Духовно-нравственное образование — воспитание духовно-нравственного человека.
В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Духовная составляющая
Понятие «духовность» не имеет единого толкования и различные мыслители определяли его по-разному.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:
Объекты воспитания
По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
- нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
- нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
- нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
- нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.