Леонид Николаевич Андреев (9 [21] августа 1871, Орёл, Российская империя — 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия) — русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Один из пионеров цветной фотографии в России.
Андреев считается[кем?] родоначальником русского экспрессионизма. Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений.
Биография
Детство
Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожд. Пацковской) (ум. 1920) — дочери польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в Орловской классической гимназии (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.
Юность
Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.
Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».
Л. Андреевработа И. Репина, 1904
В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.
В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 года. Работал помощником присяжного поверенного Московского судебного округа. В 1897 году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.
Первая русская революция и довоенные годы
Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь».
В 1902 году Андреев женится на Александре Велигорской — внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:
«Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел — жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один — больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. <…> И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить. Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было мое одиночество перед ярким солнцем. <…> Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле — если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своём безысходном одиночестве…».
— Андреев Вадим. Детство, с. 156—159
В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.
В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 9 февраля к нему на квартиру прибыл для принятия участия на состоявшемся съезде районных представителей член Центрального Комитета РСДРП — Щеколдин Ф. И., где был арестован с Андреевым. 10 февраля был посажен в Таганскую тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.
В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).
Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 — до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году — Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.
В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.
С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».
Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».
В годы Первой мировой войны стал ведущим сотрудником журнала «Отечество» издателя Зиновия Гржебина.
Первая мировая война, революция 1917 года и смерть писателя
Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:
«Победить Германию необходимо — это вопрос жизни и смерти не только для России — величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств. <…> Разгром Германии будет разгромом Всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций».
— Интервью газете «Нью-Йорк Таймс», сентябрь 1914 года
Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова. Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».
После Февральской революции 1917 года входил в редакционный Совет реакционной газеты «Русская воля».
Октябрьскую революцию не принял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).
«Все мои несчастья сводятся к одному: нет дома. Был прежде маленький дом, дача в Финляндии, и большой дом: Россия с её могучей опорой, силами и простором. Был и самый просторный дом — искусство-творчество, куда уходила душа. И все пропало. Вместо маленького дома — холодная, промерзлая, оборванная дача с выбитыми стеклами, а кругом — чужая и враждебная Финляндия. Нет России…».
— Кен Л., Рогов Л. «Жизнь Леонида Андреева, рассказанная им самим и его современниками»
12 сентября 1919 года в 18 часов Леонид Андреев скоропостижно скончался от паралича сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга — врача и литератора Ф. Н. Фальковского. Был похоронен в Мариоках, рядом с могилой Марии Крестовской, дочерью В. Крестовского. В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище.
С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-музей Леонида Андреева. С 2015 года функционирует веб-сайт дома-музея.
Был активным членом Терийокского яхт-клуба, владел несколькими катерами.
Творчество, основные идеи
Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»).
«„Рассказ о семи повешенных“, написанный накануне окончательного переезда в Ваммельсуу и первый раз прочитанный на публике в апреле 1908 года, является иллюстрацией данного тезиса. Многоакцентное восприятие последних дней жизни семи заключенных, приговоренных к смертной казни и связанных темой преступления совершенного или задуманного (можно вспомнить заключение автора в Таганской тюрьме и скрытое участие в восстании русского гарнизона в Гельсингфорсе); абсолютно равноценные кругозоры героев, эволюция внешняя и внутренняя каждого из них — все это в итоге складывается в единство полифонического рассказа… В рассказе есть несколько деталей, тесно связанных с Финляндией. Это железная дорога, которая раньше вела Сергея Головина на дачу, а теперь — на виселицу. И, главное, запах моря, точно указывающий на местоположение героев. Свобода и Финляндия в понимании поколения Л. Андреева во многом синонимичны (до событий 1917 года), и смерть неудавшихся революционеров именно на границе с Великим княжеством представляется неслучайной».
— Востров А. Граничный эффект или жизнь за границей? Диалог «своего» и «чужого» в финский период жизни Леонида Андреева // Вопросы литературы, 2018-2, с. 167—168
В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Пришествие Сатаны состоялось, но он постепенно «вочеловечивается» — деяния его подчиняются страстной и обманутой любви к Марии. Напротив, поступки её отца Магнуса автор показывает сверхсатанинскими — продуманными и бесчеловечными, являя пропасть между человеком и его поступками.
Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.
Произведения
Рассказы
Пьесы
- 1906 — К звёздам
- 1907 — Жизнь человека
- 1907 — Савва
- 1908 — Царь Голод
- 1908 — Чёрные маски
- 1909 — Анатэма
- 1909 — Дни нашей жизни
- 1910 — Анфиса
- 1910 — Gaudeamus
- 1911 — Океан
- 1912 — Екатерина Ивановна
- 1912 — Профессор Сторицын
- 1913 — Прекрасные сабинянки
- 1913 — Не убий
- 1914 — Мысль
- 1914 — Самсон в оковах
- 1915 — Тот, кто получает пощёчины
- 1915 — Реквием
- 1917 — Милые призраки
- 1922 — Собачий вальс
Романы и повести
- 1903 — Жизнь Василия Фивейского
- 1904 — Красный смех
- 1907 — Иуда Искариот
- 1908 — Мои записки
- 1908 — Рассказ о семи повешенных
- 1911 — Сашка Жегулёв
- 1916 — Иго войны
- 1919 — Дневник Сатаны
Дети
- Вадим Леонидович (1902—1976) — поэт, общественный деятель.
- Даниил Леонидович (1906—1959) — поэт, прозаик, философ-мистик.
- Савва Леонидович (1909—1970) — художник, артист балета.
- Вера Леонидовна (1910—1986) — прозаик, мемуарист.
- Валентин Леонидович (1912—1988) — художник, хореограф, литератор, переводчик.
Адрес в Орле
- 1871—1891 — родовой дом семьи Андреевых — 2-я Пушкарная ул., 41
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
- 1907—1908 — доходный дом К. Х. Гельдаля, Каменноостровский проспект, 13.
- после 1907 — загородная дача «Белая ночь» (вилла «Аванс») в деревне Ваммелсу, на берегу Ваммельйоки (Чёрной речки). Построена по проекту архитектора Андрея Оля по собственным эскизам писателя, в 1924 году была продана на снос вместе с участком земли.
- 1914—1917 — доходный дом К. И. Розенштейна, Большой проспект Петроградской стороны, 75.
- 1917 — Дом Адамини, наб. реки Мойки, 1.
- до 1918 — дом в посёлке Вохнала.
Экранизации и инсценировки произведений
- 1912 — «Анфиса» (Андреев был также автором сценария фильма)
- 1914 — «Дни нашей жизни»
- 1915 — «Екатерина Ивановна»
- 1916 — «Мысль»
- 1916 — «Тот, кто получает пощечины» (Российская Империя)
- 1919 — «Савва»
- 1920 — «Рассказ о семи повешенных» (фильм не сохранился)
- 1921 — «Голод»
- 1924 — «Тот, кто получает пощёчины» (США)
- 1928 — «Белый орёл» (по повести «Губернатор»)
- 1968 — «Баллада о семи повешенных»
- 1987 — «Христиане»
- 1988 — «Любовь к ближнему» (по рассказам «Монумент» и «Любовь к ближнему»)
- 1988 — «В одной знакомой улице…» (по рассказу «Иван Иванович»)
- 1989 — «Зверь ликующий» (короткометражный, по мотивам рассказа «Бездна»)
- 1990 — «Очищение»
- 1991 — «Пустыня» (по рассказам «Иуда Искариот» и «Елеазар») (СССР)
- 1991 — «Губернаторъ»
- 1992 — «Тьма»
- 1992 — «Ночь грешников» (по рассказу «Тьма») (тж. под названием «Высшая истина бомбиста Алексея»)
- 1995 — «Бездна»
- 1997 — «Ах, зачем эта ночь…» (Россия, США)
- 2008 — «Ангелочек» (Россия)
- 2009 — «Бездна» (Россия)
- 2009 — «Бездна» (Россия, короткометражный)
- 2013 — «Иуда» (Россия, полнометражный, по повести «Иуда Искариот»)
- 2016 — «Губернатор» (по одноимённому рассказу, Россия, спектакль Андрея Могучего в БДТ)
Память
- В Орле: имя Леонида Андреева носит улица; 21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея писателя, в доме № 41 по 2-й Пушкарной улице открылся музей писателя; филиал № 5 централизованной библиотечной системы города Орла носит имя Леонида Андреева; установлен памятник Леониду Андрееву.
- Имя Леонида Андреева носит улица в Калининграде.
- В 2014 году в Москве был учреждён Московский Театр им. Леонида Андреева.
- Мемориальная доска на доме в Петербурге, где жил Леонид Андреев в 1907—1908 годах, установлена в 2003 году (Каменноостровский пр., 13 / Дивенская ул., 2)
Издания
- Андреев Л. Рассказы. В 2 т. — СПб.: Знание, 1906
- Леонид Андреев. Полное собрание сочинений. тт. I—VIII. СПб, изд. А. Ф. Маркса, 1913.
- Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 17 т. — СПб.: Просвещение, 1911—1917
- Андреев Л. Н. Повести и рассказы. — М.: ГИХЛ, 1956 (другие издания 1957, 1959)
- Леонид Андреев. Повести и рассказы в двух томах. — М.: ИХЛ, 1971. (Т. 1: 1898—1906; Т. 2: 1907—1919)
- Андреев Л. Н. Драматические произведения в 2 т. — Л.: Искусство, 1989. (Т. 1.: К звездам, Савва, Жизнь человека, Царь Голод, Анатэма, Океан; Т. 2.: Дни нашей жизни, Екатерина Ивановна, Каинова печать, Мысль, Самсон в оковах, Собачий вальс, Тот, кто получает пощечины, Реквием)
- Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 6 т. — М.: Художественная литература, 1990—1996
- Андреев Л. Н. S. O. S.: Дневник (1914—1919). Письма (1917—1919). Ст. и интервью (1919). Воспоминания современников (1918—1919). М.; СПб.: Феникс, 1994. — 598 с. — ISBN 5-85042-042-8
- Андреев Л. Н. Статьи о литературе и искусстве // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Художественная литература, 1996. Т. 6 / Сост. и подгот. текста В. А. Александровой и В. Н. Чувакова, коммент. Ю. Н. Чирвы и В. Н. Чувакова. — С. 389—714.
- Андреев Л. Н. Иуда Искариот и другие / Ил. А. Зыкиной. — СПб.: Вита Нова, 2009. — 592 с. — ISBN 978-5-93898-216-1.
- Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 6 т. — М.: Книжный клуб Книговек, 2012.
- Андреев Л. Н. Полное собрание сочинений в 23 т. — М.: Наука, 2007 — наст. вр.