Михайлов, Феликс Трофимович

12.03.2021

Феликс Трофимович Михайлов (12 апреля 1930, Чимкент (ныне Шымкент), Казахской ССР — 22 февраля 2006, Москва) — советский и российский психолог, философ, педагог, телеведущий. Академик Российской академии образования (1993), доктор философских наук (1988), профессор (1991), преподаватель.

Биография

Выпускник философского факультета МГУ (1954). Учился на одном курсе с Р. М. Титаренко (будущей Горбачёвой) и М. К. Мамардашвили.

С 1957 — преподаватель Российского медицинского университета (до 1992 — 2-го Московского медицинского института). В 1961—1971 — заведующий кафедрой философии (ныне — философии и культурологии). В 1963 году в МИНХ имени Г. В. Плеханова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Гносеологические корни фрейдизма».

В 1972—1984 работал в учреждениях Академии педагогических наук. Заведовал лабораториями в НИИ СиМО и НИИ ОПП. С 1984 — главный научный сотрудник Института философии АН СССР.

В 1988 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Общественное сознание и самосознание индивида» (специальность 09.00.01 — диалектический и исторический материализм).

С 2004 — профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии психологического факультета альма матер. Читал курсы на философском и факультете повышения квалификации МГУ. Академик РАО.

Член Учёных советов Института философии РАН и РГМУ. Член Московского общества испытателей природы (2001). Член редколлегии периодических изданий: «Постижение культуры» (1990), «Культура. Традиции Образование», «Психологическая наука и образование» (1997). Был ведущим передачи о философии на Центральном телевидении.

Похоронен на Востряковском кладбище Москвы.

Научная деятельность

Занимался исследованиями в области философских проблем фундаментальной психологии, в том числе причинами господства эмпиризма в психологической науке новейшего времени, возможностями фундаментальной теории психологии; природы, истоков и сути субъективности как способности субъективной мотивации поведения животных и человека; проблем динамичного тождества интер- и интрасубъективности, гносеологическими корнями фрейдизма и др.

Специалист в области эпистемологии, изучал проблемы формирования и деятельности самопознания, которое исследуется в предметных областях психологии развития и философии.

Сформировал философские основы новой педагогики. Ф. Михайлов предлагал убрать все промежуточные дидактические звенья и напрямую соединить две главные категории педагогики: цель и личность. Исследовал комплекс проблем, связанных с формированием личности на материале истории культуры, создания специального комплекса человековедческих знаний включенных в виде предметов в учебный план высшей школы. Осуществил ряд исследований истоков и способов развития сознания и самосознания, креативных способностей самосознания, природы психического и ментальности человека, психологии человеческого «Я», бессознательного и других проблем. Центральная идея — стремление отождествить индивидуальное самосознание и общественное сознание.

Автор основы авторской «концепции обращений» в качестве проблемно-продуктивного ответа на фундаментальные проблемы психологической теории. Предложил идею создания своеобразных интеллигентских поселений — культурно-образовательных центров, как альтернативы существующим учебным заведениям.

Избранные публикации

Автор около 140 научных работ.

  • «За порогом сознания. Критический очерк фрейдизма» (М., Госполитиздат, 1961, в соавт. с Г. И. Царегородцевым),
  • Общество, коллектив, личность. М.: Знание, 1964 (в соавторстве с А. И. Вороновым)
  • «Загадка человеческого Я». М., Политиздат, 1964; 2-е изд. — 1976,
  • «Методологические и теоретические проблемы содержания и методов обучения (философские и прогностические аспекты)», (в соавт. 1975),
  • «Методологические проблемы развития личности» (1981),
  • «Общественное сознание и самосознание индивида». М.: Наука, 1990,
  • «Культура, образование, развитие индивида» (1990),
  • «Самоопределение культуры: Философский поиск» (2003),
  • «Что же такое личность?»

Подготовил 12 кандидатов и 4 докторов наук.