Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Комплекс Чашма


Прозрачная вода источника и населяющие её рыбы Древний колодец рядом с источником Мечеть Панджвакта Внутренний вид мечети Панджвакта

Комплекс «Чашма» или Нур-булок (узб. «Chashma» majmuasi) — религиозный комплекс, мусульманская святыня в городе Нурата Навоийской области Узбекистана, включающий мазар Нур-ата. В состав комплекса входит сам родник «чашма» (узб. Chashma) и ряд исторических изданий. Название источника дословно переводится с персидского и таджикского языков как «святой источник».

Является наиболее значительным в Средней Азии святилищем при водном объекте (роднике с водоёмом), одним из самых посещаемых и почитаемых мусульманских святых мест на территории региона. Ежегодно комплекс посещают тысячи туристов со всего мира. Большинство паломников привлекает чудодейственная целебная вода, которая, как утверждается, излечивает любые болезни.

Будучи в настоящее время почитаемым мусульманами, культовый объект имеет явную доарабскую историю, которая потенциально включает античность. Сведения о почитаемом человеке, будто бы захороненном на мазаре, противоречивы, в этом качестве называли Александра Македонского, сподвижника халифа Али и некоего Абу-л-Хасана шейха (Нури-ота), якобы соратника Мухаммеда и распространителя ислама в регионе.

Расположение

Комплекс Чашма расположен в городе Нурата Навоийской области Узбекистана, на границе песков Кызылкума, у основания стен Нуратинской крепости (калы). Ядром комплекса является одноимённый родник, образующий водоём со священными рыбами. При роднике расположена почитаемая могила - мазар. На протяжении веков прилегающая территория функционировала в качестве общественного центра (гузара) для местного населения. Недалеко от святыни функционировали рынок, баня, чайхана и гостиница.

Согласно одной из легенд, имеющих хождение среди местного населения, на место комплекса 40 тысяч лет назад упал метеорит, который излучал свет, а на месте падения метеорита забил родник. Как оказалась, его вода имеет целительные свойства. Местные жители стали называть данное место нур, то есть «свет». От этого якобы произошло и название города Нурата (нур — свет/луч, ата — отец — Отец света).

Источник находится недалеко от руин крепости Нур, которая была основана в IV веке до н.э Александром Македонским. Крепость является одной из самых древних на территории Узбекистана. Развалины фортификационного сооружения сохранились до наших дней и представляют большой интерес для археологов, а также посещающих эти места туристов. В ходе раскопок было установлено, что крепость располагалась на возвышенности и была окружена крепостными стенами. Её редкой особенностью являлась система водопроводов. Со временем вокруг источника возник город Нурата.

Культ

По словам местных жителей и старцев, главным условием излечения является вера в чудодейственную силу источника. В воде источника плавают стаи рыб маринок. Согласно легенде, рыб Чашмы нельзя употреблять в пищу, так как они считаются священыми, как и вода, а если человек съел рыбу из источника, то вскоре он может заболеть и впоследствии умереть, либо его тело покроется белыми пятнами проказы. Рядом с источником находится колодец, имеющий глубину 6 метров, воды которого также считается целебным. Стены данного колодца выложены необработанными камнями, а на дне невооружённым глазом видны контуры, похожие на человеческую ладонь, которая считается рукой Аллаха. По окружности колодца растёт гармала обыкновенная (исырык), дым которой в среднеазиатской медицине используется как дезинфицирующее средство, а в исламе считается изгоняющим злых духов. Многие посетители повязывают на растение ленточку в надежде на исполнение желаний.

Сведения о человеке, якобы захороненном в комплексе Чашма, противоречивы. Проводивший многолетние исследования в Нуратинском регионе А. И. Шевяков пишет, что в 1991 году хранитель святыни передал ему версии об одном из ближайших сподвижников праведного халифа Али (Хазрата Али) и даже Александре Македонском (Искандар Зу-л-Карнайн). В то же время в конце 1990-х гг. нуратинские шейхи назвали ему в этом качестве уже некоего Абу-л-Хасана шейха по прозвищу Нури-ота. Этот человек будто бы являлся соратником пророка Мухаммеда и для проповеди его веры прибыл в регион из города Куфы, в IX веке (через 300 лет после смерти основателя религии). Помимо очевидно неправдоподобного сочетания биографических фактов, эта версия хронологически противоречит обращению нуратинцев в мусульманство, отражённому в исторических источниках. Так, описавший в сочинении «Самария» древности и святыни Самаркандского региона Абу Тахир Ходжа относит этот переход к «началу ислама».

Учитывая содержание культа, связанного с водой и рыбами, почитание Чашмы имеет домусульманское происхождение. А. И. Шевяков предполагает, что оно могло сложиться ещё в античный период, в эпоху существования Согдианы, когда Нурата выступала северным форпостом страны на рубеже со «скифской пустыней» Кызылкум.

Согласно сочинению «История Бухары» (Тарих-е Бухоро) средневекового историка Наршахи (X век), расположенный рядом со священным источником мазаре (святой камень или святое захоронение) является захоронениями последователей пророка Мухаммеда, видевших его лично. В своём монументально-историческом произведенииВ данном произведении он описал и крепость Нур. Наршахи писал: «тысячи паломников со всего мусульманского мира приезжали и приезжают помолиться в этом святом месте». При посещении мазара паломники преклоняют голову перед могилой и читают молитву.

Архитектурные строения

В состав комплекса входят построенная позднее XVI века мечеть Джума («пятничная мечеть»), средневековая баня, мазар и старинная мечеть Панджвакта (от персидского пандж — пять, вакта — время/раз, т.е. буквально «пять раз намаза»). Мечеть Панджвакта является самым древним зданием комплекса, она была построена в первом периоде XVI века. В интерьере мечетей присутствует традиционная резьба по дереву и другие элементы среднеазиатского и персидского декора. Диаметр купола мечети Джума составляет 16 метров.

Баня комплекса была построена в начале XX века бухарскими мастерами на месте более древней бани. Она построена в персидском стиле с помещениями для переодевания и отдельным помещением купальни.