Петер Лорре (нем. Peter Lorre; настоящее имя — Ладислав (Ласло) Лёвенштайн, венг. Löwenstein László, словацк. Ladislav Löwenstein; 26 июня 1904, Ружомберок — 23 марта 1964, Лос-Анджелес) — австрийский и американский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист.
Биография
Ранние годы
Петер Лорре родился в городе Ружомбероке в Татрах (ныне — Словакия) в семье служащего местной текстильной фабрики, венгерского еврея Алоиза Лайоша Лёвенштайна (27.1.1877 — 1958), родом из Чёнге, и его жены Эльвиры Фрайшбергер (ок. 1883 — 17.4.1908), местной уроженки.
В 1908 году мать Лорре умерла, и отец женился снова — на её лучшей подруге Мелани Кляйн. В этом браке родилось двое детей — Элиза (17.7.1909) и Гуго. Некоторое время семья, по долгу службы отца, жила в румынском городе Браила, где Ладислав посещал частную немецкую школу, а с сентября 1913 года — в Вене. Там Ласло ходил в реальную гимназию. В марте 1915 года Алоиз был призван в армию, и семья переселилась в Мёдлинг близ Вены, чтобы меньше платить за квартиру. Уже в следующем году отец вернулся с Восточного фронта в чине обер-лейтенанта, демобилизованный после тяжелого ранения в лёгкое, и в 1917 году семья вновь поселилась в столице, где отец получил работу на оружейной фабрике Штейр. В том же году было приобретено небольшое имение в Каринтии, где семья проводила часть года (впоследствии эта территория вошла в состав Югославии).
В 1922 году Лорре окончил школу и начал по желанию отца изучать банковское дело. Работал помощником в обменном пункте Англо-Австрийского банка, затем — служащим в венском филиале чешского Живностенского банка, но вскоре спровоцировал своё увольнение. Увлёкшись театром, он посещал литературные кафе города, в том числе знаменитое кафе Централь, где собирались литературно-артистические круги. Был принят в труппу театра импровизации Якоба Морено; импровизационный метод позднего основателя «психодрамы» существенно повлиял на выразительные средства Ладислава; на протяжении всей своей жизни он серьёзно увлекался психоанализом.
Карьера
От Морено он получил псевдоним Петер Лорре ещё до того, как Лео Миттлер пригласил его в театр в Бреслау. В 1925—1926 годах он выступал в Цюрихе, в 1926—1928 годах — в Вене. На рубеже 20-х и 30-х годов, выступая в «Фольксбюне», Лорре участвовал в экспериментах Брехта по созданию «эпического театра» и выработке нового стиля исполнения на Шиффбауэрдамм. Весной 1929 года Бертольт Брехт поручил Петеру Лорре роль Фабиана в пьесе «Сапёры в Ингольштадте» Марилуизы Фляйсер. В 1931 году он сыграл главную роль — Гэли Гэя — в пьесе Брехта «Человек есть человек» («Что тот солдат, что этот»), поставленной автором в Государственном театре; однако «эпическая» манера исполнения не была принята: многим показалось, что Лорре играет просто плохо. Но через несколько месяцев он стал звездой, сыграв свою первую роль в кино — детоубийцу Бекерта в фильме Фрица Ланга «М». Он продолжил работу в театре и снимался в небольших, как правило, комических ролях в кино.
4 марта 1933 года, после прихода нацистов к власти, еврей Лорре покинул Германию — сначала он отправился в Вену, затем в Париж. В 1934 году в Лондоне он сыграл обаятельного злодея в хичкоковском фильме «Человек, который слишком много знал». Как рассказывал Альфред Хичкок в интервью Франсуа Трюффо «на участии Петера Лорре настаивал я. Он снимался у Фрица Ланга в „М“ и в моем фильме должен был сыграть свою первую роль в британском кино. У него острое чувство юмора. Ему дали кличку „ходячий редингот“, потому что он ходил в пальто до пят». Плохо владея английским, он был вынужден зазубрить свой текст на слух. Во время съемок Лорре женился на актрисе Цецилии Львовской (позже Селия Ловски).
В июле 1934 года с контрактом студии «Коламбия» он поехал в Голливуд, где ему пришлось играть злобных и коварных иностранцев. Первым голливудским фильмом Лорре стала картина «Сумасшедшая любовь» (1935) по роману Мориса Ренара «Руки Орлака», где он сыграл безумного учёного д-ра Гоголя, пришившего руки мёртвого убийцы мужу женщины, в которую влюблён. В 1937—1939 годах он сыграл главную роль в восьмисерийном фильме о приключениях японского сыщика и шпиона мистера Мото (параллельно в американских кинотеатрах шёл похожий и более известный сериал о Чарли Чане, прерванный из-за алкоголизма и смерти исполнителя главной роли актера Уорнера Оуленда, и последний неоконченный фильм франшизы перемонтировали в картину с участием Лорре-Мото). Сам актёр не любил эти фильмы, но они приносили доход студии, а у Лорре росло число поклонников.
В 1940 году Лорре снялся в фильме «Ты узнаешь» с коллегами по фильмам ужасов — Белой Лугоши и Борисом Карлоффом.
Петер Лорре пользовался популярностью как характерный персонаж в приключенческих фильмах. Он с успехом играл роли проходимцев: Джоэля Каиро в «Мальтийском Соколе» (1941) и Угартэ в культовом фильме «Касабланка» (1942).
В 1941 году Петер Лорре получил американское гражданство.
После Второй мировой войны кинокарьера Лорре пошла на спад, вследствие чего он переключился на работу в театре и на радио. В 1949 году он вернулся в Европу. В Германии в качестве соавтора сценария, режиссёра и исполнителя главной роли поставил фильм «Потерянный» (1951). Однако фильм, на который он возлагал большие надежды и который дался ему с большим трудом, в прокате успехом не пользовался. Со своей третьей женой Аннемари Бреннинг Лорре вернулся в США, играл в театре, снимался на телевидении и в кинофильмах, где чаще всего использовался его образ «страшилки». В 1954 году сыграл злодея Ле Шифра в телепостановке «Казино Рояль», вместе с Барри Нельсоном, исполнившим роль Джеймса Бонда. В 1957 году сыграл комиссара Бранкова в фильме Шёлковые чулки.
В начале 60-х он работал с режиссёром Роджером Корманом в нескольких популярных малобюджетных фильмах.
Смерть
Петер Лорре умер от инсульта в 1964 году. Его тело кремировали, а прах захоронили на голливудском мемориальном кладбище (сейчас оно называется «Голливуд Навечно»). Винсент Прайс зачитал на похоронах надгробную речь.
Избранная фильмография
- 1931 — М / M — Ганс Бекерт
- 1934 — Человек, который слишком много знал / The Man Who Knew Too Much — Эбботт
- 1935 — Безумная любовь / Mad Love — доктор Гоголь
- 1935 — Преступление и наказание / Crime and Punishment
- 1936 — Секретный агент / Secret Agent — Генерал
- 1940 — Странный груз / Strange Cargo — Мисьё Пиг
- 1940 — Незнакомец на третьем этаже / Stranger on the Third Floor — Незнакомец
- 1940 — Я была авантюристкой / I Was an Adventuress — Поло
- 1941 — Они встретились в Бомбее / They Met in Bombay — капитан Чан
- 1941 — Мальтийский сокол / The Maltese Falcon — Джоэл Кайро
- 1941 — Лицо под маской / The Face Behind the Mask — Янош «Джонни» Сабо
- 1941 — На протяжении всей ночи / All Through the Night — Пепи
- 1942 — Касабланка / Casablanca — Угарте
- 1942 — Бугимен доберётся до тебя / The Boogie Man Will Get You — (шериф, доктор, председатель психиатрической лечебницы)
- 1944 — Мышьяк и старые кружева / Arsenic and Old Lace — доктор Герман Эйнштейн
- 1944 — Маска Димитриоса / The Mask of Dimitrios — Корнелиус Лайден
- 1944 — Конспираторы / The Conspirators — Ян Бернажски
- 1946 — Три незнакомца / Three Strangers — Джонни Уэст
- 1946 — Вердикт / The Verdict — Виктор Эммрик
- 1946 — Чёрный ангел / Black Angel — Мистер Марко
- 1946 — Погоня / The Chase — Джино
- 1947 — Моя любимая брюнетка / My Favorite Brunette — Кисмет
- 1950 — Зыбучий песок / Quicksand — Ник Драмошаг
- 1953 — Посрами дьявола / Beat the Devil — Джулиус О’Хара
- 1954 — Казино «Рояль» / Casino Royale — Ле Шифр
- 1954 — 20 000 льё под водой / 20,000 Leagues Under the Sea — Консель
- 1956 — Вокруг света за 80 дней / Around the World in 80 Days — стюард на пароходе «Карнатик»
- 1957 — Шёлковые чулки / Silk Stockings — комиссар Бранков
- 1960 — Запах тайны / Scent of Mystery — Смайли
- 1962 — Истории ужаса / Tales of Terror — Монтрезор Херрингбоун
- 1963 — Ворон / The Raven — доктор Адольфус Бедлоу
- 1964 — Комедия ужасов / The Comedy of Terrors — Феликс Гилли