Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Апу-Ольянтай


«Ольянтай», или «Апу-Ольянтай», или «Ольянта» (кечуа Apu Ullantay, от «апу» — господин, сановник) — пьеса инкского театра в жанре уанка (драматургия), сюжет которой основан на реальных исторических событиях во время правления Великих Инков Пачакутека и Тупак Юпанки.

Сюжет

Ольянтай — неустрашимый воин, вождь-правитель Антисуйу, восточной четверти империи инков Тауантинсуйу. Он - не «инка по крови» («сын Солнца»), а лишь «инка по привилегии» (титул, присваиваемый в Тауантинсуйу лицам, оказавшим большие услуги властям, проявившим себя в сражениях или принадлежащим к высшей родовой знати не-инкских племен, перешедших на сторону инков, сынов Солнца).

История драмы в испанские времена

Первые достоверные сведения о драме «Ольянтай» восходят к третьей четверти XVIII века. Драма ставилась в кругу единомышленников Хосе Габриэля Кондорканки, будущего вождя грандиозного индейского восстания, который известен также под именем Тупак Амару Второй. Неудивительно, что после подавления восстания испанскими властями был издан специальный указ, запрещающий под угрозой жестокого наказания постановку народных драм кечуа. Списки этих произведений подлежали безоговорочному изъятию и уничтожению. Лишь в отдельных частных собраниях и библиотеках списки «Ольянтая» избегли печальной участи. Рукопись драмы сохранилась также в библиотеке монастыря Санто-Доминго (перестроенного из древнего инкского дворцово-храмового комплекса Кориканча) в городе Куско. Этот список сохранялся по меньшей мере до середины XIX века. По сведению ряда исследователей, состояние рукописи было весьма незавидное: она сильно отсырела, и читать её было почти невозможно. Список, который находится в монастыре Санто-Доминго в наши дни, является копией первого и сделан в более поздние времена.

Имеются две точки зрения на авторство и время создания. Одна сторона пытается доказать, что драма была создана в колониальный период испанцем, в лучшем случае метисом, владеющим кечуанским языком. Согласно этой концепции, «Апу-Ольянтай» был создан лишь в XVIII веке (при этом подразумевается обычно последняя четверть века), и автором его был Антонио Вальдес — священник из Сикуани (хотя аргументы весьма шаткие — более поздние приписки с его именем к спискам). Есть мнение, что пьесу исправил в XVII веке Эспиноса Медрано, регент хора в Куско.

С другой стороны, она могла быть лишь затранскрибирована в послеинкские времена (у инков использовалось узелковое письмо). Сопоставление с «Королевскими комментариями инков» Гарсиласо (XVI век) выявляет хорошее знание реальности, там отражены социальные, юридические, жреческие, военные подробности. Вместе с тем — различные трактовки одних персонажей, что исключает теорию о влиянии Гарсиласо (Пачакутек у Гарсиласо — мудрейший, в пьесе — мстителен, жесток, недальновиден и лицемерен). Может быть также, что драма обработана в испанские времена с учётом достижений «драмы чести».

И в настоящее время «Апу-Ольянтай» можно увидеть на подмостках Латинской Америки. Также, по мотивам драмы написаны первая национальная перуанская опера «Ольянтай» композитора X. М. Валье Риестра (поставлена в 1900 году в Лиме). Одноименная опера аргентинского композитора Константино Гайто (поставлена в 1926 году в Буэнос-Айресе).

Издания на русском языке

  • Бальмонт К. Д. Отрывок из «Оллянтай» // Гимны, песни и замыслы древних. — СПб.: Пантеон, б. г.. — С. 67—68. — 211 с.