Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Вилланова


Могила культуры Вилланова. Характерная двуконическая урна. Музей Гуарначчи, Вольтерра.

Культура Виллановы — древнейшая культура железного века на территории Северной и центральной Италии, пришедшая на смену Террамарской культуре бронзового века и, в свою очередь, уступившая место этрусской цивилизации.

Виллановская культура возникла в результате распада культуры Протовилланова на ряд региональных культур. Она испытала влияние Гальштатской культуры в Восточных Альпах. Виллановцы были первыми, обрабатывавшими железо на территории нынешней Италии, другой их отличительной чертой была кремация умерших с последующим захоронением праха в урнах характерной двухконусной формы.

Большинство исследователей разделяет культуру Виллановы на протовиллановскую культуру (Villanovan I), существовавшую примерно между 1100 и 900 годами до н. э. и собственно виллановскую культуру (900 год до н. э. — 700 год до н. э.).

Название происходит от населённого пункта Вилланова (округ Кастеназо), который находится недалеко от Болоньи, где между 1853 и 1856 годами Джованни Годзадини (1810—1887) обнаружил остатки некрополя.

Датировка наступления раннего железного века в Италии остаётся дискуссионным моментом. Условно эпоха железа на этих территориях наступает на рубеже X—IX веков до н. э. Неоднородна картина археологических раскопок переходного периода от бронзы к железу. Происходит переход от апеннинской культуры и культуры «террамар» («жирная земля»), от которых осталось множество хозяйственных отходов в виде керамики, остатков бронзовых изделий на свайных поселениях у водных пространств рек и озёр. В Южной Этрурии продолжает существовать культура террамар. В Северной и Центральной Этрурии в результате больших этнических передвижений устанавливается новый тип культуры этого периода, называемый культура Вилланова. По сути, это земледельческая культура.

Основной характеристикой культуры Виллановы, включая предшествующую культуру «протовиллановы» (XII—X века до н. э.) конца бронзового века, было погребение путём кремации, когда пепел умерших помещался в двухконические урны (этот способ захоронения схож с чертами культуры полей погребальных урн придунайских равнин, в то время как более ранние индоевропейские племена практиковали ритуал захоронения умерших в земле).

Недалеко от поселений, некоторые из которых в этот период достигали беспрецедентных размеров и заслужили название протогородов, располагались зоны захоронения с характерными могилами в виде ям, или «колодцев», внутри выложенными булыжником и каменными плитами. Типичная двухконическая погребальная урна была снабжена двумя горизонтальными ручками в самом широком её месте (одна ручка всегда была разбита, возможно, из ритуальных мотивов). Урны закрывались перевёрнутой миской или, в некоторых мужских захоронениях, шлемами.

Погребальные принадлежности могли включать лошадиные удила, изогнутые бритвы (с лезвием в виде полумесяца), извивающиеся «фибулы» (закрытые одёжные булавки), большие булавки и оружие для мужчин или части поясов, фибулы в виде лука, спирали для волос и ткацкие принадлежности для женщин. Кроме самих урн и их крышек, в захоронениях почти не встречаются другие керамические предметы. Для урн характерно большое разнообразие форм, их стенки очень толстые (для этого необходима высокая температура обжига, что говорит о значительной специализации ремёсел). Украшены они гравировкой, которая наносилась инструментами с несколькими лезвиями. Преобладают геометрические мотивы.

Хижины и другие жилые постройки (насколько это можно заключить по следам, обнаруженным во время раскопок, и по урнам, сделанным в виде хижин) строились по эллиптическому, круговому, прямоугольному или квадратному плану из дерева и глины. Дверные проходы делались в самой узкой стороне дома; чтобы выпускать дым очага, проделывались отверстия в крыше, а в некоторых хижинах делали окна.

Поначалу их общество было слабо расслоено, занималось сельским хозяйством и животноводством, но, постепенно, профессиональные ремёсла (особенно металлургия и производство керамики) позволили накопить богатства и заложили основу разделения общества на классы.

Начиная с IX века до н. э. население начинает покидать возвышенности, которые, исходя из соображений обороны, были заселены в предыдущий период, предпочитая плоскогорья и прилегающие холмы для того, чтобы лучше использовать сельскохозяйственные и минеральные ресурсы. Поселения в этот период характеризуются своей большей концентрацией и расположением вблизи от естественных путей сообщения и естественных речных, озёрных и морских причалов.

В области Тоскана и в северной части области Лацио непрерывный демографический рост и постоянные контакты, не всегда мирные, с другими доисторическими поселениями, привели к рождению больших населённых центров путём слияния даже не близко расположенных деревень. Начиная с IX века до н. э. таким образом закладываются основы поселений, которые затем превратятся в большие этрусские города, как, например, Вольтерра, Кьюзи, Ветулония, Орвието, Вульчи, Розелле, Тарквинии, Черветери, Вейи.

Схематически выделяют четыре этапа этой культуры, когда совершенствуется техника изготовления бронзовых изделий, новые формы бронзовой утвари, несколько прогрессирует железообработка, невзирая на недостаток запасов железных руд в Италии. Только в VI веке до н. э. отмечено преобладание железных орудий труда. В археологическом ассортименте появляются новые формы фибул. Большим шагом вперёд в развитии технологических навыков является изготовление гончарной посуды. Археологически можно интерпретировать встречающиеся изделия как предметы торговли племён. Сюда относится греческая керамика, финикийское стекло, предметы из золота и серебра, слоновой кости. Сложнее воспринимаются этнические движения насельников. Упомянутые террамары, как и овладение металлом, связывают с индоевропейским элементом, постепенным его проникновением, возможно, морем, по территории Италии путём длительной колонизации. Доминирующую массу носителей индоевропейских языков составили племена италиков, проникающих с конца II тысячелетия до н. э. в Италию и, как предполагают, создававших культуру Виллановы.

Этническая принадлежность

Длительное время культура Вилланова отождествлялась с этрусками, существовавшими позднее на той же территории, несмотря на отсутствие культурной преемственности. В настоящее время получила распространение иная точка зрения:

В раннем железном веке области Реджио-Эмилия и Тоскана были заселены народом, который кремировал умерших. Принадлежавшая ему археологическая культура получила название вилланова. Почти не вызывает сомнения, что носители этой культуры были умбрами. Доктор Рэндалл Маклвер недавно доказал, что в Тоскане погребения с кремациями культуры Вилланова через некоторое время сменились погребениями с трупоположениями, которые он приписывает этрускам. Плиний сообщает нам, что этруски захватили триста городов у умбров. В таком случае носители культуры вилланова, которых этруски изгнали, и должны быть умбрами.