Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Стамбульские новости


«Стамбульские новости» — первая в истории всеобщей прессы русскоязычная еженедельная иллюстрированная газета, издававшаяся с 23 октября 1909 года по 4 июня 1910 года в столице Османской империи Константинополе (ныне Стамбул), Турция. Укоренившись в истории как газета, она, пожалуй в большей степени соответствует журналу сведения о котором под тем же названием встречаются в многочисленных архивных источниках.

Все её номера печатались в первой и единственной в Константинополе русской типографии расположенной в самом центре столицы Блистательной Порты в непосредственной близости к её древнейшей достопримечательности — Галатской Башни, сооруженной венецианцами в эпоху Римской империи.

Появление этого первенца в священном городе на берегах Босфора связано с переменами, как во внутренней политике самой Турции (младотурецкая революция), так и нового внешнеполитического курса, способствующего, как писал Чрезвычайный Императорский посол в Константинополе, гофмейстер Высочайшего Двора Н. В. Чарыков, — « осуществлению нашей общей Программы дружеского сближения двух держав.»

Целью создания газеты было «способствовать взаимовыгодному развитию культурных и экономических связей между Россией и Турцией». Выходила по пятницам. Её еженедельный тираж составлял 1 000 экземпляров. Всего вышло 33 номера. Главный редактор — российский государственный и общественный деятель, дипломат и публицист Джелал-Эд-Дин Коркмасов. Директор — Ахмед Джевад.

Газета распространялась в Турции, России, Болгарии и ряде стран Западной Европы. Финансировалась из личных средств Джелал-эд-Дина Коркмасова и некоторой споснсорской поддержки..

Её выход в свет вызвал большой резонанс в турецкой, европейской и российской прессе, приветствовавших благое начинание в деле развития просветительской мысли и пробуждения общественного сознания. Французское издание Revue du Monde musulman номером 11 за 1909 год посвятила этому событию отдельную статью профессора Сорбонны А. Слуша.

Российский Императорский посол в Османской империи — Н. В. Чарыков, пристально следивший за номерами газеты переправлявшейся им в Петербург, в депеше на имя министра иностранных дел А. П. Извольского, писал: «По-видимому, Коркмасов умеренных взглядов и человек больших дарований. (…) Я считаю его частную инициативу в журнальном деле предпочтительной казенному почину, и в данном случае думаю, что „Стамбульские новости“ будут способствовать осуществлению нашей Общей программы дружественного сближения с Турцией на почве культурных и экономических интересов.»

«На страницах еженедельника, — отмечает известный питерский ученый-востоковед А. Д. Желтяков, — печатали в русском переводе рассказы, очерки и стихи наиболее выдающиеся деятели культуры. Последние буквально благоволили к Дж. Коркмасову, как большому знатоку и тонкому ценителю культуры. Думается, что в самом наборе этих разнообразных материалов, посвященных жизни театра, музыкального искусства, новаторства в живописи и поэзии, отразился широкий культурный кругозор Дж. Коркмасова, который с малых лет увлекался литературой и ещё на школьной скамье читал произведения и древних греков, и французских просветителей, и русских классиков.»

Коркмасов по совету и при поддержке российского посла в Константинополе обращался к премьер-министру П. А. Столыпину о беспошлинном ввозе газеты в Россию.

Министр иностранных дел Александр Извольский основываясь на мнении посла Н. В. Чарыкова и обращении главного редактора Джелал-Эд-Дина Коркмасова направил премьер-министру и министру внутренних дел Петру Столыпину донесение от 5 декабря 1909 года, в котором содержалось ходатайство о поддержке газеты российским правительством.

В ответ в Министерство иностранных дел 28 января 1910 года поступило письмо, в котором говорилось, что министр финансов «не усматривал в действующих положениях о ввозе, финансово- возможным удовлетворить ходатайство проживающего в Константинополе русского подданного Джелал Эд-Дина Коркмасова».. «об освобождении газеты от гос.пошлины.»

Что, однако, противоречило мнению Министра Почт и телеграфов (1905—1913) Рос. Империи М. П. Севастьянова, очень благожелательно откликнувшегося на обращение к нему Тайного Советника П.Столыпина К. Аргиропуло и, ещё в письме от 30 декабря 1909 г. извещал его о том, что «по получении согласия Мин.фина, Управление почт и телеграфов не применит тут же сделать надлежащее по ведомству распоряжение.»

Следующий министр иностранных дел С. Д. Сазонов (бывший Российский посол в Ватикане) в своем письме от 23 февраля 1910 г. на имя министра финансов (позже Премьер-министр России) В. Н. Коковцова, характеризуя газету как «новый, высоко достойный орган отечественной печати», также ставил вопрос о всемерной поддержке к широкому открытию её подписки в российских почтовых учреждениях и, более того предоставлении льгот по беспошлинному ввозу.

Министерство Иностранных дел за подписью товарища Министра А.А. Нератова, целиком разделяя мнение своего посла и исходя из внешнеполитических интересов государства, опираясь на позицию Министерства почт и телеграфов " газета не встретит препятствий, если Вашему Высокопревосходительству угодно будет разрешить беспошлинный ввоз ее в Империю", вновь ходатайствовало к Мин. Финансов В.Н. Коковцову ( вскоре сменившего П.А. Столыпина на посту Премьера) настаивая на положительном разрешении вопроса.

В апреле 1910 года первый советник посла российского императорского посольства в Константинополе Сергей Боткин от имени чрезвычайного полномочного посла России в Турции Николая Чарыкова направил письмо в адрес вице-директора первого департамента и заместителя министра иностранных дел Aнатолия Нератова, скорого Министра МИДА, с просьбой разъяснить отказ в удовлетворении соответствующих ходатайств.

Однако, все усилия российского посольства в Константинополе, МИДа и ряда других министерств и ведомств российской империи, упорно отстаивавших интересы газеты и высоко отмечая деятельность её Главного редактора, должных результатов не принесли.

Несмотря на это, газета не только не прекратила свою деятельность, но и помимо удовлетворения растущего спроса в среде многочисленной русской колонии в Турции, активно расширила границы её распространения, имея в крупных городах рос. империи своих агентов на подписку; на Кавказе, в Поволжье, в Туркестане, на Украине, в Крыму, на Балканах и в странах Европы. В самом Константинополе, по сообщению газеты (№ 3, 15.01.1910 г.) подписка принималась в административном офисе редакции,35, rue Ahma Hamam Perra и книжном магазине «Otto Keil», Grande rue de Perra, 457.

Также, на что указывают отдельные сведения архивных дел из фонда департамента полиции, относящихся к деятельности " Константинопольских транспортных групп", газета доставлялась и в крупные портовые города, к примеру, Лос-Анжелес, США и др. Об этом же можно судить и по информации аналогичного характера из-за океана, размещавшейся на страницах " Стамбульских новостей." К примеру, она касалась; "Еженедельной, прогрессивной, политической, литературной и научно-популярной газеты " Великий Океан" издававшейся с 1909 г." Русским народным университетом" в Лос - Анжелосе под редакцией А.П. Щербакова и, по мимо, Лос-Анжелоса, распространявшейся в Канаде и Мексике. Самую негативную и, пожалуй, решающую роль в вопросе о ввозе газеты в пределы Российской империи сыграл Департамент духовных дел иностранных исповеданий( ДДДИИ) МВД российской империи. И в ней такая личность как руководитель этого Департамента и одновременно зам. Министра Внутренних дел А.Н. Харузин, выразитель крайне правых взглядов. Что касается состояния печати и отношение к прессе в самой Российской империи, то достаточно выразительно она отражена в обсуждаемом на ее же страницах проекте Закона о печати: " Мы говорим о свободе печати, но что же это за свобода, при которой действуют учреждения, деятельность которых направлена на бесконечное обуздание печати. По мимо Главного Управления по делам печати, нет числа разным цензорам, комитетам, департаментам, инструкторам. На сколько свобода печати дает силу в деле развития прочных основ цивилизации, настолько гибельным является для цивилизации отсутствие этой печати." ( ГАРФ, ф.102, ДПО, 1913, д.74 т.3 (1),с.108)

Благодаря усилиям ДДДИИ российской империи, выпуск газеты, издание которой встретило восторженные отзывы прогрессивной общественности передовых стран и в самой России, на территории России, как пропагандирующей прогрессивные перемены в новой Турции, извращая суть и скрывая истинные мотивы, было решено прекратить под предлогом — де «паносманской пропаганды» в газете.

Но, выпуск газеты в Константинополе продолжался. По сообщению департамента полиции Дж. Коркмасов в марте 1910 г. предпринял поездку на родину в Дагестан и Закавказье.

В результате, как сообщалось о том в сдвоенном номере газеты ( №№ 21-22) за 21-28 мая 1910 г.), к примеру, в Баку, по мимо того, что подписка на газету до сих пор осуществлялась по ул. Карантийная,9- " агентом по сбору объявлений для газет и журналов: Кавказа, Закавказья, Туркестана и Персии - Георгием Николаевичем Яковлевым", был также открыт пункт со спец. агентом И. Ашурбековым. Объявление того же номере показывает довольно широкую географию подписки на газету в пределах Российской Империи; - в Одессе на ул. Дерибасовской, 23 в книжном магазине "Труд", - в Киеве на Крещатике, 33 в книжном магазине Н. Оглобина, - в Коканде ( Ферганской обл.) в книжном магазине " Кашифия", - в Ялте в книжном магазине А. Синани, - в Казани в книжной торговле " Маариф".

И это, помимо того, что все её номера исправно поступали в столицу Российской Империи — Петербург.

Кредо редакционной политики «Стамбульских новостей»"; -"наиболее полно, объективно и всесторонне знакомить читателя с происходящими процессами",оставалось неизменным. Отношение к политики младотурок от изначально одобрительного эволюционирует к их критики. Цензура, введенная при Чрезвычайном положении, установленного в марте 1909 г. в ходе попытки гос. переворота, затеянного сторонниками султана Абдул-Гамида - П и осуществлявшаяся военными ведомствами, сохранялась и после подавления мятежа. Давление на оппозиционную печать росло. Многие прогрессивные издания подверглись гонениям и стали закрываться. В этих условиях, симпатии редакции "Стамбульских новостей", сохранявшей приверженность демократической традиции была целиком на стороне турецких прогрессивных изданий. Подвергая критики текущую политику младотурок, она ставила под сомнение продекламированные ими с приходом к власти в 1909 г свободы; слова, печати, собраний, искренность намерений в устранении национальных, социальных и религиозных неравенств". Газета обращала внимание на тяжелое положение и условия жизни в провинции империи, буксующие реформы в других сферах и областях деятельности и др. вопросы.

В начале июня 1910 г., редакция газеты, обещавшая своему читателю льготные условия подписки до конца текущего и, даже, на будущий 1911 год, без заблаговременного уведомления своего читателя, которого, как видно из газеты, она всегда извещала во время о своих намерениях, неожиданно, потому как в предыдущем номере публиковались статьи « с продолжением», свою деятельность прекратила. Очередной номер, ожидавшийся 11 июня не вышел.

Последний номер газеты датированный 4 июня, содержал ряд публикаций, уведомлявших читателя о их продолжении в следующих номерах. К, примеру, как « продолжение время от времени публикаций» в цикле статей на историческую тему «Воспоминаний» Фахретдина Ниязи-бея,- героя младотурецкой революции « фракийского льва», провозглашенного народом «героем свободы» и, заметим по случаю, с 1912 г. Чрезвычайного Уполномоченного Посла Османской Империи в С. Петербурге. Это, говорит в пользу того, что ещё за несколько дней до выхода очередного номера ничто не предвещало о негативном развитии событий. Политическое решение редакции о прекращении деятельности газеты, по всей вероятности, было принято по получении экстренного тревожного сообщения. О его недвусмысленности в условиях складывающихся отношений власти к демократической прессе, можно достаточно безошибочно предполагать..

По наиболее очевидной версии, основанной на материалах архивных дел, это могло произойти по получении Дж. Коркмасовым своевременной информации из Министерства Юстиции от работавшего там в Комиссии по реформе Законодательства, его соплеменника, друга,сокашника по Сорбонне и единомышленника - князя Р-Х. Капланова. Или из других не менее надежных источников. К примеру, от влиятельных и выдающихся деятелей младотурок,- по сведениям департамента рос. империи,- " относящихся к Коркмасову,как к личности пользующейся большим уважением и авторитетом." Это могли быть, такие прогрессивные общественные и государственные деятели, как президент Оттоманского парламента доктор Ахмед Риза -бей, профессор Ахмед-Саиб Каплан ( дагестанец), с давних времен стоявших в оппозиции к султанской власти, игравшие видную просветительскую и руководящую роль в эмиграции за восстановление в Османской империи Конституционного строя и хорошо знавшие Дж.Коркмасова по Парижу.

В газете публиковались такие видные деятели, как Исмаил Кемали, Гусейн Джавид, Алексей Ширинский. В литературном отделе свои стихи и новеллы Тевфик Фикрет, Ахмет Мидхат, Ахмед Хикмет, Халидэ- Эдип, Нежданов, А-С. Капланов, Д. Нури, Мариам-Ханум и другие..

На её страницах размещались работы иностранных авторов, писателей, востоковедов, журналистов, побывавших в Блистательной Порте, произведения которых с большим интересом встречались турецкой публикой; Анри Тюро, Поль Фаркас, Жан Родом, Марсель Тинэр. Целый ряд статей подписано псевдонимами или инициалами, за которыми очевидно кроются; Р-Х. Капланов, Мария Вацлавовна Скоковская, совсем нередко сам Коркмасов, выступавший с политическими итогами, по вопросам экономики, о вооруженных силах Османской империи (истории и значении армии в истории государственного строительства), роли и положения политических партий после подавления реакции и установления Конституционного строй и др.

Таким образом, — как пишет в статье «Газета „Стамбульские новости“ — её роль и место в истории всеобщей прессы», внук Дж. Коркмасова — А. Коркмасов — известный ученый, исследователь вопросов общественного-политической истории через призму жизни и деятельности Дж. Коркмасова, опубликовавший ряд замечательных работ по этой тематике: «если, — отмечает он, — у истоков развития журналистики на турецкой земле в истории всеобщей прессы стоит османская газета на французском языке „Moniteur Ottoman“, ставшая выходить в Константинополе в 1831 году, предварившая выпуск первой газеты на турецком языке „Таквим и Векаи“ (Takvim Wekahi») в 1832 г., после которой 20-летие спустя появилась первая английская газета «Docheridei Hawadis» («Сборник новостей»), а до конца ХІХ — го столетия выстроилась дружная и четкая череда этих изданий из представителей прессы других европейских государств, ТО ХХ-ый ВЕК ЗНАМЕНОВАЛСЯ выходом в свет на турецкой земле первой в истории всеобщей прессы русскоязычной газеты — «СТАМБУЛЬСКИЕ НОВОСТИ» и, — как отмечает петербургский востоковед проф. А. Д. Желтяков, — « …являвшейся важным источником по экономике, общественной и культурной жизни страны, политике её правящих кругов, ставившей своей целью защиту прав трудящихся и их интересов, без различия их религий и национальностей.» и, «современный историк, — резюмирует профессор, — отмечает с благодарностью большой труд Джелал-Эд-Дина Коркмасова, который внес неоценимый вклад в дело политического просвещения, взаимного ознакомления и культурного сближения народов России и Турции».

31 октября 2018 г. на пленарном заседании Международной научной Конференции в г. Москве, посвященной 200-летию Института Востоковедения РАН, был сделан, блестящий по своей новизне, доклад (А.Д-Э. Коркмасов), посвященный Дж. КОРКМАСОВУ: " Первая русскоязычная газета в Турции «Стамбульские новости». Программа Международной научной Конференции — Классическое востоковедение: источниковедение, архивистика, археология., Москва, 30 октября — 1 ноября 2018 г.

  • 31 октября 2019 г. в актовом зале Центрального Государственного Архива Республики Дагестан (ГКУ ЦГА РД, дир. Бекаева О. В.) была открыта выставка, посвященная 110-летию со дня выхода в свет русскоязычного первенца в Турции, газеты «Стамбульские новости», издававшейся под редакцией Джелал-Эд-Дина Коркмасова в Константинополе (1909—1910 гг.). Открытие выставки, посвященной истории и судьбе газеты, совмещалось с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ коллекции документов, преподнесенных Архиву в дар, внуком Дж. Коркмасова, известным исследователем и публицистом [[Коркмасов, Анатолий Джелал-Эрастович|А. Коркмасовым], ставших результатом его научных изысканий в Российских и зарубежных архивах; Москва; ГАРФ, АВП РИ, РГАСПИ, С-Петербург; РГИА, Институт восточных рукописей РАН РФ, Османского Архива, Российской Государственной библиотеки (РГБ, бывшей ленинки), Центральной Государственной Исторической Публичной библиотеке (ЦГИПБ) и др. Таким образом, сосредоточение этой коллекции в данном научном Центре (ГКУ ЦГА РД) именно на родине Дж. Коркмасова, всего что имеет отношение к этому культурному памятнику всемирно-исторического значения, созданы комфортные условия для исследователей Республике и за её пределами.