. Является самым длинным проспектом внутри застройки Санкт-Петербурга — его длина составляет 11 километров (для сравнения: пр. Энгельса — 11 км, Московский пр. — 9,2 км, Бухарестская ул. — 8,5 км, Суздальский пр. — 7,7 км). На ряде участков фактически является набережной.

История

На месте нынешнего проспекта Обуховской Обороны в XVIII веке проходила почтовая дорога на Шлиссельбург — Ключ-город и Архангельск. С 1733 до 1830-х годов она именовалась Шлиссельбургская дорога (с 1799 года также Архангелогородская дорога), с 1830-х годов — Шлиссельбургский тракт (название Архангелогородский тракт перестало употребляться в 1880-е годы).

В середине XIX века на месте Шлиссельбургского тракта возникли проспекты:

  • Шлиссельбургский проспект — от площади Александра Невского до Прогонного переулка (ныне — часть Большого Смоленского проспекта).
  • проспект Села Смоленского — от Прогонного переулка до Московской улицы (ныне — улица Крупской).
  • проспект Посёлка Михаила Архангела — от Московской улицы до Владимирского переулка (ныне — часть Фарфоровской улицы). В 1930-х годах переименован в проспект Крупской (назван в честь Н. К. Крупской).
  • проспект Села Фарфорового завода — от Владимировского переулка до небольшой Леснозаводской улицы, переходящей в Куракину дорогу которая соединяла Неву со Средней Рогаткой. В 1920-е годы в честь В. Володарского был переименован в проспект Села Володарского.
  • проспект Села Александровского — от Куракиной дороги до Церковного переулка (ныне — часть улицы Грибакиных). 19 мая 1931 года переименован в проспект Памяти Обуховской Обороны, а 1940-е годы получил современное название — проспект Обуховской Обороны.
  • проспект Деревни Мурзинки — от Церковного переулка до современного Рыбацкого проспекта.

Проспект Села Александровского, находившийся у бывшего Обуховского завода (в советское время завод «Большевик»; Прежнее название заводу было возвращено в 1992 году — ФГУП «Государственный Обуховский завод»), получил название проспект Обуховской Обороны в память о столкновении рабочих завода с полицией 7 мая 1901 года, которая вошла в историю под названием Обуховской обороны.

15 декабря 1952 года несколько проспектов были объединены в проспект Обуховской Обороны. 23 февраля 1987 года к нему был присоединён отрезок до улицы Третьей Пятилетки.

Достопримечательности

  • На проспекте Обуховской Обороны находится памятник архитектуры XVIII века, Троицкая церковь «Кулич и Пасха», построенная в 1785 году архитектором Н. А. Львовым.
  • Дом № 32. ДК Невского машиностроительного завода им. В. И. Ленина - ДК "Невский". Арх. Е. А. Левинсон , Б. А. Григорьев , Ю. И. Земцов. 1968-1972 гг.
  • В доме № 94/96 расположен водно-моторный клуб «Невская волна».
  • Дом 104 - водонапорная башня Обуховского завода.
  • Здания Императорского фарфорового завода (проспект Обуховской Обороны, 151) были построены по проекту Д. Д. Соколова; рядом находилось Фарфоровское кладбище.
  • Корпуса Александровского сталелитейного завода (дом 116) были построены в 1890-е годы по проекту И. И. Шапошникова.
  • Дом 121а — здание воскресно-вечерней школы Русского технического общества. Построено в 1913 году по проекту Г. П. Хржонстовского.
  • Дом 129 — здание Британско-американской церкви при Александровском главном механическом заводе (совр. Пролетарский завод). Здание построено в 1901 году, автор неизвестен. Здание сохранилось в перестроенном виде, сейчас в нём располагается телефонный узел, некоторые помещения сдаются.
  • Современной достопримечательностью является дом № 138/2 — жилой комплекс «Князь Александр Невский», самый высокий жилой дом в городе: он имеет 37 этажей, а в высоту достигает почти 130 метров.

География

Пересекает следующие улицы:

  • Набережная Обводного канала
  • Глиняная улица
  • Мельничная улица
  • Улица Профессора Качалова
  • Слободская улица
  • Улица Книпович
  • Большой Смоленский проспект
  • Общественный переулок
  • Улица Ольминского
  • Переулок Ногина
  • Проспект Елизарова
  • Улица Ольги Берггольц
  • Улица Ткачей
  • Улица Крупской
  • Улица Дудко
  • Железнодорожный проспект
  • Фарфоровская улица
  • Переулок Матюшенко
  • Ивановская улица
  • Леснозаводская улица
  • Улица Шелгунова
  • Ново-Александровская улица
  • Улица Чернова и Бертовский переулок
  • Улица Грибакиных
  • Улица Бабушкина
  • Запорожская улица
  • Прогонная улица
  • Рыбацкий проспект
  • Мурзинская улица
  • Шлиссельбургский проспект
  • Караваевская улица

Также пересекает водные преграды:

  • Реку Монастырку по Монастырскому мосту.
  • Обводный канал по Шлиссельбургскому мосту.

Застройка

  • Дома № 15, 17, 23 построены в стиле сталинского неоклассицизма по проектам архитектора Э. И. Ярмолинского
  • Дом № 110 — Карточная фабрика (в советское время — Комбинат цветной печати). Корпуса были построены в XIX веке. Сегодня охраняется один — главный производственный корпус (литера Б), построенный в 1867—1869 годах. Ранее на этом месте находились административный корпус и ремонтно-механический цех Карточной фабрики. В 2006 году КГИОП исключил их из списка выявленных объектов. В 2007 году они, а также ещё шесть корпусов были снесены по заказу ОАО «Комбинат цветной печати»; подрядчиком выступала группа компаний «Ассоциация по сносу зданий» (сейчас — «Размах»). В 2012 году группа компаний «Эталон» («ЛенспецСМУ») намерена начать строительство жилого комплекса «Молодёжный». Здание-памятник «будет реконструировано с сохранением исторических фасадов и несущих конструкций. В дальнейшем предполагается использовать его в качестве бизнес-центра».

Песня

  • На вышедшем в 2003 году альбоме Максима Леонидова «Hippopotazm» есть песня, называющаяся «Проспект Обуховской Обороны», которая впоследствии появилась также в 2007 году в его альбоме «Мир для Марии».

Наземный транспорт

Ближайшие станции метро — «Площадь Александра Невского», «Елизаровская», «Ломоносовская», «Пролетарская» и «Рыбацкое».

На проспекте от площади Александра Невского до улицы Грибакиных и от Рыбацкого проспекта до Шлиссельбургского проспекта проложена трамвайная линия (маршруты № 24, 27, 39, 65) — участок от площади Александра Невского примерно до нынешнего Невского завода открыт в 1918 году, от Невского завода до нынешнего Рыбацкого проспекта открыт в 1922 году.

На участке от площади Александра Невского до улицы профессора Качалова проложена троллейбусная линия (маршруты № 14, 16).

На участке от площади Александра Невского до Большого Смоленского проспекта и от улицы Шелгунова до Шлиссельбургского проспекта действует автобусное сообщение (маршруты № 8, 58 и 11, 48, 51, 53, 97, 115, 115А, 117, 189, 327 соответственно).