Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Своя игра


«Своя игра» — российская телевизионная игра-викторина, транслируемая на телеканале НТВ, производится по лицензии и является российским аналогом американской телепрограммы «Jeopardy!» («Рискуй!»); местные версии этой игры также показываются в Польше, Аргентине, Латвии, Узбекистане и Эстонии. Бессменным ведущим программы является Пётр Кулешов. Телеигра выходит по выходным в 15:00.

В каждом выпуске программы место за игровыми пультами занимают три игрока. Игроки отвечают на вопросы из различных областей знаний. Каждый вопрос имеет свою стоимость. Если участник дает верный ответ, сумма переходит к нему на счет, если ошибается — очки снимаются. Игрок, набравший большее количество очков, объявляется победителем.

О программе

Основной процесс в игре — ответ на вопросы. Вопросы в игре сформулированы, как правило, в виде утверждений, где искомое слово заменено местоимением. Игроки должны догадаться, о чём идёт речь в вопросе, и дать ответ. Примеры вопросов «Своей игры»:

  • «Именно в этом году Суворов перешёл Альпы»;
  • «Этот писатель владел имением Ясная Поляна»;
  • «Именно это нужно сделать с нефтью, чтобы получить из неё керосин»;
  • «Однажды Леонид Кучма запнулся, позабыв, как по-украински „дрова“. Так и не вспомнил. А вы вспомните?».

В закупке и появлении программы на российском телевидении непосредственное участие принимал директор продюсерского центра ВГТРК Павел Корчагин (в 1993—1994 годах он занимал должность президента компании «Video International», будущего производителя программы).

Пётр Кулешов впоследствии вспоминал:

В период, когда все западные программы российское телевидение либо воровало, либо переделывало, компания «Video International» стала их покупать. Первой приобрели передачу «Устами младенца» с ведущим Александром Гуревичем, а второй — как раз «Свою игру». Тогдашние руководители НТВ подолгу бывали за рубежом и, когда у них спросили, хотели бы они иметь «Jeopardy!» на русском языке, они ответили положительно.

Первые 12 пилотных выпусков (на тот момент программа ещё не получила название) по очереди провели члены клуба «Что? Где? Когда?» Борис Бурда, Сергей Царьков и Владимир Белкин. Последний постоянно путался в правилах, вследствие чего было принято решение пригласить другого, более молодого ведущего, которым и стал Пётр Кулешов, на тот момент работавший в сценарном отделе компании «Video International». Он провёл пробный 1-й раунд, во 2-м раунде поменялся местами с Владимиром Белкиным и обыграл двоих докторов наук, после чего на постоянной основе стал бессменным ведущим телеигры.

Первые игроки на передачу приходили из других интеллектуальных командных игр — «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг» — и поначалу не могли отделаться от привычки советоваться с соперниками. Российская игра решила отступить от стандартов «Jeopardy!», так как создатели столкнулись с проблемой слишком разномастной одежды игроков. Были придуманы мантии, фиолетовые (впоследствии серые) — для новых игроков, и золотые (хотя они больше напоминали жёлтые) — для выигравших предыдущие игры. До 2001 года игроки носили ещё и академические конфедератки цветов мантий. Были придуманы вопросы с музыкальными фрагментами и картинками, вопросы-видеоролики. Понятия «Вопрос-аукцион» и «Кот в мешке» также возникли в России. По мнению первого главного редактора передачи Бориса Бурды, в российской версии вопросы были рассчитаны не столько на чистое знание, а скорее на умение логически мыслить, что также отличало её от американского оригинала.

Тем не менее, при запуске передачи в России была необходима схожесть с оригинальной американской версией. Так, выпуски с 1994 по 2000 год были относительно небольшими по хронометражу и обязательно делились на 3 части «Синий раунд», «Красный раунд» и «Своя игра» (финальный раунд), по аналогии с раундами «Jeopardy» и «Double Jeopardy» — они проводились в студии, окрашивавшейся в синий и красный цвета соответственно. Помимо этого, студийные декорации передачи в 1994—1998 годах были практически идентичны тем, что использовались в США с 1991 по 1997 год. Начиная с выпуска от 13 июня 1998 года (восьмая игра шестого цикла первой «Золотой дюжины») передача с разрешения правообладателей формата снимается в собственной студии.

С осени 2001 года игра стала больше на один раунд, было введено звуковое сопровождение при представлении тем игры и участников, а академические конфедератки были отменены.

Три игровых серии, проводившиеся в 2001—2002 годах, были примечательны тем, что команды из наиболее известных игроков за 7 лет существования передачи («гроссмейстеров») должны были продержаться 50 игр подряд, чтобы завоевать главный приз — 7/14/21 килограмм денег (сумма выигрыша не разглашалась, хотя, по словам ведущего, точную сумму в принципе затруднялись назвать в съёмочной группе). Эти серии имели название «Кубок вызова». За этот период были показаны игры, вошедшие в историю передачи: программа от 27 января 2002 года представляла из себя ток-шоу на тему того, правильно ли ответил Анатолий Вассерман на финальный вопрос прошлой игры; в выпуске от 21 апреля того же года московский математик Игорь Барышев был дисквалифицирован ближе к концу третьего раунда за своё раскованное и провоцирующее поведение по ходу игры.

Некоторые участники программы впоследствии стали её редакторами (например, Дмитрий Борок, Александр Коробейников, Владимир Молчанов — он впоследствии стал главным редактором и отработал до своего инсульта в 2009 году, Максим Руссо и другие).

С выпуска от 8 августа 2015 года до конца 2018 года схема проведения программы была приближена к оригинальной версии — победитель одной игры переходит в следующую и так далее, пока не потерпит поражение. Также увеличилось число выпусков, приуроченных к государственным праздникам (Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Победы), в которых участвуют люди, прежде не появлявшиеся в передаче, в том числе и знаменитости. Ранее выпуски подобного плана проводились только в 2003 и 2012 годах (в первом случае была показана игра к 10-летию НТВ с участием ведущих телеканала, во втором — передачи к 8 марта, Дню космонавтики и Общероссийскому дню библиотек).

С момента своего возникновения передача завершается демонстрацией титров с указанием всей съёмочной группы (в играх, выпущенных в период с марта 1995 по май 1998 года, число упомянутых людей могло варьироваться в зависимости от количества спонсоров программы, иногда ограничиваясь упоминанием лишь авторов передачи, продюсеров и ведущего). Изначально для них был выделен отдельный сегмент продолжительностью 1-1,5 минуты, с 35-ой игры первого Кубка вызова (выпуск от 20 января 2002 года) титры проигрываются ускоренно, с пятой игры третьего круга Юбилейных игр 10-летия (выпуск от 30 октября 2004 года) информация демонстрируется в бегущей строке во время подведения итогов ведущим.

В истории телеигры максимальное количество очков за одну игру (120 001) набрал Александр Друзь. По ходу игры счёт на табло перевалил за 100 000 еще до окончания 3-го раунда, и ведущему передачи пришлось приклеить бумажку с написанным на ней маркером числом «+100000», а счёт на табло начал вестись с нуля, так как создатели передачи не рассчитывали, что кому-то удастся набрать более 100 000 очков. Он побил свой же рекорд, установленный им ранее (80 074). После этого табло были заменены на шестизначные, однако с тех пор никому не удалось набрать более 100 тысяч (единственное исключение — команда Москвы во время розыгрыша Открытого командного турнира 2012 года, по итогам трёх полуфинальных игр суммарно набравшая 117 199 очков).

Ход игры

1 раунд

Перед началом игры ведущий зачитывает названия шести тем раунда.

Начинает игрок за центральным столом. Он выбирает тему и стоимость вопроса.

После того, как ведущий зачитал вопрос, игрок должен быстрее соперников ответить на вопрос, нажав на кнопку, благодаря которой стол светится; если его ответ верный, то на его счёт переходят очки, выбранной им стоимости. Если нет — игрок уходит в минус (пример: −100), и право ответа переходит соперникам вплоть до истечения времени дачи ответа на вопрос.

Если кто-либо из соперников даёт верный ответ, то очки переходят на его счёт, и он выбирает следующую тему и её стоимость.

Стоимость ответов в 1 раунде: 100*200*300*400*500.

Кот в мешке — положение в игре, когда игрок выбирает вопрос в категории, и он может быть скрыт где угодно, предоставляется тема вопроса, и если он достаётся, вопрос передаётся любому из двух соперников.

Вопрос-аукцион — положение в игре, когда игрок обязан ответить, но при этом сделав ставку. Сумма зависит от того, какая ставка была сделана, и от того, был ли дан правильный ответ. В этом положении игрок может также ходить Ва-банк. Ва-банк перебивается только большим ва-банком.

2 и 3 раунды

Правила те же самые, что и в первом раунде. Но начинает игрок, у которого меньше всех на счету. Во втором раунде есть тема «Вопрос от…»

Стоимость ответов во 2 раунде: 200*400*600*800*1000.

Стоимость ответов в 3 раунде: 300*600*900*1200*1500.

Финальный раунд

Если у кого-либо из игроков перед финальным раундом сумма на счету отрицательная или равна нулю, он покидает игру и терпит досрочное поражение, если у всех троих игроков отрицательная сумма на счету, то победителем становится тот игрок, который ближе всех к нулю, а финального раунда в данном случае нет, если у всех троих игроков нули, то победителя нет, как и финального раунда также нет.

В финале могут участвовать от одного до трёх игроков.

В финальном раунде ведущий предлагает семь тем, из которых игроки должны оставить одну. Они поочерёдно называют темы для удаления, пока не останется одна — её и разыгрывают.

После выбора темы игроки делают ставки. Ведущий зачитывает вопрос, и за определённое время игроки должны дать ответ. По истечении времени игроки дают ответы, начиная с игрока, у которого меньше на счету. Игрок, у которого за всю игру набрано больше всех очков, объявляется победителем.

Перестрелка

Перестрелка — мини-раунд для выявления победителя в тех случаях, когда у трёх или у двоих игроков с наибольшими суммами по окончании финального раунда на счетах оказались одинаковые суммы.

По возрастанию сложности задаются 5 вопросов стоимостью 100, 200, 300, 400 и 500.

Победителем игры объявляется игрок, набравший большее количество очков.

Вещание

Премьера программы состоялась 7 апреля 1994 года на РТР, последний эфир на канале состоялся 3 января 1997 года. С 12 января 1997 по 25 декабря 1999 года транслировалась по выходным дням на канале НТВ. Показ передачи на данном телеканале был прекращён после того, как у группы компаний «Video International» истёк срок договора с ним (по другим данным, в связи с появлением на НТВ игры «О, счастливчик!»).

С 5 февраля по 29 декабря 2000 года телеигра выходила на телеканале ТВ-6 — тогдашнем партнёре «Video International». В начале 2001 года телеканал ТВ-6 не продлил контракт с творческой группой передачи, и с января по сентябрь 2001 года она вообще не выходила в эфир. С 16 сентября 2001 года телеигра снова транслируется на канале НТВ по выходным дням, чему поспособствовал тогдашний главный продюсер канала Александр Олейников. До 2002 года в сетках вещания и НТВ, и ТВ-6 присутствовали повторы выпусков игры в утреннее или дневное время по будням.

С 2002 года программа уходит в летний отпуск. Исключением стал 2012 год, на протяжении которого телеигра выходила без перерывов.

13 января 2019 года стартовал юбилейный сезон, приз — Кубок 25-летия «Своей игры». По словам Петра Кулешова, в тот же день в эфир вышел 1500-й выпуск игры на канале НТВ.

Несостоявшееся закрытие проекта

19 ноября 2012 года стало известно, что телеканал НТВ не продлил контракт со «Студией 2В», производящей «Свою игру». Среди причин называют снижение бюджета, который телеканал выделял на производство передачи, последующее изменение периодичности трансляции (с 14 июля 2012 по 29 сентября 2013 года телеигра чаще всего шла в один выходной день недели вместо двух), а также конфликт, связанный с требованием со стороны НТВ перехода программы в формат 16:9 и построения новых декораций.

Вскоре после многочисленной критики в адрес телекомпании 7 декабря в прессе появилась информация, что передача продолжит выходить на НТВ, а на сайте «Студии 2В» появилась информация о смене декораций и переходе на широкоэкранный формат.

Награды

В 2003, 2015 и 2017 годах программа получила премию ТЭФИ в номинации «Телевизионная игра», а в 2005 году бессменный ведущий «Своей игры» Пётр Кулешов получил ТЭФИ в номинации «Ведущий телевизионной игры».