Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Школьная форма в России


Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников средних (средне-специальных и средне-профессиональных) учебных заведений во время их нахождения в школе (учебном заведении) и на официальных школьных мероприятиях вне школы (учебного заведения), установленная официальными документами.

В настоящее время (2018 год) единой формы для среднеобразовательных школ и учебных учреждений России не принято, хотя ношение школьной формы как совокупности предметов единого стиля для учеников внутри каждой конкретной школы обязательно. Решение о ношении тех или иных предметов школьной формы с той или иной установленной расцветкой или символикой принимается обычно на уровне отдельных школ, их попечительских советов, родителей и педагогов.

Школьная форма в Российской империи

В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской Империи, в том числе и для средних учебных заведений. Форма учащихся средних учебных заведений (гимназий и прогимназий, реальных училищ, городских училищ (школ) (с 1912 года — высших народных училищ) и коммерческих училищ) изначально имела полувоенный вид — то, что называлось в те времена «легкий гвардейский шик». Сходные по фасону, их кепи и фуражки, брюки и пальто, шинели и мундиры-полукафтаны — а позднее, и рубахи-блузы-гимнастёрки — отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. Общий вид формы менялся несколько раз (самые известные изменения, о которых подробно речь пойдет ниже — 1834, 1855, 1864, 1868, 1871, 1881 годов). Основным цветом гимназической формы был синий во всех его оттенках (до 1870-х годов — тёмно-зелёный). Впрочем, достаточно редко встречался и серый.

Особая форма полагалась и учащимся средних учебных заведений других типов — реальных и коммерческих училищ, сельскохозяйственных училищ и так далее, где присутствовали предметы той же конструкции и кроя, но различалась цветовая гамма униформы, цвет прибора, кантов и так далее. В начале XX века в царствование Николая II учащиеся этих учебные заведений получат новые виды формы одежды, полупальто-пиджаки (тужурки) с отложным воротником и кантами по воротникам и бортам.

Все виды формы и все элементы её приобретались на средства родителей или попечителей учащегося. Как правило, изначально основные элементы обмундирования шились на заказ, особенно гимназические мундиры, на заказ изготовлялась и гарнитура к фуражкам или эмблемы на воротники. Во многом именно этим объясняются расхождения реальных артефактов с «Высочайше утверждеными» образцами. В XX веке изготовление многих предметов обмундирования (особенно училищ с небогатым в массе своей контингентом) было поставлено на поток швейными фабриками и кустарными предприятиями. Некоторые элементы формы были объявлены необязательными. Это позволило удешевить форму, хотя и в этом случае унификация и следование образцам были не всегда полными. Для экономных любителей приобретать одежду на вырост умные инженеры-технологи придумали оставлять запасы ткани на рукавах (за манжетами) и брюках.

Дополнял облик ученика среднего учебного заведения ранец или портфель из телячьей (дешевый вариант — «тюленьей») кожи мехом наружу. В старших классах (особенно в женских гимназиях) книги и тетради носили без ранца, крест-накрест перетянутые двумя кожаными ремешками.

Несколько позже с распространением женского среднего образования было утверждено Положение о гимназической форме для девочек.

Мужская униформа

Гимназии и прогимназии

Александр I

В начале XIX в. некоторые варианты гимназических форм уже существовали в общем контексте гражданских мундиров Российской Империи. Были предприняты и попытки упорядочения униформы. Один из таких вариантов незадолго до смерти императора Александра Павловича был рассмотрен Комитетом Министров (22 сентября 1825 года), а именно — форма преподавателей и воспитанников Санкт-Петербургских учебных заведений (Высочайше утверждено по докладу Министерства Просвещения уже новым императором 29 декабря текущего года).

Уже здесь отчетливо наметилась и непосредственно задавалась тенденция к унификации (для всех учащихся и преподавателей), сегрегации (по учебным заведениям) и систематизации формы одежды учащихся и учителей столицы по военному образцу, составляющему «душу дисциплины» и «чинопочитания», облегчающему постоянное наблюдение за воспитанниками и контроль над преподавательским составом. Помимо этого было принято разделение мундиров непосредственно учителей и воспитателей в гражданских чинах (с форменными отличиями по учебным заведениям) и управляющих чиновников-канцеляристов (общий мундир Санкт-Петербургского учебного округа).

Во всех учебных заведениях столицы для воспитанников был установлен синий мундир с красными воротником и обшлагами того же покроя, что и в Царскосельском Лицее (поскольку Лицей представлял собой уникальное учебное заведение, не относившееся к какой-либо ступени среднего общего или профессионального образования, его униформа рассматривается в специальной статье) и Пансионе при нём. На рукава воспитанников устанавливались особые нашивки — в итоге так и не утверждённые императором.

Николай I

Новая форма была введена в начале царствования Николая I. Общий устав учебных заведений от 8 декабря 1828 года (п. 283) так описывал форму воспитанников гимназий (при Университетах):

Правда, обязательной данная форма была только для воспитанников гимназических пансионов, а не для всех гимназистов. Все иные учебные заведения (уездные и приходские) никакой особой установленной формы одежды не имели.

В вопросах обмундирования император Николай Павлович, как и в остальных областях военной и статской жизни России, в итоге установил железный, строгий и логичный порядок. 27 февраля 1834 года было издано подробное «Положение о гражданских мундирах», описывающий все возможные виды чиновничьего платья.

В параграфе 88 значилось: «Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством министерства Народного просвещения состоящих, иметь мундир тёмно-зелёного сукна с тёмно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные тёмно-зелёные с околышком по цвету воротника». Для гимназистов трёх петербургских гимназий (1-й, 2-й и 3-й) при этом была оставлена прежняя особая форма, введённая чуть ранее: синие суконные однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные синие фрачные мундиры тоже украшали красный воротник с золотыми галунными петлицами и позолоченные пуговицы. Фуражки отличались только наличием выпушек: воспитанникам 1-й петербургской гимназии полагались красные, 2-й гимназии — белые, 3-й — голубые.

Уже в апреле того же года было предложено ввести этот петербургский «гвардейский» тип униформы во всех прочих гимназиях, что и было воплощено в жизнь специальным указом Сената от 18 мая 1834 года. Теперь воспитанники всех гимназий носили синие куртки и мундиры с красными воротниками и петлицами; вольноприходящим слушателям были оставлены сюртуки. Фуражки также были дополнены выпушками определённого для каждой гимназии цвета.

Александр II

В начале нового царствования 25 июня 1855 года для учащихся всех гражданских учебных заведений введена новая форма по вновь введенному образцу для гражданских ведомств — парадная и повседневная. Николаевский форменный мундир отменялся. Во время торжеств, высочайших визитов и других знаменательных событий следовало надевать мундирный однобортный тёмно-зелёный полукафтан. Цвет воротника и обшлагов, петлицы, пуговицы и фуражки оставлены прежними — по учебным заведениям. Куртки, носившиеся пансионерами гимназий, приобрели скошенный воротник.

В 1830—1840-е годы гимназисты зимой носили шинели. Однако в 1856 году им разрешили носить и пальто по образцу уже существующих пальто армейских и гвардейских офицеров, двубортное, по шесть пуговиц в ряду. На воротнике были суконные петлицы, аналогичные по цвету воротнику на полукафтане. Каждая имела по одной пуговице. В морозы воротники пальто, в отличие о шинелей, разрешалось утеплять мехом. Тем не менее, шинели были оставлены как элемент обмундирования вплоть до 1890-х годов.

В ноябре 1864 года в разгар Великих реформ новым положением о Гимназиях и Прогимназиях (п.58) форма одежды для гимназистов вновь видоизменяется. Основой униформы становится тёмно-зелёный однобортный мундир в виде полукафтана на девяти чёрных пуговицах с отложным воротником с синими петлицами (брюки навыпуск в цвет мундира по образцу военной формы). Помимо мундира форма включала в себя тёмно-зелёный однобортный жилет на чёрных пуговицах; чёрный суконный или шёлковый галстук, тёмно-серые прямые брюки без кантов; суконное тёмно-зелёное пальто, армейского образца, с отложным воротником (с синими петлицами) и чёрными пуговицами; фуражку с тёмно-зелёной тульей и синим околышем. Гимназии, таким образом, теряли свои «цвета», которые заменила единая унифицированная система расцветок.

Просуществовала описанная выше форма всего четыре года — уже в декабре 1868 года в неё были внесены радикальные изменения. Правда, гимназистам было милостиво было позволено донашивать старую униформу до конца учебного года и даже — до истечения сроков носки, если старая форма была только-только пошита. Новая форма радикально меняла базовый цвет с привычного тёмно-зелёного на тёмно-синий (или просто синий). Этот цвет гимназическая униформа сохранит до конца своего существования и с ним же войдёт в историю в различных литературных описаниях и воспоминаниях.

Новая форма включала в себя:

  • мундир в виде полукафтана (выше колен) на девяти гладких белых пуговицах белого металла (четыре такие же пуговицы крепились сзади на концах задних карманных клапанов; две — на прямых обшлагах возле разреза), скошенный воротник и прямые обшлага были одного сукна с мундиром; воротник обшивался по верхнему краю узким гвардейским серебряным галуном.
  • брюки (шаровары), которые сохранили тёмно-серый цвет.
  • шапка — которая приобрела вид армейского военного кепи того же цвета, что и мундир, с выпушками по верху тульи и верхнему краю околыша. Спереди шапки крепилась посеребрённая жестяная эмблема: скрещённые лавровые ветви с припаяной поверх них шифровкой с обозначением места, названия (если есть) и номера гимназии (например, «СПБ.3.Г.» или «М.5.Г.»). Учащимся Императорских гимназий, носящих имена представителей царствующей фамилии (Императора и Императрицы, Цесаревича, Великих Князей и так далее) или находящиеся под их шефствованием на головные уборы особым Высочайшим указом или повелением жаловался вместо шифровок (или в дополнение к ним) соответствующий вензель под короной в обрамлении лавровых ветвей. Такой же вензель впоследствии выштамповывался на пряжке после введения поясных ремней (кушаков).

На холодное время гимназистам полагалось пальто по образцу офицерского: светло-серое, двубортное, на серебряных пуговицах, с синими петлицами, в цвет мундира, с белым кантом и мундирными пуговицами. В холода пальто носились «на вате», со стёганой серой подкладкой. Часто пальто приобретались экономными родителями «на вырост». Разрешалось носить башлык армейского образца без кантов и шинель армейского образца (двубортную, на крючках, серого сукна с серым же воротником, но без петлиц). Ни пальто, ни шинель изначально никогда не носились с кушаком (ремнем).

Эта же форма одежды была без каких-либо изменений включена в Гимназический устав Министерства Народного Просвещения (30.07.1871).

7 февраля 1870 года была установлена домашняя одежда для воспитанников пансионов гимназий (пансионеров), а также для тех воспитанников, которые жили на общих ученических квартирах. Появились серые суконные однобортные полукафтаны с отложным воротничком и шестью костяными пуговицами, носившиеся с суконными тёмно-серыми шароварами. Тогда же воспитанникам в южных губерниях, в летние месяцы разрешили носить такие же пиджаки, но из белёного хлопка и парусины.

Александр III и Николай II

Головным убором всех учащихся гимназий, прогимназий и реальных училищ с 15 октября 1881 года стала фуражка гвардейского пехотного образца Российской Императорской армии (РИА), сменившая ранее существовавшее кепи, но сохранившая существующие системы расцветок. У гимназистов фуражки были светло-синие (или синие) с чёрным козырьком, белым кантом (выпушкой) по тулье и верху и низу околыша и серебристой жестяной эмблемой. Эмблема прикреплялась к синему же в цвет тульи околышу и представляла собой две посеребрённые штампованные ветви из жести (в приказах — лавровые, из трех листов каждая, но во многих исследованиях и воспоминаниях эти ветви описываются как «пальмовые»), между которыми размещались всё те же инициалы города и номер гимназии. Летом на тулью фуражки надевался чехол из коломянки или парусинового полотна (как и у офицеров РИА). Зимой, в холода, надевали наушники из чёрного фетра на коричневой байке внутри или подкладку из ваты. Специальных зимних головных уборов по-прежне предусмотрено не было. В морозы поверх фуражки надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Фуражка, как правило, являлась объектом самых разных экспериментов — носить фуражку «по форме» считалось у гимназистов (да и у «реалистов») «неприличным», если он окончил хотя бы один-два класса учебного заведения. Так старшеклассники, например, носили на фуражках черные лакированные кавалерийские ремешки или особым образом начищали и изгибали козырек. Это был, впрочем, один из самых безобидных опытов над гимназической фуражкой.

Мальчики уселись под кустиком возле помойки и принялись всесторонне рассматривать фуражку. Гаврик тотчас открыл в ней множество тайн и возможностей, ускользнувших от глаз Пети. Во-первых, обнаружилось, что вынимается тонкий стальной обруч, распирающий дно. Обруч был оклеен заржавленной бумагой и, вытащенный из фуражки, представлял самостоятельную ценность. Из него ничего не стоило наломать массу маленьких стальных пластинок, годных хотя бы для того, чтобы класть на рельсы под дачный поезд – интересно, что с ними сделается! Во-вторых, была чёрная сатиновая подкладка с напечатанной золотом прописью: «Бр. Гуральник». Если её немножко отодрать, за неё можно прятать различные мелкие вещи – ни за что никто не найдёт! В-третьих, кожаный козырек, покрытый снаружи чёрным лаком, можно легко сделать более блестящим, если хорошенько натереть зелёными стручками дерева, носящего среди мальчиков название «лаковое». Что касается герба, то его немедленно надо подогнуть по моде и даже слегка подрезать веточки.

Катаев В. Белеет парус одинокий.

В новой фуражке с высоким околышем и небольшими полями лицо у меня казалось длинным, будто вытянутым. И голове было жёстко, неудобно: виски, темя, лоб будто сдавили твёрдым обручем… … К счастью, я тут же вспомнил смятые, похожие на блины фуражки знакомых гимназистов. Вспомнил, что ими можно и даже нужно стирать пыль с сапог, на них полагается сидеть, а во время прогулок ими зачерпывают воду из родника. Приятели рассказывали, что только после всех этих процедур ученическая форменная фуражка становится именно тем, чем и должна быть. У первоклашек, да у зубрил, да ещё у маменькиных сынков она имеет непотребно аккуратный вид, а настоящему ученику в такой и ходить неприлично.

Скребицкий Г. У птенцов подрастают крылья...

Чем больше форма принимала военный вид, тем сильнее оказывалось общее влияние армейского духа на гимназистов. Так в конце XIX начале XX веков первоклассников обычно перед началом учебного года стригли по форме наголо — как новобранцев, чего не было ещё, например, в 1860-е годы.

Дома меня уже ждал форменный костюм. Начиналась гимназическая пора. Прощай, двор и уличные друзья! Я чувствовал себя почти мобилизованным. Дома меня остригли наголо, «оболванили», как сказал отец

Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.

Повседневной одеждой учащихся средних учебных заведений в 80-е годы стали «русские» блузы-рубахи чёрного, серого или тёмно-синего цвета с косым бортом (на крючках или пуговицах). К рубахам полагался ремень (кушак) с посеребрёной (у гимназистов) или позолоченой (у всех остальных) бляхой. Ремень носился только с блузой — и никогда на верхней одежде, шинели или пальто. Блузы (рубахи) носились в классах, на практических занятиях, а также дома — зимой (из шерсти) и летом (из сукна или парусины). В холодную морозную погоду по рубаху мог поддеваться жилет (в южных районах — не установленный). К полагались простые брюки в тон к ней, навыпуск, без кантов. Одновременно были введены и гимнастические рубахи-косоворотки из небелёного полотна — гимнастических для упражнений.

В конце XIX в. повседневная форма гимназистов, как и большинства учащихся средних учебных заведений империи, состояла из суконной гимнастёрки синего (в центральных и северных губерниях) цвета (ткань рубах на фотографиях часто выглядит темнее, чем на фуражке) с вертикальной застежкой на трёх серебряных выпуклых пуговицах, без карманов (позднее — с одним нагрудным) подпоясанной чёрным лакированным ремнем (кушаком) с серебряной пряжкой (бляхой), на которой были выгравированы и закрашены чёрной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме головного убора, но без ветвей. Особым шиком считалась начищать пряжку как можно ярче. Брюки у гимназистов были чёрные или тёмно-синие, без канта. Ботинки были чёрные, на шнуровке. Летом гимназисты продолжали носить «облегчённое обмундирование» — теперь его основой стали коломянковые гимнастёрки с серебряными пуговицами. В некоторых гимназиях, как правило, в южных губерниях, уставом допускались блузы и брюки серого цвета.

В 1910-е годы (перед Первой Мировой войной и в первые её годы) для гимназистов мужских гимназий были введены элементы военной подготовки и гимнастики. Однако никакой специальной спортивной формы не предусматривалось — на занятия гимназистам предписывалось быть в «гимнастических рубахах» (тех же гимнастёрках). С 1914 года в знак солидарности с воюющей армией многие гимназисты старших классов (особенно работавшие в госпиталях или в земских учреждениях) начали носить неустановленные гимнастёрки и френчи цвета хаки офицерского кроя, бриджи и ботинки английского образца на шнуровке или с крагами.

Старшеклассники и гимназисты старших возрастов на рубеже XIX—XX веков ходили не в блузах-рубахах или гимнастерках, а в специально установленных кителях со стоячим воротником без галуна, без нагрудных карманов, общей конструкцией напоминавших мундиры, но короче их, более простых в изготовлении и носке, как правило, со скрытой застежкой на крючках, а не пуговицах и более дешевой подкладке.

Ученикам младших классов разрешался зимой чёрный каракулевый воротник. Для ношения в холодное время года, особенно во время снегопадов, метелей и так далее, был оставлен уже привычный светло-коричнывый верблюжий башлык армейского образца.

Вплоть до 1917 года гимназистам сохранили и мундир — тёмно-синий, однобортный полукафтан, на девяти серебряных пуговицах (две — на обшлагах, четыре — на задних карманах), с обшитым серебряным галуном воротником, схожего покроя с повседневной курткой, но несколько длиннее её. Мундир предназначался не для повседневного использования в классе или дома, но для парадных мероприятий или визитов. Гимназисты, имеющие достаток, носили мундиры на белых атласных подкладках. Наличие мундира в списках уставной одежды непременно свидетельствовало о том, что данные средние учебные заведения являются привилегированными. Этот мундир носили в торжественных случаях, для выхода в город, визитов, посещения музеев и так далее. К мундиру надевали крахмальный воротничок.

В униформе гимназистов существовала определённого рода градация, установленная негласными коллективными правилами. Воспитанники младших классов должны были носить все элементы форменной одежды строго по уставу (за этим ревностно следили как инспекторы, так и старшеклассники) — блузы аккуратно заправлены за ремень, пряжки вычищены, фуражки с прямой тульей. Старшеклассникам же негласно позволялось несколько отступать от строгих требований формы. Часто они носили тесные и короткие (нарочно зауженные) куртки с невысоким стоячим воротником. Когда старшеклассники влюблялись, они могли выводить мелом или чернилами на гимнастерках и куртках (в том числе и чужих) инициалы возлюбленных дам. Однако всему есть предел: подобные выходки своих подопечных преподаватели категорически осуждали и не допускали воспитанников в класс в испачканной и неустановленной униформе.

«Моя шинель была новее, герб и пуговицы блестели ярче, но зато у брата был вид старого, заправского гимназиста. Верх его фуражки был нарочно примят по бокам, как у Марка Наумовича, а у меня он пока что упрямо топорщился. Да и всё гимназическое обмундирование ещё выглядело на мне, как на вешалке в магазине. С первого же взгляда можно было узнать, что я новичок» .

Маршак С. В начале жизни (страницы воспоминаний).

Учителя и прежде всего надзиратели и инспекторы строго следили за соблюдением всех правил ношения форменного костюма, обязательного не только в гимназии или училище, но и во всех публичных местах (впрочем, в большинство таких мест (театр, цирк, городской сад и так далее) вход гимназисту часто был прямо запрещён даже с родителями (после 19:00 (варианты в провинции: летом — после 22:00, зимой после 18:00) гимназист не имел права выходить из дома), что также являлось предметом заботы инспекторов и надзирателей). Фактически гимназист имел возможность носить штатскую одежду только в домашних условиях, да и то, как правило, эта возможность была ограниченной — инспектор мог заявиться и домой к гимназисту для проверки условий его проживания и работы. Малейшее нарушение формы на улице или в гимназии — расстёгнутый воротник, плохо пришитые, а тем более неначищенные пуговицы, нечищенные ботинки и невыглаженые брюки, наброшенная на плечи шинель, отвернутые борта шинели или пальто или сдвинутая на затылок фуражка, отсутствие ранца — строго наказывалось наложением дисциплинарного взыскания.

На другой день на большой перемене в класс вошёл наш классный наставник. Он потребовал мой дневник и на кондуитной страничке написал: «Воспитанникам средних учебных заведений воспрещается посещать кафе, хотя бы и с родителями».

Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.

По неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевёртывалась, пряталась бляха ремня.

Училища и школы

Униформа, аналогичная гимназиченской, появилась и у других средних учебных заведений, хотя определенный порядок здесь будет наведен только после реформы начала 70-х гг в связи с установлением разрядности учебных заведений, разделением их функций и т. д. Тем не менее, уже 19 ноября 1865 г. была установлена форма для учащихся строительных училищ МВД. Базовым цветом, как и в гимназиях, оставался темно-зеленый. Стандартным был и набор предметов: фуражка (без выпушек с чёрным бархатным околышем), мундир (однобортный, на шести золоченых гербовых пуговицах, с отложным воротником с петлицами чёрного бархата, прямыми обшлагами (с двумя пуговицами; ещё две пуговицы — на задних карманах) у старшеклассников — тонкий золоченый кант по обшлагам и воротнику), брюки-шаровары, галстук, жилет (на шести малых пуговицах), плащ (на шести пуговицах, с отложным воротником и прямыми общлагами (без кантов и выпушек)..

Реальные училища

Форма одежды учащихся реальных училищ, Устав которых был утвержден 15 мая 1872 г. (50834) была также аналогична гимназической с явными форменными отличиями от неё. Цвет гимнастерок, мундиров и фуражек в этом случае был, правда, не синий или светло-серый (за которые гимназисты получили широко распространенное прозвище «синяя говядина» или «сизяки»), а чёрный (для фуражек) или темно-серый. На чёрной фуражке, с тремя оранжевыми выпушками крепилась позолоченая эмблема, аналогичной гимназической, то есть в виде двух пальмовых ветвей и аббревиатуры училища (с заменой литеры «Г.» на «Р. У.»). Аналогично гимназическим фуражкам к фуражкам реалистов полагались летние коломянковые чехлы. Башлык обшит чёрной тесьмой. Гимнастерка чёрного (или темно-серого, который допускался по факту, поскольку чёрный цвет гимнастерок особенно из дешевого сукна достаточно быстро выцветал и выгорал от стирок и солнца) сукна, с вызолоченными пуговицами. Летняя гимнастерка белая полотняная. Ремень чёрный кожаный, с вызолоченной бляхой с шифровкой училища. черные суконные, навыпуск. Ботинки черные лакированые на шнуровке. Для старших классов — двубортная тужурка серого сукна с золочеными пуговицами и чёрным стоячим воротником, обшитым золотым галуном. Парадная форма — однобортный чёрный мундир на 9 пуговицах, с воротником, как на тужурке и оранжевой выпушкой. Шинель чёрная, двубортная, петлицы черные, с оранжевой выпушкой и с пуговицей (в морозы разрешался настежной меховой воротник).

Исключением являлось Кубанское Александровское реальное училище, чьи воспитанники с 5 июля 1888 года носили в качестве формы черкески с чёрным оформлением, с газырями, и черные же бешметы или жилеты под черкеску, черные фуражки установленного образца с золоченой эмблемой на оранжевом околыше. Поверх черкески носился кавказский пояс с серебряным прибором. На зимнее время была установлено пальто чёрного цвета с петлицами оранжевого цвета на воротнике. Для повседневного и частного употребления была оставлена серая блуза (рубаха) установленного образца уже используемая в гимназиях и реальных училищах — шерстяная и суконная (парусинная, с брюками того же материала), правда, без зимнего жилета, с чёрным кожаным поясом. Иногда в литературе упоминаются «кубанки» чёрного цвета, однако в официальных документах их описание отсутствует.

Народные училища

Городские училища (четырёхклассные училища, находящиеся в ведении городских дум, с 1912 — высшие начальные училища) с 29 февраля 1892 г. имели форму, состоящую из тёмно-синих фуражек без кантов, с чёрным лакированным козырьком. Эмблема помещалась на околыше и представляла собой позолоченный венок из ленты с монограммой «ГУ» (городское училище). Учащимся полагалась блуза (рубаха) гимназического покроя серого цвета из любой ткани, без пуговиц. Гимнастёрки подпоясывались ремнями-кушаками с медными гладкими пряжками. Позднее форма будет дополнена чёрными, а не тёмно-синими фуражками (в некоторых случаях — с красными выпушками), чёрными зимними рубахами и чернёнными монограммами «ГУ» на пряжках. Для ношения летом устанавливались коломянковые полотняные рубахи-косоворотки и шаровары из той же ткани. Зимняя верхняя одежда не оговаривалась. Обычно же учащиеся — дети небогатых и бедных родителей, рабочих, мелких служащих — из всей формы носили только фуражки.

Железнодорожные училища

В 1886 году по предложению Министра Путей сообщения, Посьета К. Н., в составе МПС были учреждены Учебный отдел и инспекция по заведыванию учебными заведениями МПС. Технические железнодорожные училища, которые ранее были созданы при различных железнодорожных обществах, были переданы в непосредственное ведение Министерства путей сообщения и подчинялись ближайшей окружной инспекции по училищам. В 1887 г. для воспитанников была утверждена единая форменная одежда, включавшая в себя следующие элементы. Кафтан из сукна черно-серого цвета военного покроя со стоячим воротником, который застегивался без пуговиц на крючках. По воротнику, борту и обшлагам рукавов шла зелёная выпушка. Число выпушек на рукавах соответствовало классу, в котором находился ученик. В углах воротника крепились металлические эмблемы той железной дороги, при которой состояло училище. В самом описании цвет эмблем не указан, но с большой вероятностью можно предположить, что эмблемы были серебристые. Шаровары — из серо-синего сукна — носились навыпуск, а во время практических работ — заправленными в сапоги. Ремень (кушак) из чёрной лакированной кожи, с вороненой пряжкой со сквозными прорезными буквами «ЖД». Единого образца написания букв не было. Носились пряжки и с аббревиатурой «ТЖДУ» (техническое железнодорожное училище). Фуражка из чёрного сукна с зелеными выпушками вокруг околыша (по верхнему и нижнему краям), с козырьком. На тулье крепилась посеребренная эмблема железных дорог — перекрещенные топор и якорь. Плащ (шинель) военного покроя из темно-серого солдатского сукна. с застежками на крючках. По воротнику и обшлагам также шли зеленые выпушки. В углах воротника крепились металлические эмблемы — те же, что и на воротнике кафтана. Блуза (рубаха) — покроя гимнастической рубахи из чёрной хлопчатобумажной материи — предназначалась для ношения в классах, мастерских и на летних практических занятиях.

Промышленные и технические училища

18 сентября 1897 года были утверждены образцы униформы для средних и низших промышленных училищ. Для средних промышленных училищ устанавливалась форма, аналогичная форме реальных училищ, но с фуражкой темно-зеленого сукна с желтыми выпушками и золоченым оригинальным установленным знаком (циркуль, ключ, молоток и треугольник в обрамлении дубовых ветвей). Этот же знак размещался на воротнике пальто (без петлиц) и воротнике мундира-полукафтана под галуном. Учащиеся низших училищ не имели выпушек на фуражке и не носили мундира-полукафтана; носили же серую блузу-рубаху с золотистыми пуговицами и брюками из той же ткани, ремень-кушак с медной бляхой с названием училища, двубортное пальто серого цвета с черными петлицами и жёлтой выпушкой. Форма учащихся ремесленных училищ была полностью анлалогична — за исключением нерегламентированной зимней формы.

22 ноября 1903 года утверждается униформа технических училищ.

Для Строгановского училища технического рисования 13 июня 1895 года была установлена следующая форма одежды: А) фуражка чёрного сукна с красным кантом и зелёным околышем с оригинальной золоченой жестяной эмблемой; Б) куртка гимназического образца с красным кантом по воротнику и зелёным воротником, ремень установленного образца — из чёрной кожи с медной золоченой бляхой; В) пальто-шинель чёрного цвета на шести золоченых выпуклых пуговицах, с петлицами красного сукна и зелёным кантом.

Коммерческие училища

Форма учащихся коммерческих училищ повторяла в общих чертах форму реальных училищ, но с зелёным, а не желто-оранжевым приборным цветом. Следует помнить, что коммерческие училища, как правило, учреждались не государством, а общественными организациями, однако находились под общим надзором Министерства Народного Просвещения. 17 апреля 1876 года (557796) был утвержден Устав Московского Коммерческого Училища (МКУ), предписывающий учащимся ношение униформы, ставшей впоследствии основой для униформ других учебных заведений того же типа. Устанавливалось, что до 7 класса учащиеся носят установленного образца куртки (позже из заменят блузы (рубахи)), старшеклассникам полагался мундир (позже ношение мундиров буден разрешено уже с 4 класса). Фуражка имела зеленые канты и околыш, петлицы на зимних пальто «гимназического образца» также были зеленые. Существовали и особые отличия: так для Московского Александровского коммерческого училища (АКУ) — учреждено Московским биржевым обществом под покровительством императора Александра III — при темно-серых брюках (шароварах) и чёрном полукафтане гимназического покроя с золотым прибором кант на фуражках, воротнику и обшлагам мундирного полукафтана и вокруг петлиц на пальто был установлен красный (шинель чёрного же сукна, но без петлиц). Зимнюю форму дополнял стандартный башлык. Для занятий в классах мундир не полагался — здесь носили шерстяные или суконные блузы (рубахи, гимнастерки) на двух пуговицах в тон шароварам с кушаком (ремнем) стандартного образца с золоченой бляхой и шифровкой. Эмблема на фуражках повторяла гимназическую, но с золочением. Эмблемой коммерции являлся и «жезл Меркурия» (символ торговли и промышленности). Этот жезл позднее был установлен на пряжках между буквами «КУ» (коммерческое училище), а также на пуговицах, в отличие от гладких пуговиц гимназистов и реалистов.

Земледельческие (сельскохозяйственные) училища

26 мая 1904 г. утверждено новое Положение о сельскохозяйственном образовании, определяющее общие основания для устройства с.-х. учебных заведений, передающихся в подчинение Министерству Народного просвещения. Средние с.-х. училища «имеют целью доставлять учащимся практическое, на научной основе, образование по сельскому хозяйству, для подготовки их к сельскохозяйственной деятельности». Однако ещё за десять лет до указанной даты была утверждена единая форма одежды для учащихся сельскохозяйственных учебных заведений, сходная с формой учеников других средних учебных заведений. Пиджак — (праздничный) двубортный из сукна чёрного цвета, застегивающийся на 6 гладких металлических золоченых пуговиц, с отложным, застегивающимся на крючок, воротником и с 2 боковыми карманами. По воротнику, по бортам и на обшлагах рукавов выпушки из светло-зеленого сукна. На концах воротника штампованные металлические позолоченные знаки. В земледельческих училищах знак представляет собой серп, с лежащими на нём колосьями ржи и пшеницы, в училище виноделия — лопату, перевитую виноградной ветвью. Блуза по образцу гимназической из сукна темно-серого цвета, без карманов, с мягким стоячим воротником, застегивающимся на 2 маленькие металлические позолоченные пуговицы и с 3 такими же пуговицами на вороте. В летнее время блуза такого же образца, но из небеленого полотна, с 2 нагрудными карманами и 3 малыми металлическими пуговицами на воротнике и на карманах. Шинель-пальто военного покроя из толстого темно-серого сукна, застегивающееся крючками, с клапаном и 2 металлическими гладкими позолоченными пуговицами позади. На концах воротника черные суконные петлицы с пуговицей в верхней части. Вокруг воротника и петлиц выпушка из светло-зеленого сукна. Для зимних практических работ предусматривался дубленый полушубок. Шаровары из сукна темно-синего цвета, а летом из небеленого полотна. Заправлялись в сапоги, а во время практических занятий или в дождливое время в высокие (болотные) сапоги. Пояс-кушак чёрный, кожаный, с жёлтой медной пряжкой, с прорезными заглавными буквами названия заведения. В реальности буквы были не только прорезные, использовались и другие варианты. Галстук под пиджак — чёрный суконный военного покроя. Башлык из верблюжьего сукна, обшитый гарусной тесьмой того же цвета. Фуражка чёрная суконная, с козырьком, с выпушками светло-зеленого цвета вокруг тульи и околыша. В летнее время фуражка из парусины, без выпушек. На околыше, над козырьком крепится штампованный металлический позолоченный знак, изображающий: в земледельческих училищах — грабли, с лежащей на них косой; в Бессарабском училище виноделия — лопату, с лежащей на ней ветвью винограда и с расположенными над ними заглавными буквами названия училища «У. В.».

Женская униформа

В женских гимназиях и пансионах также существовала форма — с 1886 года. В государственных (Министерства Народного просвещения) гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. В частных женских гимназиях и пансионах форма могла быть разного цвета. Точно так же могла различаться по цвету форма младших, средних и старших классов За основу униформы была взята одежда воспитанниц Института благородных девиц с некоторыми незначительными корректировками.

Повседневные платья воспитанниц институтов благородных девиц шили из камлота. Гимназистки приготовительных классов (от пяти до семи лет) носили кофейные или коричневые платья; от восьми до десяти — голубые или синие; от одиннадцати до тринадцати — серые. Старшие гимназистки носили белые платья. Платья были закрытые («глухие»), одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и иногда — белые рукавчики.

Для посещения гимназии для девочек было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли «такую роскошь».

Традиционно гимназистки носили косы с шелковыми чёрными и белыми бантами. До 1917 года короткие стрижки носили, как правило, либо курсистки («девушки-эмансипэ»), то есть, более старшего возраста, совершеннолетние, либо школьницы перенёсшие тяжёлую болезнь — корь, тиф и т. д.

Школьная форма в СССР

1920-е—1950-е годы

В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была отменена в рамках Единой трудовой Советской школы.

С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.

Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с «разрухой», «классовыми врагами» и «пережитками прошлого».

Исключением в 1930-е годы была лишь пионерская форма — да и то полностью унифицированную форму имели лишь в таких лагерях-гигантах как «Артек» или в специализированных военизированных лагерях (эту форму, кстати, подробно описывает уже А. Гайдар в повести «Военная тайна») где были возможности для централизованного пошива, выдачи, стирки предметов формы вплоть до носовых платков, а также санитарной обработки прибывающих на отдых со всей страны детей (включая и унифицированные стрижки, в том числе и для девочек, в рамках борьбы с педикулёзом). В обычных же школах пионерская форма сводилась к ношению светлых (белых, серых, голубых) рубашек (блузок), синих юбок и (опять — где была возможность) шорт (брюк) и красных галстуков.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу школьника — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. В 1943 году было введено даже раздельное обучение, от которого в 1954 году, правда, отказались.

Получилось так, что первыми форму в СССР надели учащиеся не общеобразовательных школ, но специализированных профессиональных учебных заведений — причём, этот опыт «обмундирования» среднего образования был проведён полностью за государственный счёт.

Ремесленные и железнодорожные училища, ФЗО

Уже осенью 1940 года были организованы специализированные школы, входившие в систему Главного управления трудовых резервов при СНК СССР, в дополнение к фабрично-заводским школам (ШФЗУ, ФЗУ), и аккумулирующие в своих рядах всех молодых людей, кто оказался вне старших классов среднеобразовательных школ, вузов, военных училищ, средних училищ и т. д. Для подготовки квалифицированных рабочих сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи — в городах организовывались ремесленные училища с двухгодичным сроком обучения. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта организовывались железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения. Для подготовки рабочих массовых профессий организовывались школы фабрично — заводского обучения с шестимесячным сроком обучения. Обучение производилось бесплатно, учащиеся в период обучения находились на полном государственном обеспечении. Все окончившие ремесленные железнодорожные училища и школы ФЗО считались мобилизованными и обязаны были проработать 4 года подряд на государственных предприятиях. За самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), учащиеся подвергались по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года.

Введение форменной одежды для учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО впервые предусматривается приказом начальника ГУТР СССР № 1 от 4.10.1940 года. Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением № 2196 от 31 октября 1940 года «Об обмундировании и организации питания учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО» устанавливает в качестве форменной одежды для учащихся ремесленных и железнодорожных училищ хлопчатобумажные гимнастерку из чёрной или темно-синей шерстяной ткани, шинель из чёрного грубошерстного сукна, суконную фуражку с фибровым козырьком и ремешком, ватную хлопчатобумажную шапку, ремень поясной с бляхой.

Для обозначения формы одежды учеников ремесленных и железнодорожных училищ вводились следующие знаки: значки к головным уборам учащимся ремесленных и железнодорожных училищ — металлические перекрещивающиеся молоток и ключ гаечный; петлицы на воротнике шинели; на петлицах прикреплены металлические буквы «РУ» или «ЖУ» и цифры, указывающие номер училища; канты темно-синего цвета на фуражках и петлицах для учащихся ремесленных училищ и канты малинового цвета для учащихся железнодорожных училищ; пуговицы металлические на шинели учащихся ремесленных и железнодорожных училищ с изображением: перекрещивающиеся молоток и ключ гаечный; бляха металлическая на поясном с изображением букв Р. У. или Ж. У.; чёрный цвет сукна для шинели и фуражки; чёрный или темно-синий цвет хлопчатобумажной гимнастерки и суконных брюк, которые носились навыпуск.

Общий комплект униформы представлял собой следующее. Шинель чёрная, двубортная из грубошерстного сукна. На воротнике шинели петлицы с кантами темно-синего цвета — для учащихся ремесленных училищ, и с кантами малинового цвета — для учащихся железнодорожных училищ. На петлицах шинелей учащихся ремесленных училищ прикреплены металлические буквы «РУ» и цифры, указывающие на номер училища. На петлицах шинелей учащихся железнодорожных училищ прикреплены металлические буквы «ЖУ» и цифры, указывающие на номер училища. Пуговицы на шинели металлические с изображением перекрещивающихся молотка и ключа гаечного. Фуражка чёрная, суконная, с фибровым козырьком и ремешком. Канты темно-синего цвета — на фуражках учащихся ремесленных училищ и канты малинового цвета на фуражках учащихся железнодорожных училищ. Значки к фуражкам — металлические — перекрещивающиеся молоток и ключ гаечный. Гимнастерка чёрного или темно-синего цвета, из х/б ткани. Пуговицы на гимнастерке металлические, с изображением перекрещивающихся молотка и ключа гаечного. Брюки суконные чёрного или темно-синего цвета (брюки носятся навыпуск). Ремень поясной с белой металлической бляхой. На бляхе поясного ремня учащихся ремесленных училищ изображены буквы «РУ». На бляхе поясного ремня учащихся железнодорожных училищ изображены буквы «ЖУ». Ботинки кожаные черные. В связи с тем, что порядок крепления шифровки на петлицах не устанавливался, в дальнейшем это приняло произвольный характер.

Для учащихся школ ФЗО форменная одежда впервые была установлена постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 204 от 27 января 1941 года «О дополнительных мерах по подготовке государственных трудовых резервов в школах фабрично-заводского обучения в 1941 году». Устанавливался следующий комплект обмундирования: полупальто из хлопчатобумажной ткани на вате; гимнастерка и брюки из хлопчатобумажной ткани; ботинки яловые; фуражка суконная. Для обозначения формы одежды учащихся школ ФЗО вводились следующие знаки: петлицы на воротнике полупальто; на петлицах прикреплены металлические буквы «ШФЗО» и цифры, указывающие номер школы; канты темно-синего цвета на петлицах полупальто (для учащихся железнодорожных школ ФЗО канты малинового цвета); чёрный цвет хлопчатобумажной ткани полупальто; чёрный или синий цвет хлопчатобумажных гимнастерки и брюк.

Приказами начальника ГУТР № 202 (6), 204 (7), 206 (8) от 27 марта 1941 года все вышеперечисленные положения о форменной одежде распространялись на Литовскую, Латвийскую и Эстонскую ССР, а чуть позже, приказом начальника ГУТР № 348 от 19 мая 1941 года (9) и на Молдавскую ССР.

В 1944 г. для специализированных ремесленных училищ (горной промышленности, чёрной металлургии и т. д.) были введены специальные знаки отличия — металлические штампованные на фуражку и тканые на рукава (подробнее см.:).

Эта форма, сохранившаяся до конца 50-х гг. попала на плакаты, картины некоторых мастеров соцреализма и даже на страницы поэмы Самуила Маршака «Весёлое путешествие от А до Я»:

Мы встретили ученика,
И на его шинели,
На уголках воротника
Две буквы «РУ» блестели.
А на фуражке с козырьком —
Блестящий ключик с молотком.

Школьная форма 1948 года

В средней школе введение формы произошло уже после войны, в 1948 году, в период всеобщего «обмундирования», когда ведомство за ведомством одевались в форму, включая студентов высших учебных заведений.

Школьная форма образца 1948 года во многом копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. Очень важно и то, что, подобно дореволюционной форме, новая форма учащихся школ была платной (форма для мальчиков при этом стоила по объективным причинам дороже) и приобреталась учащимися за свой счёт, в отличие от формы учащихся ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ.

Последним обстоятельством часто объясняются незначительные отступления в школьной форме, которые критиковали, замечали, но — терпели. Тем же обстоятельством объясняется и тот факт, что введение формы состоялось (в мужских школах, в отличие от женских) не единовременно, а постепенно — от младших классов и непосредственно первоклассников (с 1 сентября 1948 года) к старшим классам.

Мальчикам полагалась серая гимнастёрка с серыми брюками (цвет мог варьироваться до тёмно-серого). На фотографиях встречаются гимнастерки двух видов:
а) без карманов, на трех пуговицах с отложным воротником;
б) армейского образца, со стоячим воротником на пяти пуговицах, с карманами с клапанами на пуговицах.

Ношение укороченных бриджей или шорт не допускалось. К гимнастеркам полагался ремень чёрной кожи с пряжкой жёлтого металла. Учащиеся младших классов поверх воротника гимнастерки первого типа в торжественных случаях носили белый отложной воротничок.

К гимнастеркам полагалась фуражка с жёлтыми выпушками по околышу и тулье, и кожаным ремешком. На околыше крепился знак жёлтого металла: лучи солнца с рифлёной буквой «Ш», окружённые лавровыми ветвями. Такая же эмблема выштамповывалась на ременной бляхе.

Ношение формы требовало её содержания в полном порядке: гимнастерка, фуражка, брюки должны были быть вычищены и тщательно выглажены (как говорили, брюки — со «стрелками»).

Для ношения с формой полагались ботинки и полуботинки (сандалии и летняя — исключались) чёрного или тёмно-коричневого цвета, тщательно вычищенные, однако в осенне-зимний период допускались галоши, сапоги и валенки, в зависимости от климата. Верхняя зимняя одежда не регламентировалась. Зимние головные уборы не предусматривались — допускалось утепление фуражки ватой, ношение наушников из фетра и меха, а также башлыков (по образцу формы воспитанников суворовских училищ).

Учащиеся старших классов, как правило, освобождённые от обязательного ношения установленной формы, носили открытые однотонные (двубортные и однобортные) тужурки и серые кители, со светлыми сорочками с или без них. В 1950-е годы большой полулярностью пользовались короткие куртки-ветровки на молнии с отложным воротником. Члены пионерской организации носили пионерский галстук в обязательном порядке, как и члены ВЛКСМ — комсомольский значок. Разрешалось ношение значков ГТО, спортсменов-разрядиков, КМС и так далее.

Уже первые годы эксплуатации формы показали её непрактичность — в условиях использования чернил, чернильниц и перьевых ручек кляксы на рукавах стали неизбежным спутником ученика (никаких нарукавников, подобно бухгалтерским, в дополнение формы не устанавливалось и не допускалось). В 1954 году были произведены некоторые изменения в форме мальчиков. Так гимнастёрки стали синими (многие школьники старших классов донашивали и серые, и серо-синие). Фуражки нового образца стали похожи на дореволюционные гимназические — околыш и тулья синие, выпушки белые, арматура посеребрёная.

Строгость нравов эпохи распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы карались администрацией учебного заведения. Так длина платья у девочек не могла сильно отличаться от некоторой условной «нормы» (до колен, колени не должны открываться даже в положении сидя; позже, с «оттепелью», эта «норма» будет становиться всё более и более свободной).

Даже причёска школьника или школьницы, как и до революции, должна была отвечать формальным требованиям.

Арон Маркович никогда не спрашивал школьников, как их постричь. Если приходил первоклассник, Арон Маркович стриг «под нуль», то есть наголо, если мальчишка был из третьего класса, — оставлял ему маленький чубчик. Семиклассников и всех остальных Арон Маркович стриг под «полечку».

Печерский Н. Масштабные ребята. — М.:ДЛ, 1971..

Для девочек допускались лишь самые простые стрижки, длинные волосы, как правило, укладывались в стандартную причёску — косы. Стягивание волос в «хвосты» или ношение распущенных ниже плеч волос также не приветствовалось, считалось, что это а) негигиенично, б)девочка с такой причёской имеет «распущенный вид». В 1940-50-е годы косы обязательно носили с атласными бантами — непрактичными и маркими, нуждающимися чуть ли не в ежедневном уходе. В 60-70-е гг. их заменили менее эффектные, но более практичные капроновые банты. «Модельные стрижки» до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже о завивке или окраске волос. Использование косметики или ношение ювелирных украшений при форме также не допускалось.

Нарушителей формы (в том числе — нарушительниц) учителя и администрация школы имели полное право не допускать на занятия — до устранения нарушения. Другим вариантом наказания было публичное взыскание. Эта тенденция оказалась настолько живуча, что отдельные её проявления дожили до 1970-х и даже до середины 1980-х годов, особенно у учителей старшего поколения, начинавших свою школьную карьеру как раз в конце 1940-х — начале 1950-х годов.

Меня подстригли под мальчика! Кто бы знал, какая я стала хорошенькая! Я не понимаю, почему все думают, что я некрасивая. Я просто от зеркала весь вечер не могла отойти… Встала я рано, причесалась, воротничок подшила, платье отпарила — заглядение. В школу шла медленно. Все-таки это удивительное ощущение, когда ты хорошо одета и красиво выглядишь. Все мальчишки на меня глаза пялили. А я шла и чувствовала себя выше всех ростом. Выше всех на улице…

А в школу я всё-таки опоздала. Вижу, в классе уже урок. Я постучала тихонько, а Крючок кричит:

— Войдите!

Жуткий человек эта Крючок, надо ж было, чтоб первый урок и сразу история.

Она стоит с указкой у карты и смотрит на меня. А потом как закричит:

— Это что такое? Завилась, да? Вместо того чтоб об уроках думать — перманенты разводишь. Мало того, что мини-платье надела, так теперь и завилась!

Мини-платье! Скажет тоже! Просто я из него выросла, а завиваться и не думала, просто волосы распушились.

— Ещё девочка называется! Модную стрижку сделала, вместо того, чтоб косы носить!

— Волос длинный — ум короткий…

Я сказала это тихонечко, но она услышала, у неё всё стопроцентное — и слух, и зрение, и все. Разозлилась она жутко и отправила меня в уборную отмачиваться. Вернулась я в класс, как общипанная курица. Все хохочут […] Тут я и заревела.

Драбкина А. Пятнадцать лет мне скоро мѝнет…

Следует, однако, иметь в виду, что строгий надзор за соблюдение школьной формы столь детально осуществлялся только в школах крупных городов СССР и столицах союзных республик. В сельской местности и деревнях ношение формы было часто факультативным — особенно для молодых людей — как из-за дефицита самой формы (промышленность здесь не всегда справлялась, однако женское школьное платье было легко доступно и в кустарном, и в домашнем производстве при наличии необходимых тканей), так и из-за отсутствия средств у населения для покупки и пошива формы. Учитывалось и то, что старшеклассники — будущие студенты, а в 1954 году студенческая форма была повсеместно отменена. Таким образом, учащийся мог посещать школу и без форменной одежды, однако требования аккуратности, опрятности и так далее, никто для него при этом не отменял.

Изначально у девочек было установлено классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (парадным, для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были скромно украшены кружевными съемными отложными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. К парадной форме полагалось надевать белые гольфы или колготки. В целом форма для девочек практически полностью копировала форму русской дореволюционной женской гимназии, за исключением того, что гимназистки носили соломенные шляпки.

Обувь к форменной одежде полагалась самой простой — сандалии, ботинки и полуботинки (для мальчиков), туфли или босоножки (для девочек), однако открытые образцы также не допускались. Зимняя или весенне-осенняя не регламентировалась (в школах учащиеся круглый год носили сменную обувь), как и верхняя одежда.

Поскольку советские школьники одновременно были членами детских и юношеских политических организаций, легально действующих на территории СССР, то знаки этих организаций были обязательны к ношению на школьной форме — во времена Сталина это были пионерские, а также значки ВПО и ВЛКСМ. Пионеры носили на школьной форме и внутренние знаки различия своей организации — на правом рукаве мужской и женской формы размещались полосы алого шелка (тесьмы), обозначавшие положение пионера внутри ВДПО и школьной дружины (одна лычка — звеньевой, член штаба отряда, две — председатель штаба отряда, член штаба дружины; три — председатель штаба дружины. Была ещё до войны даже разработана система приветствия пионеров друг друга исключительно салютом (рукой, поднятой над головой).

Эта форма просуществовала до конца 1962—1963 учебного года. Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с кокардой, без поясных с массивной пряжкой, без гимнастёрок. Форма для девочек практически не изменилась.

  • Форма одежды учащихся средних школ образца 1954 г. (1954—1962 гг., реконструкция художника К. С. Васильева)
  • Слева направо: гимнастёрка для мальчиков, учащихся старших и средних классов (пионер); повседневная форма одежды для девочек — пионерка, на рукаве знак различия пионерской должности «Председатель совета отряда» или «Член совета дружины»; для мальчиков, учащихся младших и средних классов — пионер, на рукаве знак различия пионерской должности «Звеньевой» или «Член совета отряда».

  • Праздничная форма для девочек: слева ученица младших классов (октябрёнок), справа ученица средних классов (пионерка).

  • Учащиеся младших классов (октябрята): слева повседневная форма для девочек, знаки различия должности «Санитар» (контроль за чистотой учащихся в классе); справа форма для мальчиков, на рукаве знак различия октябрятской должности «Командир звёздочки», руководитель группы из пяти детей.

  • Учащиеся старших классов: слева форма для юношей (мундир); справа праздничная форма для девушек.

Оттепель и «период застоя»

Хрущёвская оттепель не сразу сказалась на демократизации школьной формы, однако это всё-таки произошло. С начала 1960-х годов в рамках общих тенденций продолжающейся оттепели форма была изменена в сторону отхода от «военизированности». Мальчики получили серый полушерстяной открытый однобортный пиджак с тремя чёрными пластмассовыми пуговицами; брюки шились из ткани в тон пиджака. В жаркую погоду допускалось ношение укороченных бриджей и шорт. Под пиджак в качестве парадной формы рекомендовалась белая рубашка. В младших классах было принято нашивать белый воротничок поверх пиджачного воротника. Фуражку заменил серый или тёмно-синий берет. Форма для девочек осталась прежней.

В 1960 году новая форма появилась в Ленинграде. С 1962 года новая форма стала обязательной, хотя многие школьники до середины 1960-х годов ещё могли ходить в школу в старой. Никаких обязательных требований на ношение формы вне школы или на верхнюю зимнюю не существовало.

Регламентация, впрочем, часто оставалась той же — во всяком случае, внутришкольная. Иногда сами ученики третировали нарушителя формы, выступавшего в коллективе подобием «белой вороны»:

"У них в классе было пятнадцать мальчиков и четырнадцать девочек. И все девочки были одеты и причёсаны совершенно одинаково. А мальчишки были не все одинаковы. У четырнадцати были коротко остриженные волосы и впереди, на лбах, чёлки, а у пятнадцатого, то есть у Саши Огонькова, была буйная, словно спутанная ветром, шевелюра. Видно, Сашиной матери очень нравились волосы сына, и она уговорила его не стричься. И вдруг на первой перемене один из мальчишек показал на Сашу пальцем и противным голосом закричал: - Смотрите, смотрите, у него волосы как у девчонки! - и громко, нахально засмеялся, захохотал - так обычно хохочут актёры, когда злых колдунов в театре. А все другие мальчишки, вместо того чтобы остановить этого нахала, тоже засмеялись. Саша неожиданно оказался в центре круга, и мальчишки начали его толкать, громко, нараспев кричать при этом: "Дев-чон-ка, дев-чон-ка, дев-чон-ка!" И никто не подумал за него заступиться. И даже девочки, которые до сих пор жались в углу плотной стайкой, захихикали и стали тоже тыкать в него пальцами".

Железников В. Солёный снег..

Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х годах. Правда, повезло только мальчикам (одежда школьников конца 1960-х представлена во всем многообразии, например, в фильме «Доживём до понедельника»).

У мальчиков с 1975—1976 учебного года серые шерстяные пиджаки и курточки были заменены на куртки из полушерстяной ткани тёмно-синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки }). Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, по конструкции напоминавшие военные, на такие же пуговицы застегивались обшлага. Пуговицы были двух диаметров — поменьше для младшеклассников и побольше для старшеклассников.

На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого (который быстро затвердевал) пластика ПВХ с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения («Учение — свет»).

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого, довольно короткого времени — нестойкая краска на пластике начинала стираться и выгорать. Существовали и очень редкие рельефно-выпуклые эмблемы, изготовленные из пластика на тканевой основе. Они не теряли цвета и смотрелись очень нарядно.

Куртка носилась с однотонной рубашкой или сорочкой, обязательно белой при парадной форме. Ношение пёстрых сорочек с рисунком могло привести к конфликту с администрацией школы или с классным руководителем; впрочем, как правило, все проблемы здесь зависели от конкретных людей в конкретных учебных заведениях. Ношение спортивной одежды со школьной формой не допускалось. На клапанах карманов или открытых лацканах размещались значки — октябрятские, пионерские, комсомольские, а также значки различных обществ, в которых мог состоять учащийся (например, ВООДП, ВОКККП и другие; в эти общества учащиеся вступали, как правило, всем классом или школой сразу). Сдавшие нормы БГТО также получали право на ношение соответствующих значков, как и обладатели наградных и памятных знаков ВДПО (например, знака «Юный следопыт»). Ношение иных значков не запрещалось, но могло вызвать определённые вопросы, за исключением тематических значков и знаков, ношение которых могло быть связано с определёнными праздниками или памятными датами. Не разрешалось ношение значков с изображением эстрадных артистов, сказочных героев и так далее, а также именных значков типа «Ударник СТ», армейских квалификационных знаков и так далее.

Как правило, считалось, что металлические октябрятские значки предназначены для повседневной формы, а пластмассовые — для парадной (для мальчиков — без курток). Каких-либо документов на этот счёт нет, однако, пластмассовые звёзды действительно выигрышнее смотрелись на белой ткани фартуков формы девочек и белых рубашках мальчиков, тогда как на тёмно-синей куртке такой значок явно терялся. Не стоит забывать, что часто учащиеся носили те значки, которые были в продаже в розничной торговой сети (пластиковые считались дефицитной «столичной штучкой»).

К требованиям формы по-прежнему относились общие требования к внешнему виду, в том числе, к прическам учеников и учениц. Здесь основные моменты этих требований сохранились, однако были смягчены вольностью конкретного воплощения в жизнь (опять же — в разных школах и при разных учителях и администраторах). Тем не менее, классный руководитель мог публично потребовать изменить причёску как от мальчика, так и от девочки, объявить замечание или даже выговор с приглашением на беседу родителям. Категорический запрет на косметику и украшения сохранялся, однако к использованию неформенных вещей (например, кофточки у девочек как у Риты (героини О. Остроумовой из фильма «Доживём до понедельника»)) также стали относиться терпимее.

Пионеры при форме носили красный галстук (для мальчиков — галстук убирался под пиджак), однако в этот период была введена и специальная парадная пионерская форма, разработанная на основе школьной и с ней совмещённая (так стандартные куртка и брюки носились и при пионерской форме), но отличная от неё рядом элементов:
а) парадная пионерская рубашка для мальчиков и девочек с золотистыми пуговицами, с тканой шелком эмблемой ВДПО на левом рукаве (алая пылающая звезда с жёлтой или (поздний вариант) синей подложкой), с клапаном над эмблемой для размещения пионерских знаков различия (пластмассовых алых звездочек);
б) юбка синего цвета для девочек;
в) ремень светло-коричневой кожи с пряжкой жёлтого металла (на пряжке — эмблема в виде пылающей звезды);
г) пилотка красного (реже — синего или голубого) цвета с вышитой жёлтым шелком звездой с правой стороны, в некоторых случаях — с золотистой или жёлтой шелковой кисточкой спереди (реплика испанских республиканских пилоток 2-й половины 1930-х);
д) белые перчатки (ремни, портупеи, прочие принадлежности) — для заступающих в почетный караул, знаменосцев и так далее. Для старших пионервожатых, инструкторов, пионеров, отдыхающих в пионерлагерях или участвовавших, например, в игре «Зарница», имелись свои, особые варианты формы, которые в данной статье не рассматриваются.

1980-е: Перестройка

Во второй половине 1980-х была введена новая форма для старшеклассников. Эту форму при наличии желания и возможностей (в том числе — при наличии в магазинах) разрешалось носить с восьмого класса, однако старшеклассникам при этом не запрещалось ношение формы старого образца. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период, правда, платье стало ненамного выше колен; форма мальчиков младшей и средней школы осталась без изменений.

Для юношей был установлен костюм-двойка синего цвета с однобортным пиджаком на трех пуговицах (и трех малых пуговицах на обшлагах). На левом рукаве пиджака на уровне локтевого сгиба размещалась эмблема ПВХ — стилизация на ту же тему, что и в средней школе, но в ином цветовом решении (в общий тон к форме) и с изображением атома. Пиджак разрешалось носить с однотонной сорочкой, возможно — с галстуком, в том числе и самовязом (для тех, кто вышел из пионерского возраста или вступил в ВЛКСМ). Запрещалось носить форму поверх спортивных футболок или со спортивной обувью, однако соблюдение запрета отдавалось на откуп школ или классных руководителей.

Для девочек был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить (по сезону) либо с пиджаком, либо с жилетом (поверх сорочки), либо весь костюм сразу. К форме полагалось надевать туфли, ношение спортивной обуви запрещалось. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. Ношение украшений, косметики или модельных причесок с формой по-прежнему не допускалось, однако в конкретных случаях от правил продолжали отступать.

В 1980-х годах, когда контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками, украшали пиджаки и куртки армейскими звездами, надписями и даже самодельной вышивкой с логотипами западных рок-групп. Разумеется, любые подобные нововведения строго наказывались бдительной администрацией школы или руководством Комитета комсомола, однако в явном или неявном виде в школу они все равно проникали, особенно после провозглашения эпохи «гласности». То же следует сказать и о прическах — несмотря на то, что ношение длинных волос юношами не допускалось категорически (администрация имела право не допускать нарушителя к занятиям), молодые люди находили возможности обходить запреты, особенно в крупных столичных промышленных центрах. В скромных размерах по факту к концу 80-х легализовалась косметика, украшения, а также модельные прически («начесы»), в том числе, с окрашиванием или мелированием.

Октябрятские значки, 70-80-е годы Пионерские значки, 70-80-е годы

Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму». Разрешалось в 80-е гг. носить распущенные волосы.

Члены детских и молодёжных коммунистических организаций (октябрята, пионеры и комсомольцы) должны были носить, соответственно, октябрятский, пионерский и комсомольский значок, пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук. Поскольку все ученики младших классов поголовно были октябрятами, практически все (за редчайшими исключениями в виде отпетых хулиганов и двоечников) — пионерами и большинство старшеклассников — комсомольцами, значки и пионерский галстук были практически обязательным дополнением к школьной форме. Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного, и на нём была надпись «За активную работу».

В 1990-91 годах ношение пионерских галстуков и октябрятских значков, а также комсомольских значков стало свободным и повсеместно прекратилось. Окончательно это произошло 1 сентября 1991 года.

Следует отметить, что производители старались учитывать пожелания потребителей и вносили некоторые улучшения в качество материала, покрой (так в середине 80-х гг. у школьных курток появились внутренние карманы), общую эстетику внешнего вида школьника.

Школьную форму 1980-х можно увидеть практически в любом детском фильме этого времени. Такое многообразие легко объясняется тем, что школьная форма (старая, поношенная, потерявшая вид и т. д.) часто использовалась и вне школы, прежде всего, мальчиками; с другой стороны, она представляла собой важную сторону внешнего образа советского ребёнка-школьника, даже находящегося вне стен школы или вообще — на каникулах.

В конце 1980-х годов школьная форма, особенно мужская больших размеров, в ряде регионов СССР попала в разряд дефицита. Одной из причин этого было то, что школьная форма традиционно была очень дешева, по сравнению с близкими по качеству обычными брюками, пиджаками и куртками, материал же её был весьма качественным и прочным. Поэтому в условиях всё ухудшающегося материального положения её стали покупать взрослые в качестве повседневной и рабочей одежды. Плановые объёмы выпуска формы не были рассчитаны на это, форма стала дефицитом, и её, как и многое другое, начали продавать по талонам, которые выписывались школьнику по месту учёбы.

В те же годы некоторые советские школы, расположенные в прибалтийских республиках и воинских гарнизонах за пределами СССР (Польша, Чехословакия, Венгрия, ГДР), отменили обязательное ношение школьной формы. Это было связано с негативным отношением новых режимов к советским порядкам. Однако свободная форма одежды на раннем этапе по-прежнему подразумевала ношение учениками или строгого костюма с галстуком (не обязательно школьного покроя), или, в крайнем случае, свитера или джемпера сдержанной расцветки. Более вольно могли выглядеть девушки-старшеклассницы, старавшиеся копировать модные в начале 1990-х тенденции.

Фактически обязательная форма была отменена уже в 1991 г. (так, в московских школах с 1 сентября 1991 г. ношение не требовалось, но допускалось). Однако законодательно (де-юре) отмена школьной формы произошла на три года позднее, когда её уже мало кто носил, да и в магазинах она уже отсутствовала несколько лет.

Современная Россия

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года (по факту оно произошло уже в 1992 году из-за остановки и ликвидации предприятий, эту форму производивших). С 1 сентября 2013 года (в соответствии с новым Законом) вновь была введена обязательная школьная форма, но только в порядке общего правила: теперь каждое образовательное учреждение само решает, как именно должна выглядеть его форма; главное — наличие последней.

Исследование компании «Будь в Форме!», проведенное в 2005 году, показало, что из 2200 средних и частных школ в Москве примерно 60 процентов ввели или собираются вводить форму, а в Санкт-Петербурге эта цифра составила не менее 90 процентов.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.

Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники. Однако, в ряде школ (несколько лицеев г. Набережные Челны, Прохоровская гимназия, ряд школ Красноярска и Уфы) платья и фартуки для девочек либо сохранились с советского времени, либо были введены вновь в 2000-е годы с целью поднятия дисциплины учащихся.

Дискуссия о праве ношения в школах хиджабов

Несмотря на то, что первоначально запрет на ношение хиджабов в школе отсутствовал, но со временем на девочек, носящих хиджаб, и их родителей стало оказываться давление, их, в частности, перестали пускать в школы. После ряда скандалов (например, конфликта главы Чечни Рамзана Кадырова и министра образования Ольги Васильевой) и ряда судебных исков, в ряде регионов России, в частности, в Мордовии и Пензе в положения о школьной форме были внесены изменения, в соответствии с которыми ношение в школах хиджабов было запрещено. В 2013 году Верховный Суд РФ признал законным запрет на ношение хиджабов в общеобразовательных школах Ставропольского края. В ответ парламент Чечни разрешил ношение хиджабов на территории Республики.