Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Хвостов, Олег


Олег Хвостов (родился 19 октября 1972 года в Ленинграде, СССР) — российский художник-примитивист.

Состоит в Союзе художников России с 2001 года, в товариществе «Свободная культура» — с 2004 года. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Биография

Ранние годы

Олег Хвостов родился в Ленинграде в 1972 году и в детстве жил на Народной улице в Весёлом посёлке. Школьное увлечение карикатурами на одноклассников и учителей обернулось интересом к живописи, когда увлекавшийся культурой хиппи одноклассник познакомил Олега с творчеством Николая Рериха. Хвостов начал посещать студию изобразительного искусства на Лиговском проспекте и ближе узнал классическую русскую живопись Ильи Репина, Ивана Шишкина, Ивана Крамского.

После школы Хвостова призвали в Краснознамённый Северный флот. Ему повезло служить в штабе флота в Североморске Мурманской области, где руководство уделяло большое внимание культурному досугу моряков. Во флотской изостудии он впервые увидел работы Пабло Пикассо, Анри Матисса, Александра Родченко, узнал о модернизме и русском авангарде.

Вернувшись со службы в 1993 году, продолжил занятия в изостудии и прошёл подготовительные курсы факультета архитектуры Института имени Репина Российской академии художеств, но получению высшего художественного образования предпочёл практический опыт.

Начало творческого пути, 1993—1997

В начале 90-х годов в облюбовавших пространство вокруг ограды сада на площади Островского художниках Хвостов видел новый образ творческой свободы. Он переехал в сквот на улице Константина Заслонова и организовал там свою первую мастерскую.

Характерными особенностями раннего творчества Хвостова стали последовательная обработка сюжетов и художественных приёмов, эксперименты с материалами. Для серии «Цветовые таблицы» он полтора года раскрашивал плоскости геометрических объектов по алгоритму, оттачивая технику. В качестве самообучения Олег начал рисовать автопортреты, заканчивая по несколько за день, и в последующие годы эта серия выросла до нескольких тысяч работ. Другой частью обучения стала художественная переработка картин известных мастеров, которую Хвостов выполнял в собственной технике.

В 1997 году Хвостов показал фотографии своих работ кураторам расположенной на Литейном проспекте Санкт-Петербурга галереи «Борей», а те представили их на летней выставке. Там на него обратили внимание местные знаменитости — Владимир Козин и Вадим Флягин из творческого объединения «Новые тупые».

«Новые тупые», 1998—2001

Знакомство художников состоялось немного позднее, а в 1998 году Хвостов вошел в число «Новых тупых». «Тупые» следовали принципам раннего футуризма и дадаизма и предпочитали живописи, скульптуре и инсталляциям акционное искусство и перфоманс. Олег принимал участие во многих арт-проектах «Тупых», и продолжал заниматься живописью, а его примитивистский художественный стиль гармонично сочетался с идеями творческого объединения.

Известность «Новых тупых» сделала художника более заметным в творческой среде. Благодаря «Новым тупым» он встретил искусствоведов Глеба Ершова и Андрея Клюканова, работавших в расположившейся во дворах между Лиговским проспектом и Пушкинской улицей галерее «Navicula Artis». Они в 1999 году провели его первую персональную выставку «Автопортреты — 200+1», представив часть написанной художником серии.

В 2000 году Хвостов перешёл к полотнам крупного формата и работе эмульсионными красками по бумаге. Первой моделью стал лидер «Новых тупых» Вадим Флягин, за ним последовала юмористическая серия «Портреты кураторов», героями которой стали заметные арт-критики Петербурга и сотрудники галерей. Эта работа принесла Хвостову заказ на многофигурный портрет к юбилею «Ленинградского Клуба Искусствоведов», основанного Иваном Дмитриевичем Чечотом. За основу полотна художник взял «Урок анатомии доктора Тульпа» кисти Рембрандта, представив живописный труп «телом искусства», которое препарируют Чечот и его ученики.

В 2001 году пути Хвостова и «Новых тупых» разошлись. Олег покинул товарищество в статусе почётного члена и сосредоточился на живописи.

Санкт-Петербург, 2000—2005

В первой половине 2000 годов Хвостов выработал собственную технику — использование штабелей картонных коробок в качестве разборного «холста». Его первая серия на картонных коробках была представлена в сентябре 2000 года в выставочном пространстве «Полигон» на территории арт-центра «Пушкинская, 10». В проект, названный «Мемориал вождей», вошли портреты Леонида Брежнева, Адольфа Гитлера, Владимира Ленина, Мэрилин Монро, Петра Первого, Иосифа Сталина, Имама Хомейни, Иисуса Христа, Мао Цзэдуна и Эрнесто Че Гевары; а центральной фигурой серии стал Владимир Путин.

«Мемориал вождей» был высоко оценён арт-сообществом. Во-первых, он принёс Хвостову почётную премию «Пропилеи» журнала «Новый мир искусства» и звание «Художника 2000 года». Во-вторых, на выставке в Музее нонконформистского искусства «Мемориал» привлёк внимание московского галериста Марата Гельмана, задумавшего представить на ежегодной арт-ярмарке «Арт-Москва» отдельный петербургский проект.

В мае 2001 года была завершена работа над серией «Новая Лениниана», в которой Хвостов представил вождя Октябрьской революции в образах, созданных народным творчеством. В своей абсурдной лениниане он обыграл сюжеты Исаака Бродского, Аркадия Рылова и Кукрыниксов, сделав её героями Наполеона Бонапарта, Сталина и Гитлера, роботизированную Венеру Милосскую, римского императора Нерона, теплоход «Титаник» и самого себя. «Новая Лениниана» была представлена на выставке, организованной галереей «Navicula Artis» и арт-центром «Пушкинская, 10» в музейном комплексе «Шалаш» в Сестрорецком разливе.

В 2003 году Хвостов получил конкурсный грант фонда культуры и искусства «Про Арте» на выполнение выставочного проекта в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. Его работы стали составной частью экспозиции «Паспорт» — части выставочного проекта «Штучки», организованной фондом и музеем по инициативе историка Льва Лурье и при поддержке Фонда Форда с целью познакомить горожан с повседневными предметами прошлого из музейных фондов Петербурга, поместив их в одном пространстве с современным искусством. На выставке, состоявшейся в марте, были представлены три документа разного времени: вид на жительство в Петербурге, выписанный гражданину Саксонии в 1838 году, паспорт гражданки Соколовой, выданный 5-м отделением РКМ в 1939 году, и паспорт образца 1904 года. Для «Паспорта» Хвостов по словесным описаниям обладателей документов написал три живописных портрета.

С января 2000 года по январь 2001-го он продолжал работу над серией автопортретов для новой выставки, организованной Александром Флоренским в галерее «Митьки-Вхутемас». Выставка была озаглавлена «1000 Автопортретов», но художник написал дополнительную работу, которую передал Дмитрию Шагину для включения в постоянное собрание галереи. К 2003 году число автопортретов достигло трёх тысяч, и галерея «Борей» приурочила соответствующую выставку к празднованию трёхсотлетия Санкт-Петербурга. В 2005 году часть автопортретов вошла в экспозицию «Человеческий проект», которую Государственный центр современного искусства представил в рамках специальной программы Московской биеннале современного искусства.

Кроме того, в 2001 году Хвостов принял участие в Тиранской биеннале современного искусства, организованной в Албании издателем художественного журнала Flash Art Жанкарло Полити и искусствоведом Хеленой Контовой.

Сотрудничество с Галереей Марата Гельмана, 2005—2006

Знакомство Хвостова и Марата Гельмана после выставки «Мемориала вождей» завершилось подписанием контракта с Галереей Гельмана и переездом художника в Москву. В рамках сотрудничества с галереей Хвостов принял участие в проекте «Питерские» на «Арт-Москве» 2005 года и получил стипендию Фонда содействия современному искусству Марата Гельмана. За год в московской студии художник завершил два проекта: масштабную модель Московского Кремля из картонных коробок и художественное переосмысление «Венеры Урбинской» кисти Тициана, также написанную на картонных коробках и разбиравшуюся на блоки. Однако выставка в Галерее Гельмана не состоялась, и в 2006 году Олег вернулся в Санкт-Петербург.

В январе 2007 года «Венера» Хвостова стала частью экспозиции «Оттепель» в Мраморном дворце Государственного Русского музея. Посвящённая пятнадцатилетию Галереи Гельмана выставка стала продолжением постоянной экспозиции из 70 картин современных российских художников, переданных Гельманом в дар музею в 2001 году.

Сотрудничество с Гридчинхоллом, 2009—2012

Спустя три года Хвостов снова переехал в Москву, приняв приглашение галериста и коллекционера Сергея Гридчина. Он поселился в подмосковной арт-резиденции «Гридчинхолл» и почти год работал над новым творческим проектом. В декабре 2010 года остоялась выставка «Абсолютное искусство», на которой Олег представил созданные за время сотрудничества с Гельманом «Кремль» и «Венеру» и новые работы. Центральной темой выставки стали сельские пейзажи, вдохновлённые природой Подмосковьем и около 40 художественных интерпретаций классической живописи от Леонардо да Винчи и Тициана Вечеллио до Жюля Дюпре, Ореста Кипренского и Зинаиды Серебряковой. К этому моменту окончательно сформировался художественный стиль Хвостова-примитивиста. Кроме того, в этот период в визуальный язык художника вошли коровы, которых тот впервые увидел вблизи во время купания в Шереметьевских прудах возле села Уборы Московской области.

Летом 2011 года Хвостов и Гридчин передали картонный «Кремль» телеканалу «Дождь». Инсталляция служила декорациями телепередачи «Министерство Культуры», планировалось, что работа войдёт в собрание Московского музея современного искусства.

Во время процесса над участницами панк-группы Pussy Riot в 2012 году Хвостов вместе с другими деятелями искусства и культуры выступал в поддержку группы. Он оставил свою подпись под открытым письмом в поддержку участниц Pussy Riot и против навязывания государством представлений о современном искусстве, участвовал в передвижной выставке Party Riot Bus. В презентованный на московском «Винзаводе» в августе 2012 года многостраничный альбом «Искусство на баррикадах» вошел портрет Надежды Толоконниковой, написанный Олегом на картоне.

Санкт-Петербург, 2012—2015

После возвращения из «Гридчинхолла» Хвостов арендовал мастерскую на территории бывшего завода «Красный треугольник» и начал работу над новой серией пейзажей. Четырнадцатого февраля 2013 года он представил новые работы в серии «Похоть» на выставке в галерее AL Gallery. Спустя год Хвостов наконец организовал выставку у Марата Гельмана: та же серия пейзажей была представлена с новой задумкой в галерее «Культурный Альянс» в Центре современного искусства «Винзавод» под ироничным названием «Лавандос», отсылающим к лавандовым полям Прованса.

В октябре 2013 года картины Хвостова были представлены на международной ярмарке современного искусства SWAB Barcelona, в ноябре — на стенде AL Gallery на художественной ярмарке Contemporary Istanbul 2013. В феврале 2014 года «Новая Лениниана» Хвостова повторно выставлялась в Разливе на юбилейной выставке «90», посвящённой дню памяти Владимира Ленина. В завершающий день мероприятия художник торжественно передал все восемь работ серии в дар музейному комплексу «Шалаш».

На декабрь 2015 года и январь 2016-го у художника запланирована выставка в «Гридчинхолле». В неё должны войти новые работы, написанные в 2014 и 2015 годах.

Художественный стиль

Все исследователи творчества Хвостова отмечали роль самообразования в формировании его собственного художественного стиля. Художник и куратор, заместитель директора Музея современного искусства СПбГУ имени Дягилева Дмитрий Пиликин и художественный критик, историк искусства и преподаватель Факультета искусств Московского Государственного Университета Андрей Ковалёв сходятся во мнении, что отстутствие у Хвостова художественного образования избавило его работы от формальных рамок жанров и следования канонам в живописи.

Материал для копирования Хвостова — «Маха обнаженная» Франсиско Гойи, «Венера Урбинская» Тициана, «Спящая Венера» Джорджоне, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Изгнание из рая» Мазаччо, «Бегство в Египет» Рембрандта, «Похищение Европы» Клода Лоррена, «Корабельная роща» Ивана Шишкина, «Бедная Лиза» Ореста Кипренского, портреты Дмитрия Левицкого, «Музыка» Анри Матисса и «Черный квадрат» Казимира Малевича. Этот выбор отдельно отмечала ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея, художественный критик и куратор Екатерина Андреева, характеризуя Хвостова как «абсурдистского примитивиста музейной эрмитажной культуры».

Андреева считает, что гармоничному сотрудничеству Хвостова и других «Новых Тупых» способствовало наследование Хвостовым традиций ленинградского некрореализма 80-х годов: обе творческие группы выросли из движения «Новых художников».

Среди сквозных тем в творчестве Хвостова отдельно представлены портреты и автопортреты; лавандовые пейзажи, заимствованные из творчества импрессионистов и постимпрессионистов. Особенности портретной живописи Хвостова отмечал художественный критик и куратор, преподаватель Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета Станислав Савицкий в очерке на выставку «Абсолютная живопись». В ремейках классической живописи и тотальной серии автопортретов искусствовед усмотрел общность геометрических форм, на основании чего предположил, что любой портрет Хвостова в той или иной степени является автопортретом способом поиска самого себя. Пиликин среди портретов Хвостова отметил в качестве сквозного жанра изображения деятелей политики и общества, религии и массового искусства, в которых художник видит дух своего времени.

Во введении к интервью для интернет-журнала «Богемный Петербург» поэт и художник Ирина Дудина представляла Хвостова читателям и отмечала характерные особенности его полотен: синие и зелёные лица, по-петербургски утончнный примитивизм и авангардистский нахрап. Ведущий научный сотрудник отдела Новейших течений Государственного Русского музея Антон Успенский сравнил манеру рисования Хвостова с базовым инструментом Adobe Photoshop — градиентом, с помощью которого художник заполняет холст геометрическими формами. А Пиликин добавил к списку важных элементов визуального языка художника самолёты и коров, появившихся на картинах после года в «Гридчинхолле». Иногда коровы становятся главными героями картин, иногда остаются частью пейзажа.

Избранные выставки

Персональные выставки

  • 1999 — «Автопортреты — 200+1», галерея Navicula Artis, Санкт-Петербург
  • 2000 — «Живопись в полный рост», арт-центр «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург
  • 2000 — «Мемориал вождей», арт-центр «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург
  • 2001 — «1000 автопортретов», творческий центр «Митьки-Вхутемас», Санкт-Петербург
  • 2001—2002 — «Новая лениниана», мемориальный комплекс «Шалаш», Ленинградская область
  • 2003 — «3000 автопортретов», галерея «Борей», Санкт-Петербург
  • 2004 — «История создания одного портрета», творческий центр «Митьки-Вхутемас», Санкт-Петербург
  • 2004 — «Зов предков», культурный центр Замок Инстербург", Черняховск, Калининградская область
  • 2004 — «Родился я с любовию к искусству», галерея Navicula Artis, Санкт-Петербург
  • 2007 — «Живопись Олега Хвостова», галерея искусств Asa-Art, Санкт-Петербург
  • 2010 — «Инстинкт пейзажа», Государственный центр современного искусства, Санкт-Петербург
  • 2010 — «Абсолютная живопись», «Гридчинхолл», Московская область
  • 2013 — «Похоть», AL Gallery, Санкт-Петербург
  • 2014 — Lavandos, «Культурный Альянс», Москва
  • 2015 — COSMOSCOWS, «Гридчинхолл», Московская область

Групповые выставки

  • 2000 — «Новый петербургский экспрессионизм», Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
  • 2001 — «Тиранская биеннале современного искусства», Тирана, Албания
  • 2002 — «Давай! Davaj!», Postfuhramt, Берлин; Австрийский музей прикладного искусства, Вена
  • 2003 — «Паспорт», выставочный зал фонда культуры и искусства «Про Арте», Санкт-Петербург
  • 2005 — 1-я Московская биеннале современного искусства, Центральный дом художника, Москва
  • 2005 — «Питерские» (в рамках ярмарки современного искусства «Арт-Москва»), Центральный дом художника, Москва
  • 2005 — «Портрет лица» (проект Галереи Марата Гельмана), галерея «М’АРС», Москва
  • 2006 — «Коллаж в России — XX век», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 2006 — Презентация Фонда содействия современному искусству Марата Гельмана, Центр современного дизайна ARTPLAY, Москва
  • 2007 — «Оттепель», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 2009 — «Ленин от А до Я», Музей политической истории России, Санкт-Петербург
  • 2009 — «Сталин» — Музей политической истории России, Санкт-Петербург
  • 2009 — «Хрущёв + Брежнев + …», Музей политической истории России, Санкт-Петербург
  • 2009 — «Искусство про искусство» — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 2009 — «Русская красота» — Государственный центр современного искусства, Москва; арт-центр «Красный треугольник», Санкт-Петербург
  • 2013 — «Navicula Artis 1992—2012. Найдено в Петербурге» — галерея «Культпросвет», Москва

Коллекции и аукционы

Работы художника представлены в собраниях Галереи Марата Гельмана, «Гридчинхолла» и частных коллекциях. Картины, входящие в коллекцию омского предпринимателя Олега Усачёва выставлялись в Барнауле, Красноярске, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Томске, Тюмени, Уфе и других сибирских городах в рамках выставки «Личная история», проходившей в 2012 и 2013 годах.

С российского аукциона Vladey уходили работы из серий «Абсолютная живопись» и «Похоть». Среди других публичных сделок продажи со стенда «Гридчинхолла» на ярмарке Art Space Event.