Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Меньшиков, Михаил Осипович


Михаил Осипович Меньшиков (25 сентября [7 октября] 1859, Новоржев, Российская империя — 20 сентября 1918, близ озера Валдай) — русский мыслитель-патриот, консервативный публицист, общественный деятель, один из идеологов русского национального движения.

Биография

Родился в Новоржеве Псковской губернии, в семье коллежского регистратора. Образование получил в Опочецком уездном училище, после которого поступил в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Участвовал в нескольких морских экспедициях, во время которых проявился его литературный талант. Он опубликовал в ряде изданий очерки заграничного плавания на фрегате «Князь Пожарский», которые позднее были выпущены отдельной книгой «По портам Европы» в 1879 году.

Меньшиков продолжил публицистическую деятельность, печатался в «Кронштадтском Вестнике», в «Морской газете» и «Техническом Сборнике». В 1892 году Меньшиков вышел в отставку в чине штабс-капитана и посвятил себя литературному труду. Он устроился постоянным корреспондентом в газету «Неделя», а позднее стал её секретарём и ведущим публицистом. Молодой автор обратил на себя внимание своими талантливыми литературно-публицистическими статьями.

В связи с закрытием «Недели» Меньшиков становится сотрудником православно-патриотической газеты «Новое время», возглавляемой А. С. Сувориным. Являлся ведущим публицистом газеты с 1901 по 1917 год. Начинает вести в газете знаменитую рубрику «Письма к ближним». К 1916 году вышло 15, по другим данным 17 томов «Писем к ближним».

В 1902 году скептически отнёсся к показанной ему рукописи «Протоколов сионских мудрецов». В своей статье «Заговоры против человечества», опубликованной в номере «Нового времени» от 7 (20) апреля 1902 года, он назвал распространителей «Протоколов» «людьми с повышенной температурой мозга». Эта статья считается первым упоминанием «Протоколов» в печати. Сомнительности данной книги Меньшиков противопоставляет реальную, на его взгляд, опасность со стороны пангерманизма, панмонголизма и подобных течений.

Ссылаясь на растиражированное прессой США выступление банкира Германа Лёба (Hermann Loeb) в Филадельфии 18 февраля 1911 года, а также представленные В. П. фон Эгерт данные для Государственного Совета, он писал в статье «Коленопреклоненная Россия» (фактически это абзац дословного перевода сообщения в газетах New York Sun, Tribune, New York Times, приведённый в названной работе фон Эгерт). что «евреи всего мира объявили войну России. Для обширного северного славянского племени нет больше ни денег от евреев, ни симпатии с их стороны — ни в парламентской области, ни в печати, но вместо того неуклонная вражда… Если в Америке собирается огромный фонд с целью наводнения России душегубами и террористами, то нашему правительству об этом стоит подумать. Неужели и нынче государственная наша стража ничего вовремя не заметит (как в 1905 году) и не предупредит беды?».

Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов консервативно-охранительного направления, выступал идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского Национального Союза (ВНС) весной-летом 1908 года, которому дал имя и для которого разработал программу и устав. Позднее ВНС имел фракцию в Государственной думе. В Союз вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: национально настроенные профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, священнослужители. Членами Всероссийского Национального Союза были многие известные учёные, такие как профессора Павел Николаевич Ардашев, Пётр Яковлевич Армашевский, Пётр Евгеньевич Казанский, Павел Иннокентьевич Ковалевский, Платон Андреевич Кулаковский, Николай Осипович Куплевский, Иван Алексеевич Сикорский и другие.

Национализм Всероссийского Национального Союза можно охарактеризовать как консервативное западничество, стремление (в соответствии с развивавшимися на Западе идеями национализма) утвердить в России наиболее важным понятие «народность». Большинство членов Всероссийского Национального Союза были искренними патриотами Империи, многие из них засвидетельствовали это не только своей жизнью, но и мученической смертью…

Февральская революционная смута 1917 года оставила Меньшикова без любимого дела. Октябрь же не дал Меньшикову прожить и года под новой властью.

Весной 1917 года под предлогом «отпуска» Меньшиков был фактически отстранён от работы в «Новом времени». На зиму 1917—1918 года Меньшиковы остались на Валдае. 1/14 сентября 1918 года Меньшикова арестовали, а через пять дней совершилась расправа. В приговоре не было ни слова правды. В копии, выданной вдове покойного, говорилось, что муж её расстрелян за «явное неподчинение советской власти». Двумя днями позже появилась заметка в «Известиях»: «Чрезвычайным полевым штабом в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению советской власти». В этом сообщении всё было ложью. Как писал в последних записках из тюрьмы сам Михаил Осипович, с ним нескрываемо сводили счёты за прежние нововременские статьи его о «еврейском засилье в России».

Расстрелян 20 сентября 1918 года на берегу Валдайского озера на глазах его шестерых детей. По словам жены Меньшикова, судьями и организаторами расстрела были чекисты Якобсон, Давидсон, Гильфонт и комиссар Губа. Как сказано в обстоятельной монографии «Михаил Осипович Меньшиков» (2018), «расстрелян без суда и следствия политическими уголовниками». После винтовочного залпа еще живого Меньшикова добил руководивший расстрелом чекист Давидсон, выстрелив дважды из револьвера в висок. Сказал, что делает это с великим удовольствием.

Могила М. О. Меньшикова находится на старом городском кладбище города Валдай (Новгородская область), рядом с церковью Петра и Павла.

Семьдесят пять лет спустя родные добились (в данном случае это оказалось весьма непросто) реабилитации знаменитого писателя. В 1995 году новгородские писатели при поддержке администрации общественности Валдая укрепили на усадьбе Меньшикова мраморную мемориальную доску. Последние слова на ней гласят: «Расстрелян за убеждения».

Публицистика

В своей публицистике М. О. Меньшиков затрагивал вопросы национального сознания русской нации, проблемы бездуховности, алкоголизма, еврейский вопрос, государственную политику. Утверждал[где?], что Россия «внедрила в себя инородческие элементы в гораздо большем количестве, чем дозволяет структура государства». Занимал патриотическую позицию, направленную на защиту интересов русских и российского государства. Меньшиков предвидел национальную катастрофу 1917 года и всеми силами, используя весь свой талант и авторитет в обществе, стремился предотвратить её. «Православие нас освободило от древней дикости, самодержавие — от анархии, но возвращение на наших глазах к дикости и анархии доказывает, что необходим новый принцип, спасающий прежние. Это — народность... Только национализм в состоянии вернуть нам потерянное благочестие и могущество», писал он.

Переписывался с Л. Н. Толстым, Н. С. Лесковым, М. В. Нестеровым, И. Д. Сытиным, Д. И. Менделеевым, А. П. Чеховым.

В статье «Кончина века», написанной в декабре 1900 года, Меньшиков делает глубокое обобщение итогов XIX столетия, охватывает своей прозорливой мыслью будущее как русской, так и всей европейской цивилизации. Сейчас очевидно: его строки, относящиеся к России, бесспорно приложимы ко дню сегодняшнему. С той разницей, что болевые точки, которые обозначил Меньшиков, разрослись теперь в громадные язвы, буквально пожирающие нашу страну.

Меньшиков призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа – противостояние засилью инородцев было одной из главных тем его публицистики: «Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри. Мы видим многочисленные колонии евреев и других инородцев, постепенно захватывающих не только равноправие с нами, но и господство над нами, причем наградой за подчинение наше служит их презрение и злоба против всего русского... Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей».

Начало XX века – время возрастающих общественных потрясений. Столь чуткий человек, как М.О. Меньшиков, всё явственнее ощущал надвигающуюся катастрофу. Одной из основных для того времени была тема революции. По первым симптомам брожения в обществе Меньшикову стало понятно, что «революция и реакция одинаково не брезгливы» и что «серьёзных, идейных, благородных революционеров всегда немного», а «заправилы красной партии», которые, как никто, после иезуитов использовали лозунг «цель оправдывает средства», прибегают для захвата власти в стране не только к открытому террору, но и к преступлению во всех его разнообразных видах.

Спасительную возможность избежать революции Меньшиков видел в усилении государственной власти, в последовательной и твёрдой национальной политике. Михаил Осипович был убеждён в том, что народ в совете с монархом должен управлять чиновниками, а не они им. С фактами в руках о казнокрадстве, тупости, погоне за чинами, безответственности, трусости, а то и прямой государственной измене чиновников всех рангов он показывал смертельную опасность бюрократизма для России: «Наша бюрократия... свела историческую силу нации на нет». Немало высокопоставленных чинов ушло в отставку после статей М.О. Меньшикова, немало тщательно законспирированных афер было разоблачено.

Этой независимости, смелости, влиятельности и высокой правдивости Меньшикову не прощали. Он вызывал, что называется, классовую ненависть у журналистов и литераторов, которых за одно лишь слово против хозяев, финансовых и политических, могли мгновенно выставить из их изданий. Аполитические противники ненавидели Меньшикова за то, что он одним своим словом достигал того, чего они могли добиться лишь большими деньгами и усилиями.

Он был убеждён: нужны не реформы, а Реформа, то есть кардинальные перемены во всех без исключения областях жизни, только в этом было спасение страны. Но начинать реформу во всякой области нужно с людей. «Людей нет – вот на чём Россия гибнет!» - восклицал в сердцах Михаил Осипович и искал этих людей, писал о них. О первом всероссийском съезде по изобретениям в Москве, воздухоплавании (сам летал вместе с известным пилотом Мациевичем), о хороших хозяевах-землевладельцах, военных чинах, государственных мужах. Особый интерес вызывает его оценка политических, деловых, личных качеств С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, В.К. Коковцова, П.Н. Милюкова, А.И. Гучкова, В.М. Пуришкевича, А.И. Дубровина, Е Азефа, Г. Гапона, Г.Е. Распутина.

До конца своих дней давал пронзительно точные и беспощадные оценки своего времени, народа и власти: «В сущности всё красивое своё и великое вы давно пропили (внизу) и прожрали (наверху). Размотали церковь, аристократию, интеллигенцию. Уже к концу царствования Николая Злосчастного ясно было, что и православие рухнуло, и самодержавию, и народности грозит со стороны господ Бронштейнов и Апфельбаумов полное аннулирование».

Отзывы

Игорь Шафаревич:

Михаил Осипович Меньшиков – один из небольшого числа проницательных людей, живших в тот период русской истории, который иным казался (и сейчас еще кажется) безоблачным. Но чуткие люди уже тогда, на рубеже XIX и XX веков видели главный корень надвигающихся бед, обрушившихся потом на Россию и переживаемых нами до сих пор (да и не видно, когда еще придет им конец). Этот основной порок общества, несущий в себе опасность будущих глубоких потрясений, Меньшиков усматривал в ослаблении национального сознания русского народа...

Программа самого Меньшикова отражена в названии одной из его статей - «Великорусская идея». И поразительно как злободневна и современна была (и осталась до наших дней) эта идея и какую вызывала (и вызывает сейчас) реакцию. Меньшиков писал: «Когда речь зайдет о нарушении прав еврея, финна, поляка, армянина, подымается негодующий вопль: все кричат об уважении к такой святыне, как национальность. Но лишь только русские обмолвятся о своей народности, о своих национальных ценностях: подымаются возмущенные крики — человеконенавистничество! Нетерпимость! Черносотенное насилие! Грубый произвол!»

Принципы защиты русских национальных интересов лежали в основе всего написанного Меньшиковым. Ими объясняются и его удивительные провидения и некоторые срывы. За эти принципы он и отдал жизнь.

Долгое время имя Меньшикова было вымарано из народного сознания, причем часто путём прямой лжи, полного искажения его мыслей. Например, не раз встречалось выражение: «такой черносотенец, как Меньшиков…», хотя среди его статей есть такие, само название которых показывает, что они были направлены против современных ему « черносотенцев». Но оказалось, что уничтожить память о Меньшикове можно только вместе с самой Россией, и сейчас, когда один за другим выходят сборники его статей, он снова возвращается в Россию. Оказалось, что расстрелять его не удалось, в небытие провалились те, которые его расстреливали, а вовсе не он.

Валентин Распутин:

Наше время несправедливо к М.О.Меньшикову уже тем, что открывает его последним и буквально «протирает глаза», забитые архивной пылью третьесортных фигур, перед явлением могучего ума и цельной (даже в противоречиях своих) личности, полностью отданной России.

Произведения

  • Руководство к чтению морских карт, 1891
  • Лоция Абоских и восточной части Аландских шхер, 1892
  • Думы о счастье, 1898
  • О писательстве, 1899
  • О любви, 1899
  • Красивый цинизм, 1900
  • Критические очерки. Том 1., 1899
  • Критические очерки. Том 2., 1902
  • Народные заступники и другие нравственно-бытовые очерки, 1900
  • Выше свободы, 1909
  • Вечное Воскресение, 1912
  • Из писем к ближним, 1915
  • Письма к русской нации, 1915
  • Если умру, то невинным …, 1918
  • Великорусская идея т1, т2 / Сост., предисл., коммент. В. Б. Трофимовой / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2012. — Т. I. — 688 с.ISBN 978-5-4261-0009-1 ; Т. II. — 720 с. ISBN 978-5-4261-0011-4

Переиздания работ

  • Меньшиков М.О. Письма к русской нации / Составление, вступ. статья и примеч. М. Б. Смолина. - 3-е изд.- М.: Изд-во журнала «Москва», 2002.- 560 с.- (Пути русского имперского сознания). ISBN 5-89097-016-X
  • Меньшиков М. О. Национальная Империя: Сборник статей / Составление, вступ. статья, послесловие М. Б. Смолина; Православный центр имперских политических исследований.. — М.: Имперская традиция, 2004. — 512 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-89097-052-6. (в пер.)