Сувенир

03.02.2021

Сувенир (фр. souvenir «воспоминание, память») — предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении страны, города, национального парка, музея, храма, объекта культуры, какого-то другого места или мероприятия туристами, паломниками и др..

История

В древности существовала традиция дарить родным и близким людям так называемые обереги. Люди, побывавшие в других странах, стремились привезти оттуда что-то диковинное и памятное. Даже в варварском обществе существовал ритуальный обмен дарами. Всё это переросло в современную традицию дарить друг другу сувениры. Во многих странах, да и практически в каждой местности есть свои особенные предметы, с которыми ассоциируют эту местность, такие вещи чаще всего и становятся сувенирами.

Сувениры несут колорит места, в котором они были произведены и приобретены — эмблема города, герб или флаг страны, изображение памятного места и т. д. Это могут быть предметы, которыми славится местное производство, например, в России: матрёшки, дымковская игрушка (особенно свистулька), тульский самовар, ивановские ткани и изделия из них, оренбургские пуховые и павловопосадские набивные платки, гжельская и хохломская роспись, дулёвский фарфор, кольчугинские столовые приборы и т. д. В качестве сувениров (особенно в подарочной упаковке) туристами часто привозятся местные сладости, напитки и др. продукты питания.

Бывают как сувениры с простым качеством, не обладающие художественной ценностью (открытки, магниты на холодильник, брелоки, значки, сувенирные монеты, жетоны, тарелки, кружки, ложки, колокольчики и др. предметы с изображениями, фигурки, модельки, «снежные шары», поделки и т. п.), так и качественные образцы, предметы искусства (картины с изображением памятников культуры, статуэтки, изделия ручной работы).

Сувениры часто продаются в специализированных магазинах (souvenirs или gift shop — букв. магазин подарков), лавках, киосках, палатках, лотках. Некоторые виды «сувениров» запрещено вывозить из страны: например, из Египта нельзя вывозит кораллы, раковины и ракушки, из Таиланда — изображения Будды, из Австралии — аксессуары, сделанные из кожи местных рептилий, из ЮАР — привезти иглы дикобраза и изготовленные из них поделки, изделия из акульих зубов и слоновой кости и т.д.. Некоторые сувениры можно вывозить только при предъявлении чеков из магазинов: например, украшения из Турции стоимостью больше 15 тысяч долларов.

В последние годы во многих странах мира появилось понятие корпоративных сувениров-презентов (рекламных бизнес-сувениров), то есть подарочных изделий, которые изготовляются по заказу и преподносятся гостям и сотрудникам компании от руководства в честь юбилейных событий или приурочены к праздничным датам. В качестве таких сувениров большую популярность приобрели блокноты, ручки, сувениры лазерная графика (способ создания объёмного рисунка и название) в виде кристаллов с трехмерным графическим рисунком в объёме стекла, где в кристалле стекла сувенира лучом лазера выжигаются объемные названия и логотипы фирм, трехмерные изображения, символизирующие продукцию компании или объемное изображение здания компании.

Индустрия сувенирного бизнеса является одним из элементов туристического бизнеса и сопровождает последний практически по всему миру.

  • Сувенирный магазин (Париж)

  • Сувенирная лавка (Египет)

  • Сувенирный киоск (Евпатория)

  • Сувенирная палатка (Лондон)

  • Сувенирная палатка (Намибия)

  • Сувенирные лотки (Паленке)

  • «Русская матрёшка» (Санкт-Петербург)

  • Эстонские сувениры (Таллин)

  • Сувенирные статуэтки (Греция)

  • Витрина лавки сувениров в Таормине (Италия)