Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Золушка (фильм, 1947)


«Золушка» — советский музыкальный художественный фильм-сказка, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1947 году режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро. Сценарий написан драматургом Евгением Шварцем по мотивам одноимённой сказки Шарля Перро.
28 ноября 1947 года фильм показали в Финляндии, 23 декабря — в Австрии, а 24 марта 1948 года — во Франции. 13 ноября 1949 года фильм был показан в Швеции, а 24 марта 1951 года — в Японии.

Кинопрокат (1947) — 18,27 млн зрителей (4-е место).

Восстановлен на «Мосфильме» в 1967 году и на Киностудии имени М. Горького — в 1981 году.

Сюжет

В сказочном королевстве молодая девушка Золушка живёт в доме вместе с мачехой, двумя сводными сёстрами и отцом. Однажды король объявляет бал, куда приглашена и семья Золушки, однако мачеха приказывает Золушке сделать столько работы по дому, что бедняжка не успевает приготовиться к балу. Она идёт во дворцовый парк, чтобы издали понаблюдать за праздником. Здесь ей предстаёт фея со своим пажом, превращает тыкву в карету, крысу — в кучера, а лохмотья Золушки — в роскошное платье. Паж дарит девушке хрустальные туфельки, а фея предупреждает, что волшебство растает в полночь.

На балу Золушка очаровывает короля и принца, веселит гостей песней «Добрый жук», ест мороженое и забывает о времени. В спешке под бой курантов Золушка убегает из дворца и теряет на лестнице хрустальную туфельку. С последним ударом курантов волшебство рассеивается, и Золушка возвращается домой.

Король приказывает солдатам найти незнакомку по туфельке. Сёстрам Золушки башмачок не подходит, и тогда мачеха приказывает Золушке надеть его своими ловкими руками на ногу дочери Анны. Не признав в Анне прекрасную гостью на балу, король и министр бальных танцев устраивают проверку. Туфелька слишком мала для ноги Анны и потому слетает. В это время во дворце появляется Золушка со своим отцом и показывает собравшимся вторую хрустальную туфельку. Злая мачеха с дочками оказывается не у дел.

История создания

Идея экранизировать старинную французскую сказку принадлежала кинорежиссёру Надежде Кошеверовой.
Прочитанный 29 мая 1945 года на худсовете «Ленфильма» сценарий Евгения Шварца встретил единодушное одобрение и без единой помарки был отправлен в Москву для утверждения Главным комитетом по производству художественных фильмов. Обсуждение на художественном совете Комитета состоялось в декабре и получило вполне благожелательные отзывы. На «Ленфильм» пришло «Заключение по литературному сценарию»:

Декорации и костюмы выполнялись по эскизам Николая Акимова. Для создания «волшебства» был приглашён мосфильмовский оператор Борис Горбачёв, успешно внедривший в комбинированные съёмки метод аддитивного транспаранта. По воспоминаниям Янины Жеймо перед началом съёмок её отправили в санаторий «подкормиться, чтобы не выглядеть слишком тощей». На 31 декабря 1946 года исполнительнице Золушки было 37 лет, а Алексею Консовскому, принцу — 34 года. Игравшему родного отца Золушки Василию Меркурьеву — 42 года, то есть он был старше «дочери» всего на 5 лет.
На роль феи пробовалась также Любовь Орлова.

24 сентября 1946 года под председательством директора студии И. А. Глотова состоялся очередной худсовет студии с просмотром и обсуждением отснятого материала картины (участвовали: начальник сценарного отдела студии Л. М. Жежеленко, Г. М. Козинцев и другие).
Из высказанного на заседании после просмотра:

Воспроизвести медиафайл 1947

В образе Золушки я не обнаружил активной любви к труду, равно как не обнаружил традиционной обаятельности в других образах. Все остальные персонажи, окружающие Золушку, удивительно несимпатичные лица. Дегенеративен Гарин, который никак не вызывает симпатии, неприятен принц — рахитик с разжиженными мозгами. Почему его такого должна любить Золушка? Всё это действует так, что начинаешь беспокоиться за весь материал в силу того, что он, с моей точки зрения, является порочным.

Я. Б. Фрид, из стенограммы заседания 24 сентября 1946

Окончательная сдача фильма состоялась 24 апреля 1947 года.

В ролях

  • Янина Жеймо — Золушка (вокал — Любовь Чернина)
  • Алексей Консовский — принц (вокал — Юрий Хочинский)
  • Эраст Гарин — король
  • Фаина Раневская — мачеха Золушки
  • Елена Юнгер — Анна, первая дочь мачехи
  • Тамара Сезеневская — Марианна, вторая дочь мачехи
  • Василий Меркурьев — лесничий, отец Золушки
  • Александр Румнев — маркиз де-Па-де-труа, придворный танцмейстер
  • Варвара Мясникова — фея, крёстная Золушки
  • Борис Кудряшов — кучер
  • Игорь Клименков — паж феи
  • Сергей Филиппов — капрал
  • Николай Мичурин — придворный волшебник (в титрах не указан)
  • Татьяна Пилецкая — дама на балу (в титрах не указана)
  • Константин Адашевский — королевский герольд (в титрах не указан)

Съёмочная группа

  • Автор сценария — Евгений Шварц
  • Режиссёры:
  • Надежда Кошеверова
  • Михаил Шапиро
  • Главный оператор — Евгений Шапиро
  • Главный художник — Исаак Махлис
  • Звукооператор — Александр Островский
  • Композитор — Антонио Спадавеккиа
  • Вторые режиссёры — Иосиф Гиндин, Антонина Кудрявцева
  • Операторы — Алексей Сысоев, Музакир Шуруков
  • Художники — Евгения Словцова, Н. Спичкин
  • Художники по костюмам — Тамара Левицкая, Е. Шибинская
  • Художник-гримёр — Василий Ульянов
  • Балетмейстер — Александр Румнев
  • Монтаж — В. Миронова
  • Комбинированные съёмки:
  • главный оператор — Борис Горбачёв
  • операторы — Виталий Чулков, Г. Шуркин
  • художники — Михаил Кроткин, А. Алексеев

Директоры картины — И. Поляков, Владимир Беспрозванный

  • Группа восстановления 1981 года — Киностудия имени М. Горького:
    • Режиссёр — Георгий Шепотинник
    • Звукооператор — Керим Амиров
    • Директор — Алексей Аборин

Музыка и песни

Все песни Золушки исполнила певица из Ленинградской государственной эстрады Любовь Чернина.

Колоризированная версия

По заказу «Первого канала» в 2009 году были завершены работы по реставрации и колоризации оригинальной версии фильма 1947 года. Негатив картины и плёнка со звуковой дорожкой находились в плохом состоянии — материалы пришлось подвергать сканированию несколько раз. Восстановление проходило методом покадровой цифровой реставрации изображения, ремастеринга звука при участии компаний Legend Films и «ЮПитер». При подборе цвета для декораций, предметов интерьера и костюмов персонажей пользовались эскизами Николая Акимова.

  • Режиссёр — Иван Цветов
  • Художник — Наталья Монева
  • Оператор цветокоррекции — Алексей Лебешев
  • Продюсер — Виктор Рабинков

Работы проходили в США на студии Legend Films. Обработка 120 тысяч кадров заняла больше года, стоимость работ составила свыше 1 млн $.

Премьера колоризированной версии состоялась 1 января 2010 года на «Первом канале». Результат затеи подвергся критике. В частности, актриса Татьяна Пилецкая, снимавшаяся в сценах бала, утверждала, что у многих костюмов цвета не совпали с реальными.