Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Украина и Европейский союз


Украина — участник программы Евросоюза «Восточное партнёрство» (с 2009 года). В 2014 году Украина и Евросоюз подписали Соглашение об ассоциации, заменившее прежнее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и Украиной.

Евросоюз является для Украины важным экономическим партнёром. В 2015 году на Евросоюз пришлось 34 % всего украинского экспорта и 41 % украинского импорта товаров.

В феврале 2019 года Верховная рада юридически закрепила в Конституции Украины курс на вступление в НАТО и Евросоюз. В преамбуле Конституции была закреплена формулировка о «европейской идентичности украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса Украины», а в ст. 102 полномочия главы государства были расширены: он стал «гарантом реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора».

История евроинтеграции Украины

Европейское сообщество и постсоветские государства

Со второй половины 1980-х годов Европейское сообщество начало готовиться к переходу на новый уровень взаимодействия в рамках единой Европы — созданию Европейского союза. С конца 1980-х годов началось активное формирование единых европейских подходов к мировым проблемам, в том числе к демократическим преобразованиям в социалистических странах Восточной Европы и СССР и развитию политического диалога с восточными соседями.

2 декабря 1991 года Еврокомиссия признала демократический характер всеукраинского референдума, а Европейский совет, собиравшийся 9—10 декабря в Маастрихте (после подписания Беловежских соглашений), выразил желание развивать взаимоотношения с Белоруссией, Украиной и Россией, «свободно и мирно выразившими свою волю к полной суверенизации».

23 декабря 1991 года Западноевропейский союз приветствовал создание СНГ и подтвердил готовность признать суверенитет всех новых независимых республик при соблюдении ими специально разработанных Советом ЕС критериев, включая принятие обязательств по разоружению и нераспространению ядерного оружия.

В то же время, среди государств, возникших на территории бывшего СССР, основным партнёром в отношениях с мировым сообществом считалась Российская Федерация. Готовность России выступить правопреемником СССР вызвала положительную оценку единой Европы. При этом европейское сообщество приоритетной считало задачу интеграции с государствами Восточной Европы — бывшими участниками социалистического блока. Что же касается европейской части постсоветского пространства, то на неё распространялась цель стабилизации обстановки на европейском континенте через осуществление программ технической и финансовой помощи (прежде всего программы ТАСИС, инициированной в 1991 году).

Европейские политики не стремились к принятию долгосрочных политических решений в отношении бывших советских республик. В своих воспоминаниях тогдашний министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко так описывал сложившуюся в период президентства Леонида Кравчука ситуацию: «На определённом этапе дискуссий относительно европейского будущего Украины у меня начало складываться впечатление, что для многих европейцев, включая политиков, <Берлинская> стена не исчезла, она лишь передвинулась на границу с Украиной».

Весной 1992 года Еврокомиссия приняла директиву о начале переговоров по подготовке соглашений о сотрудничестве с Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной.

Руководство Украины с самого начала заявляло, что рассматривает евроинтеграцию как приоритетное направление внешней политики страны. Уже в постановлении Верховной Рады Украины от 2 июля 1993 г. «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Украины» утверждались приоритет европейского вектора и стремление добиваться вступления в Европейский союз.

Однако общеевропейская политика в отношении Украины до 1994 года отличалась декларативностью и крайней размытостью формулировок. В ней отражались опасения европейских политиков по таким проблемам, как нежелание украинского руководства идти на компромисс по поводу ядерного оружия на украинской территории, отсутствие прогресса в вопросе о закрытии Чернобыльской АЭС, нарастание конфронтации Украины с Россией — основным партнёром Европы на постсоветском пространстве, высокая степень экономической нестабильности на Украине.

Лишь в 1994 году, после того как в начале года разрешился принципиальный вопрос о вывозе ядерного оружия бывшего СССР с территории независимой Украины и её присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерного государства, единая Европа сделала первый конкретный шаг в развитии отношений с Украиной. 14 июня 1994 года между Украиной и Европейским союзом было подписано базовое Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве.

Этому сдвигу способствовало избрание на пост президента Украины Леонида Кучмы, который в сравнении с представителем партийной номенклатуры Леонидом Кравчуком воспринимался в Европе как молодой энергичный политик и крупный руководитель-производственник. Активная реформаторская деятельность, которую Леонид Кучма развернул на президентском посту, способствовала поддержанию этого имиджа. Немаловажно, что новый президент обещал снизить уровень противостояния в российско-украинских отношениях, что представляло для Европы значительный интерес.

Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (1994—2008)

В течение длительного времени правовой основой отношений между Украиной и Европейским союзом являлось Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве от 1994 года, вступившее в силу в 1998 году и действовавшее до 2008 года. Это соглашение положило начало сотрудничеству по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов.

28 ноября 1994 года Совет Евросоюза принял Общую позицию по Украине. В качестве приоритетных направлений в отношениях с украинским государством было названо развитие тесных политических взаимоотношений с Украиной и выведение украино-европейского взаимодействия на новый уровень; «поддержание демократии» на Украине посредством консультирования по вопросам разработки нового законодательства и практической поддержки при становлении демократических институтов; поддержка рыночных реформ и оказание помощи в стабилизации украинской экономической системы.

В 1995 году Экономический и социальный комитет ЕС принял и опубликовал Заключение по поводу отношений ЕС с Россией, Украиной и Белоруссией. В данном документе содержались рекомендации и замечания касательно европейской политики в отношении этих государств — в первую очередь, относительно их стремления войти в состав единой Европы. Авторы документа признавали, что, действительно, в соответствии с Договором о Европейском союзе любое «европейское» государство может претендовать на членство в нём, но поясняли, что «данное выражение включает географический, исторический и культурный элементы, из которых складывается европейская идентичность», — поэтому государства-претенденты должны осознавать проблемы, которые может создать присоединение к Европейскому союзу. Кроме того, самому Евросоюзу требовалось время на адаптацию к новым условиям. В связи с этим Комитет не поддержал призывы к быстрому расширению на восток и массовому принятию в Евросоюз новых членов без наличия необходимых условий.

К середине 1990-х политика некоторых европейских государств в отношении независимой Украины изменилась. Так, в ноябре 1994 года канцлер ФРГ Гельмут Коль назвал Россию и Украину приоритетными партнёрами Германии на постсоветском пространстве.

Постепенная трансформация взглядов на Украину отражалась и на общеевропейском уровне. 22 ноября 1996 года Еврокомиссия представила на рассмотрение Европарламента План действий по Украине. Еврокомиссия предложила продолжить поддержку демократических преобразований на Украине и развивать с ней партнёрские отношения, не давая при этом украинскому руководству однозначного ответа по поводу места Украины в Европе. В целом концепция Плана действий по Украине повторяла положения Общей позиции 1994 года. Среди основных направлений помощи украинскому государству были названы поддержка экономической реформы на Украине и трансформации украинского общества, введение Украины в европейскую систему безопасности и расширение регионального сотрудничества, углубление договорных отношений и реформа энергетического сектора. В Плане действий предусматривалось увеличение количества политических контактов всех уровней, включая проведение многосторонних встреч; расширение политического диалога по вопросам безопасности и выработка совместных с Украиной ориентиров в сфере международных отношений на основе общих интересов; углубление контактов с Западноевропейским союзом и взаимодействия в рамках ОБСЕ для постепенной интеграции Украины в европейскую систему безопасности. Одобрение Европарламента этот документ получил только весной 1998 года, после вступления в силу Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной. План действий по Украине 1996 года констатировал включение Украины в сферу интересов европейской внешней политики в качестве самостоятельного субъекта. Намечая для Украины пути реформирования для приближения к европейским стандартам, документ, однако, не оговаривал ни сроки, ни формы, ни даже возможность вступления Украины в Европейский союз.

Евроинтеграция во внешнеполитических планах украинского руководства

В июле 2002 года Украина получила «специальный статус соседа», предусматривающий облегчение режима контролируемой миграции. Во время посещения Италии 27-28 ноября 2002 года в Риме президент Украины Леонид Кучма призывал Европейский союз определить место и роль Украины в будущей Европе — по его словам, «страна в условиях неопределённости жить не может». Тогдашний президент Еврокомиссии Романо Проди заявил, однако, что Украине нет места в расширенном ЕС; тот же факт, по словам Проди, что украинцы или армяне чувствуют себя европейцами, ничего для него не означает, потому что точно так же европейцами чувствуют себя новозеландцы.

В 2002 году президент Украины Кучма обозначил цель подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС и таким образом формально начал процесс евроинтеграции. В 2004 году Украина начала выполнять план «Путём европейской интеграции», рассчитанный до 2015 года и направленный на создание условий для вступления в ЕС. В 2004 году Европейская комиссия приняла план действий ЕС — Украина по углублению сотрудничества, в частности, в таких сферах, как энергетика, транспорт, окружающая среда, облегчение визового режима и т. п.

С приходом к власти Виктора Ющенко в начале 2005 года евроинтеграционные процессы были обозначены как приоритеты внешней политики Украины на ближайшие годы, однако процесс сдвинулся с места лишь в 2007 году, когда встал вопрос о заключении более широкого соглашения между Украиной и ЕС.

С 2007 года Еврокомиссия начала переговоры с Украиной о новом базовом соглашении — «об ассоциации Украины и Европейского союза». В 2008 году начались переговоры по подготовке соглашения об углублённой и всесторонней зоне свободной торговли (DCFTA) как части Соглашения об ассоциации.

В мае 2009 года Украина, наряду с пятью другими бывшими советскими республиками, начала участие в новой инициативе Евросоюза — «Восточное партнёрство», главной целью которой декларировано «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнёрами» путём содействия политическим и социально-экономическим реформам в странах-участницах «Восточного партнёрства». Основными приоритетами реформ в странах-партнёрах и их сотрудничества с ЕС названы следующие области:

  • демократия, совершенствование системы управления и обеспечение стабильности;
  • экономическая интеграция и конвергенция с отраслевой экономической политикой ЕС, включая создание зон свободной торговли;
  • энергетическая безопасность;
  • развитие контактов между людьми (либерализация визового режима и усиление борьбы с незаконной миграцией).

Виктор Янукович, вступивший на пост президента Украины в марте 2010 года, продолжил движение Украины в сторону евроинтеграции. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев заверял, что «стремление к полномасштабному сближению с ЕС остаётся неизменным стратегическим приоритетом развития Украины и одним из ключевых вопросов национальной безопасности».

На саммите «Украина — ЕС» в ноябре 2010 года был подписан протокол к Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве по основным принципам участия в программах Евросоюза, который предусматривал, что представители Украины смогут принимать участие в статусе наблюдателей в программах ЕС, а также входить в состав руководящих комитетов тех программ, которым Украина будет оказывать финансовую поддержку. В феврале 2011 года Украина стала полноправным членом Европейского энергетического сообщества, целью которого является создание единого рынка электроэнергии и газа стран ЕС и Юго-Восточной Европы.

В дальнейшем, однако, арест лидера украинской оппозиции Юлии Тимошенко в августе 2011 года и судебный приговор по делу против неё, оглашённый в октябре того же года, вызвали однозначно негативную реакцию как США, так и Евросоюза.

Текст нового документа был окончательно согласован ещё в ноябре 2011 года, но в связи с осложнившимися отношениями между Евросоюзом и Украиной его подписание несколько раз откладывалось, при этом Евросоюз выдвинул украинскому руководству ряд предварительных условий. Лишь 30 марта 2012 года главами делегаций Украины и Евросоюза было парафировано Соглашение об ассоциации, 19 июля 2012 года — Соглашение об углублённой и всесторонней зоне свободной торговли.

В июле 2012 года Украина и ЕС договорились о внесении дополнений в соглашение об упрощении визового режима. В марте-апреле 2013 года Верховная рада Украины и Европарламент ратифицировали эти договорённости.

Несмотря на критику ситуации на Украине, звучавшую со стороны Евросоюза в течение всего года, 10 декабря 2012 года Совет иностранных дел Евросоюза одобрил заключение относительно Украины, в котором выразил готовность подписать Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС на саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе в ноябре 2013 года при условии, что Киев продемонстрирует решительные действия и ощутимый прогресс в реформировании избирательного законодательства, решении проблемы выборочного правосудия и продолжении реформ.

18 ноября 2013 года состоялось заседание Совета Евросоюза на уровне министров иностранных дел, на котором планировалось принять окончательное решение, подписывать ли Соглашение об ассоциации с Украиной на саммите в Вильнюсе 28-29 ноября. Совет не смог принять решения, поскольку Украина не выполнила предъявлявшиеся к ней требования, — при этом было указано, что двери для Украины остаются открытыми.

21 ноября 2013 года Кабинет министров Украины сообщил о приостановке подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС:

С целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности Украины, более детального изучения и проработки комплекса мероприятий, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объёмов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами — членами Содружества Независимых Государств, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и государствами-членами Европейского союза… приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, и действие решения Кабинета Министров Украины от 18 сентября 2013 г. «О подготовке к подписанию проекта Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом и его государствами-членами, с другой стороны».

Вице-премьер Украины Юрий Бойко заявил, что переговоры об ассоциации будут приостановлены до тех пор, пока не разрешится вопрос о предоставлении со стороны Евросоюза компенсаций от потерь Украины, которые могут произойти от снижения торговли с РФ и другими странами СНГ в случае подписания Украиной этого соглашения. Иначе экономика Украины очень серьёзно пострадает и это отразится на уровне жизни населения.

29 ноября, выступая на Вильнюсском саммите «Восточного партнёрства», президент Украины Виктор Янукович заявил, что Украина сохраняет приверженность идеям евроинтеграции и намерена в ближайшем будущем подписать соглашение об ассоциации с ЕС, но прежде этого ожидает от руководителей Евросоюза и связанных с ним организаций «решительных шагов навстречу Украине в вопросе разработки и реализации программы финансово-экономической помощи с использованием всех имеющихся механизмов и ресурсов как институтов, так и государств — членов ЕС». Среди таких шагов Виктор Янукович назвал организацию программ бюджетной помощи со стороны ЕС и МВФ, пересмотр торговых ограничений на импорт украинской продукции, участие ЕС в реконструкции украинской газотранспортной системы и отказ стран-членов ЕС от участия в проектах по строительству систем транспортировки газа в обход Украины, а также урегулирование проблем и противоречий с Россией и другими странами Таможенного союза. В завершение Янукович выразил надежду, что Украина сможет подписать соглашение об ассоциации с ЕС уже на следующем саммите «Восточного партнёрства».

Решение кабинета министров вызвало массовые протесты в Киеве и ряде регионов Украины, что привело к отставке правительства Николая Азарова, а впоследствии — к полной смене власти (см. Политический кризис на Украине (2013—2014)).

2 марта 2014 года новое руководство Украины распорядилось возобновить процесс подготовки к подписанию соглашения.

Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом (c 2014 года)

21 марта представители ЕС и Арсений Яценюк подписали политический блок Соглашения — ту часть документа, которая касается политического взаимодействия, вопросов безопасности и борьбы с терроризмом. Согласно подписанному документу, политический диалог должен вестись в рамках совета ассоциации на уровне министров иностранных дел и экспертов. В сфере внешней политики предусмотрено партнёрство в области урегулирования региональных конфликтов, участие Украины в гражданских и военных операциях ЕС по преодолению кризисных ситуаций, а также в учениях и тренировках.

Подписание экономического раздела было отложено из-за опасений, что создание зоны свободной торговли может привести к отрицательным последствиям для промышленных регионов страны. Экономическая часть Соглашения была подписана через три месяца, 27 июня 2014 года представителями ЕС и Петром Порошенко. Она предусматривает создание зоны свободной торговли и затрагивает такие вопросы, как доступ на рынки, торговля энергоносителями, сотрудничество в сфере сельского хозяйства, транспорта, металлургии, космоса, научных исследований, туризма, предпринимательской деятельности, защита интеллектуальной собственности, порядок рассмотрения споров и условия налогообложения.

16 сентября 2014 года Верховная рада одобрила законопроект о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, который в тот же день был подписан президентом Петром Порошенко.

Трёхсторонние переговоры

В июле 2014 года в Брюсселе начались трёхсторонние переговоры РФ, ЕС и Украины по реализации Соглашения об ассоциации Евросоюза и Украины, на которых стороны приступили к обсуждению практических вопросов реализации соглашения о свободной торговле, входящего в экономический блок Соглашения об ассоциации, в контексте его влияния на торговлю между Россией и Украиной

12 сентября 2014 года на трёхсторонних переговорах Украина-Россия-ЕС была достигнута договорённость об отсрочке имплементации соглашения о создании глубокой всеобъемлющей зоны свободной торговли в рамках ассоциации Украины с ЕС до, как минимум, конца 2015 года и о сохранении на протяжении этого срока режима свободной торговли в рамках СНГ. До этого времени Евросоюз сохранит право беспошлинного доступа для украинских товаров на европейский рынок, а европейский экспорт на Украину продолжит облагаться пошлинами. Трёхсторонние консультации продолжатся, Россия и Украина сохранят режим свободной торговли в рамках СНГ. Россия настаивала на том, чтобы договорённость об отсрочке имплементации соглашения об ассоциации Украины с ЕС была оформлена актами Верховной рады и Еврокомиссии. Россия предупредила, что в случае «ползучей» имплементации соглашения Украина-ЕС это будет рассматриваться как нарушение договорённостей, и РФ оставляет за собой право снять режим преференциальной торговли с Украиной.

Трёхсторонние переговоры и консультации продолжались до декабря 2015 года, однако они так и не привели к подписанию специального юридического документа, который бы снял российские озабоченности в связи со вступлением с 1 января 2016 года Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в полном объёме. 16 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины «в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность РФ и требующими принятия безотлагательных мер». Указ вступил в силу со дня его подписания. Россия считает, что введение режима свободной торговли Украины с ЕС при действующем режиме свободной торговли Украины с Россией создало бы условия для бесконтрольного реэкспорта в Россию европейской продукции, что негативно сказалось бы на внутреннем производстве, в условиях отсутствия продуманного и чётко регламентированного режима свободной торговли ЕС-Россия, который Россия в настоящее время вводить не намерена. 30 декабря Владимир Путин подписал закон о приостановлении действия договора о ЗСТ в отношении Украины (принят Государственной думой 22 декабря 2015 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года) и указ о частичном возобновлении с 2016 года действия в отношении Украины договора о ЗСТ в части таможенной пошлины с экспортируемого на Украину природного газа.

В качестве ответного шага парламент Украины принял закон «О внесении изменений в закон Украины „О внешнеэкономической деятельности“», разрешающий правительству вводить экономические санкции против России в ответ на российские решения по зоне свободной торговли и продовольственному эмбарго.

Тем временем ещё 19 ноября 2015 года еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Й. Хан заявил, что Европейский союз не будет компенсировать Украине потерю российского рынка после введения Зоны свободной торговли ЕС-Украина.

Введение безвизового режима

Впервые на официальном уровне план действий по безвизовому режиму был согласован на саммите Украина-ЕС в ноябре 2010 года. В течение нескольких лет этот план дорабатывался и модифицировался, и вновь о предоставлении безвизового режима начали говорить после подписания политической части Соглашения об ассоциации в марте 2014 года.

В декабре 2015 года Еврокомиссия признала, что Украина выполнила все базовые условия для введения безвизового режима. 18 декабря 2015 года Европейская комиссия одобрила положительный отчёт относительно выполнения Украиной плана действий по либерализации визового режима с Евросоюзом.

В ЕС, однако, подчёркивали несколько принципиальных моментов — например, что отмена виз для граждан Украины при въезде в Евросоюз не распространится на едущих на заработки. «Исключения в визовом режиме будут касаться краткосрочного пребывания, (…) и это не относится к лицам, которые занимаются оплачиваемой деятельностью. Это коснётся, например, туристических визитов, коротких стажировок, учёбы, деловых поездок, участия в ярмарках и конференциях», — уточнил еврокомиссар по вопросам миграции, внутренних дел и гражданства Димитрис Аврамопулос.

В апреле 2016 года на консультативном референдуме в Нидерландах 61% голландцев высказались против ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной. В связи с этим обсуждение безвизового режима было на некоторое время приостановлено.

15 декабря 2016 года на саммите Европейского союза по требованию Нидерландов было принято юридически обязывающее решение по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС. Согласно этому решению, Соглашение об ассоциации не предоставляет Украине статуса страны-кандидата на вступление в ЕС и не обязывает ЕС предоставить этот статус Украине в будущем, не содержит обязательств выделения Украине прямой финансовой и военной помощи и не предусматривает права граждан Украины на свободное проживание и свободное трудоустройство в странах-членах ЕС.

Тогда же Европарламент согласовал правила экстренной приостановки безвизового режима для граждан «третьих стран», учитывая беспокойство голландцев. Механизм может быть задействован в четырёх случаях: рост числа отказов гражданам этих стран во въезде в Евросоюз; рост числа необоснованных заявок на статус беженца; отказ властей «третьих стран» сотрудничать в вопросах репатриации; риски для внутренней безопасности Евросоюза, связанные с гражданами этих стран.

В итоге, после нескольких месяцев обсуждения, представители Европарламента и Евросовета 28 февраля 2017 года дали принципиальное согласие на отмену виз для украинцев, 6 апреля Европейский парламент поддержал введение безвизового режима. 11 мая соответствующий регламент одобрил Совет Европейского союза.

17 мая, в Страсбурге в ходе рабочего визита Петра Порошенко в Европарламент был подписан документ о введении безвизового режима для въезда граждан Украины в Европу. Документ вступил в силу в начале июня 2017 года.

Введение безвизового режима предоставляет гражданам Украины право свободно передвигаться по территории 30 государств. Это 22 страны, входящие в Евросоюз и Шенгенское соглашение, четыре страны Шенгенского соглашения, не входящие в Евросоюз (Швейцария, Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) и четыре страны Евросоюза, не входящие в Шенгенское соглашение (Кипр, Румыния, Болгария, Хорватия). Исключение составляют Великобритания и Ирландия. Безвизовый режим предоставит гражданам Украины право пребывания в Европе сроком 90 дней в течение каждого 180-дневного периода. Прав на проживание, трудоустройство или обучение в ЕС документ не даёт.

В декабре 2018 года Еврокомиссия потребовала от Украины устранить нарушения соглашения о безвизовом режиме.

Президентство Владимира Зеленского

За день до истечения президентских полномочий покидающий свой пост президент Пётр Порошенко, выступая в Киеве на мероприятии по случаю Дня Европы, дал будущему главе Украины Владимиру Зеленскому ряд советов относительно ведения внешней политики Украины. Основной задачей Зеленского на этом посту, полагает Порошенко, должно стать движение Украины в Евросоюз. Необходимо «продолжать и эффективно воплощать в жизнь Соглашение об ассоциации [Украины с Евросоюзом]». Зеленскому, уверен Порошенко, предстоит продолжать секторальное сотрудничество с Евросоюзом (цифровой союз, энергетический союз, Таможенный союз и шенгенский союз), а также — «самое важное» — «создать все условия, чтобы к 2023 году Украина отвечала критериям членства» в ЕС и имела возможность подать заявку на вступление в это объединение.

На встрече с вице-президентом Европейской комиссии по вопросам Энергетического союза Марошем Шефчовичем, состоявшейся после инаугурации, Зеленский заявил, что рассчитывает «на дальнейшую поддержку Еврокомиссии в рамках переговорного процесса между Украиной, ЕС и РФ с целью заключения контракта на транзит российского природного газа газопроводами Украины после 2019 года. Мы также будем благодарны за солидарную позицию ЕС в вопросе противодействия реализации строительства газопровода „Северный поток-2“», — подчеркнул он. Владимир Зеленский также рассчитывает на продолжение и усиление санкционного давления на Россию: «Это жизненно важно для Украины и тех людей, которых мы теряем на Донбассе».

Перспективы членства Украины в Евросоюзе

Общая информация

В теории любая европейская страна может присоединиться к Евросоюзу. Совет ЕС консультируется с Комиссией и Европарламентом и выносит решение о начале переговоров по вступлению. Совет может одобрить заявку только единогласно. Чтобы получить одобрение заявки, страна должна отвечать следующим критериям:

  • должна быть европейским государством;
  • должна соблюдать принципы свободы, демократии, уважения к правам человека и фундаментальным свободам, верховенства закона;
  • должна по экономическим и иным показателям соответствовать европейскому уровню.

Чтобы присоединиться к Евросоюзу, государство-заявитель должно удовлетворять политическим и экономическим условиям, общеизвестным как Копенгагенские критерии (в честь прошедшего в Копенгагене саммита 1993 года): стабильное демократичное правительство, признающее верховенство закона и соответствующих свобод и институтов. Согласно Маастрихтскому договору каждое текущее государство-член, а также Европарламент должны прийти к согласию по поводу любого расширения.

Вступление в ЕС происходит в несколько этапов:

  • подписание Соглашения об ассоциации;
  • включение в официальную программу расширения ЕС;
  • подача заявки на вступление;
  • получение статуса кандидата в члены ЕС;
  • проведение и завершение переговоров по всем пунктам соответствия страны европейскому законодательству, европейским нормам и по снятию возражений со стороны уже действующих членов ЕС;
  • доведение экономических и прочих показателей страны до европейского уровня;
  • проведение референдума по членству в ЕС;
  • вступление в ЕС.
  • В некоторых случаях процесс получения полноправного членства в ЕС затягивается на долгий срок. Ярким примером этого является Турция, которая уже отметила 50 лет со дня подписания соглашения об ассоциации, и пока не стала членом ЕС, несмотря на существующее также рамочное соглашение о сотрудничестве, статус кандидата и ведущиеся переговоры о членстве в ЕС. Главным препятствием Турции на пути к членству является оппозиция Германии и Франции. Кроме того, у Турции до сих пор не разрешён территориальный конфликт с Кипром, членом Евросоюза.

    В других случаях процесс вступления занимает всего несколько лет. К примеру, Финляндия подала заявку на вступление в 1991 году, а уже в 1995 году стала членом ЕС, однако при совершенно иных критериях членства, по приглашению самого ЕС и с намного более высоким уровнем экономического развития.

    Украина находится на первом из этих этапов (Соглашение об ассоциации подписано и ратифицировано в первой половине 2017).

    Также на первом этапе находятся такие страны, как Алжир, Чили, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, ЮАР, Сирия, Тунис, Грузия, Молдова. Большая часть перечисленных стран имеет невысокие шансы стать членами Европейского союза по разным причинам, как потому, что они не являются европейскими странами, так и по другим экономическим, социальным и политическим причинам.

    На втором этапе сейчас находятся два балканских государства — Босния и Герцеговина и Косово. Они входят в официальную программу расширения.

    На четвёртом этапе находится три страны: Исландия, Македония и Албания. Они имеют статус кандидата в члены ЕС.

    На пятом этапе находятся Турция, Сербия и Черногория. Эти страны начали процесс переговоров по членству в ЕС. При этом из переговоров по 35 пунктам Черногория начала переговоры лишь по 30, завершила только по 3 пунктам. Турция, начавшая эти переговоры гораздо раньше, начала переговоры лишь по 16 пунктам и завершила только по 1 пункту. Сербия, по состоянию на март 2017 года, начала переговоры по 12 пунктам, завершила их по 2 пунктам.

    Мнения

    Позиция руководства Украины

    На церемонии подписания Соглашения об ассоциации президент Порошенко заявил:

    Украина как европейское государство, которое имеет одинаковые [европейские] ценности — верховенство закона и свободы, настаивает на будущем членстве Украины в ЕС. Соглашение об ассоциации — это инструмент подготовки к будущему присоединению.

    16 сентября 2014 года Верховная рада Украины приняла постановление «О европейском выборе Украины». В нём, в частности, было отмечено, что Верховная Рада Украины рассматривает ратификацию Соглашения об ассоциации не только как стимулирующий фактор для осуществления дальнейших реформ на Украине, но также как очередной шаг на пути к достижению конечной цели европейской интеграции — приобретению полноправного членства в Европейском союзе.

    Позиция руководства ЕС

    Согласно резолюции Европарламента, принятой 25 мая 2014 года, Украина и другие страны-участницы «Восточного партнёрства», как и иные европейские государства, имеют европейскую перспективу и могут подать заявку о приёме в члены ЕС, если будут соответствовать принципам демократии, уважения базовых свобод и прав человека, соблюдения прав меньшинств и верховенства закона.

    27 июня 2014 года уходящий со своего поста президент Еврокомиссии Жозе-Мануэл Баррозу заявил, что Соглашение об ассоциации является началом пути Украины в направлении ЕС. В тот же день Комиссар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле заявил, что он верит в будущее членство Украины в ЕС.

    18 сентября 2014 года Европейский парламент резолюцией «Ситуация на Украине и состояние дел в отношениях ЕС-Россия» подтвердил, что, «в соответствии со статьей 49 Соглашения о ЕС, Украина, как и любая другая европейская страна, имеет европейскую перспективу и может стать членом ЕС при условии, что будет придерживаться принципов демократии, уважать основные свободы, права человека, права меньшинств и обеспечивать верховенство права».

    20 января 2016 года Марк Рютте, премьер-министр Нидерландов, которые в тот период являлись государством-председателем ЕС, отметил, что соглашение об ассоциации и членство Украины в ЕС — не связанные друг с другом вопросы: «Нам нужно соглашение с Украиной, потому что это, с одной стороны, соглашение о свободной торговле, но это также касается стабильности на границах Европейского союза. Но это, действительно, не предваряет вступление. Соглашение о свободной торговле, стабильность на границах ЕС и никакого предварения вступления».

    3 марта 2016 года глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, выступая с речью в Гааге, заявил, что Украина не сможет стать членом ЕС и НАТО в ближайшие 20-25 лет.

    Мнения политологов и журналистов

    Как отмечается в ряде комментариев специалистов, соглашение об ассоциации с ЕС является одним из обязательных условий для вступления Украины в Евросоюз, но не гарантирует этого.

    По мнению части политологов, политическое решение о принятии Украины в ЕС вообще не будет принято или будет принято очень нескоро, а сама Украина не соответствует практически ни одному из предъявляемых критериев и за те годы, что идёт процесс интеграции, ситуация в данном направлении почти не изменилась и даже ухудшилась.

    Некоторые аналитики считают, что подписание соглашений об ассоциации и зоне свободной торговле и даже теоретическое членство Украины в ЕС крайне невыгодны самой Украине. Вместо роста инвестиций, на который надеются представители украинского политикума, продолжится массовое закрытие украинских предприятий, начнётся увеличение импорта товаров из ЕС, что окончательно подорвёт и без того слабую экономику страны. Многие украинские товары окажутся неконкурентоспособными по сравнению с европейскими, а выход украинских товаров на рынки ЕС будет жёстко ограничен квотами и европейскими стандартами, которые в настоящее время на Украине не соблюдаются, а чтобы их соблюдать, необходимы новые закупки дорогого оборудования и расширенная законодательная база.

    Также указывается на то, что соглашения об ассоциации с ЕС и о зоне свободной торговли сильно ограничивают суверенитет Украины и напрямую противоречат украинской конституции в части правосудия, внедрения тех или иных законодательных норм и принятия стратегических, экономических, юридических и политических решений.

    Кроме того, в отличие от других стран Восточной Европы, Украине Евросоюз до сих пор отказывался списать внешние долги в рамках процесса евроинтеграции, а важными требованиями к стране-кандидату являются отсутствие девальвации валюты страны в течение последних 3 лет, низкая инфляция, невысокий уровень безработицы, соблюдение множества экологических норм, резкое снижение коррупции и отмена избирательного правосудия. Пока что Украина совершенно не соответствует целому ряду критериев (есть высокий уровень коррупции, существует избирательное правосудие, крайне высокая инфляция, девальвация валюты, высокий уровень безработицы, плохой уровень экологии) и, по мнению аналитиков, не будет соответствовать в ближайшие годы.

    Среди других проблем называется также перманентный кризис ЕС и Еврозоны, длящийся уже достаточно долго, который едва ли может принести Украине соглашения, стимулирующие экономический рост. Также существуют риски активного экспорта европейской безработицы на Украину, а также полное отсутствие серьёзных инвестиций со стороны ЕС за все годы украинской независимости. Немало внимания уделяют критики и анализу экономического и социального положения в странах Восточной и Южной Европы, многие из которых стали членами ЕС относительно недавно. Во многих из этих стран отмечается колоссальный прирост импорта, падение экспорта и ограничение развития стран в соответствии с интересами самого Евросоюза. Отмечается также сокращение населения стран (вследствие падения рождаемости и высокой эмиграции), закрытие целого ряда предприятий, рост налогов, государственных долгов и безработицы.

    Отношение населения Украины к евроинтеграции

    В декабре 2012 года Центр «Социальный мониторинг» провёл опрос 2003 респондентов в 24 областях Украины, АР Крым и городе Киеве. 46 % опрошенных придерживались мнения, что Украина должна стать полноправным участником Таможенного союза и Единого экономического пространства, 35 % считали, что Украина должна подписать Соглашение о Зоне свободной торговли и политической ассоциации с Европейским союзом с дальнейшим вступлением в ЕС, а 19 % не определились с мнением. На Севере и в Центре соотношение сторонников ТС и ЕС было примерно одинаковым, на Западе преобладали сторонники ЕС (66 %), на Юге и Востоке — сторонники ТС (74 % и 54 %, соответственно).

    В сентябре 2013 года Киевский международный институт социологии (КМИС) провёл опрос 2044 респондентов, проживающих во всех областях Украины (включая город Киев) и в Крыму. Опрос показал, что почти 76 % украинцев готовы были бы принять участие в референдуме по вступлению Украины в Евросоюз или в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном. За вступление в ЕС проголосовали бы около 41 % опрошенных, за вступление в Таможенный союз — 35 %. Сторонники вступления в Евросоюз преобладали над сторонниками вступления в Таможенный союз в Западном и Центральном регионах (73 % против 13 % и 45 % против 25 %), а сторонники вступления в Таможенный союз преобладали над сторонниками вступления в Евросоюз в Южном и Восточном регионах (46 % против 26 % и 57 % против 18 %). За вступление в ЕС более склонны были голосовать представители молодёжи (18-29 и 30-39 лет — соответственно 50 % и 48 %) и средней возрастной группы (40-49 лет — 46 %), за вступление в Таможенный союз — представители старших возрастных групп (50-59 лет — 44 %, 60-69 лет — 47 % и старше 70 лет — 53 %). Схожие данные получены Центром Разумкова. См. также данные мониторингового исследования «DW — TREND» с несколько иной целевой аудиторией (жители городов с численностью населения более 50 тыс.).

    По мнению части журналистов и аналитиков, украинцы имеют низкую осведомлённость в отношении последствий Соглашения об ассоциации и условий евроинтеграции.

    Экономические отношения Украины и ЕС

    Несмотря на подписание Украиной Соглашения об ассоциации, инвестиционные показатели страны на фоне продолжающегося вооружённого конфликта в Донбассе и политического кризиса ухудшились, а ключевые отрасли экономики (в том числе экспортоориентированные) погрузились в глубокий кризис. Торговля со странами СНГ упала, и хотя негативное сальдо в торговле со странами СНГ частично сократилось, но объясняется это в основном падением объёмов закупок российского газа за счёт использования газа из газовых хранилищ, принадлежащего Евросоюзу, а не Украине. За январь-апрель 2015 года доля экспорта в страны ЕС составила 34 % от общего объёма украинского экспорта, при том что суммарный экспорт с Украины упал на 34,7 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

    Согласно докладу Еврокомиссии о состоянии торговли агропромышленной продукцией за 2019 год, Украина вошла в тройку крупнейших экспортёров сельхозпродукции в страны Евросоюза наряду с Бразилией и США. Её прибыль составила 7,3 млрд евро, а экспорт вырос на 41 %. Комментируя эти данные, бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин в своём Twitter заявил: «Все так радуются, что мы стали третьим экспортёром сельскохозяйственной продукции в ЕС, но не смотрят, что мы вывозим почти исключительно сырьё. Мы сырьевой придаток».