Урок

03.02.2021

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) в условиях классно-урочной системы обучения.

В типологии учебных занятий М. А. Мкртчяна урок является разновидностью групповых учебных занятий.

Задачи урока являются образовательные, развивающие и воспитательные.

В соответствии с ФГОС разрабатывается календарно-тематический план преподавания какой-нибудь дисциплины , и там подробно расписывается тематика каждого школьного урока (Тема занятия, Общие компетенции, Вид занятия, Методы ведения занятия, Дидактическое обеспечение , Дом задание).

Некоторые УМК имеют методические разработки по каждому уроку.

Виды уроков

К основным видам уроков относят: 1. Классификация уроков по дидактическим целям:

  • комбинированный урок;
  • урок изложения нового материала;
  • урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков;
  • урок самостоятельной работы;
  • урок-конференция и урок-семинар;
  • урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала;
  • урок проверки и оценки знаний, умений и навыков; Проведение Контрольной и самостоятельной работы.
  • интегрированный урок
  • интерактивный урок и т.д.

интерактивный вид урока подразумевает использование трёх составляющих — электронного учебника учащегося, электронного учебника учителя и интерактивной доски. Принцип взаимодействия прост: электронный учебник установлен на планшет учащегося. Планшет каждого ученика, в свою очередь, связан в единую сеть с интерактивной доской и планшетом учителя. Электронные учебники содержат гиперссылки на встроенные энциклопедии, более развернутое иллюстрирование с возможностью его прокрутки, кросс-ссылки между разными разделами учебника. В таком учебнике возможно использование аудио- и видеоматериалов, графики, которые позволяют учащимся лучше усваивать пройденный материал. При этом доступ в «свободный» Интернет и возможность установки игр на планшеты заблокированы.

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

  • вводный урок
  • тренировочный урок
  • итоговый урок

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

  • урок-практикум
  • урок-семинар
  • урок-лекция
  • урок-зачет
  • урок-игра
  • урок-конференция
  • урок-экскурсия

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебновоспитательного процесса:

  • урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;
  • урок организации работы в статистических парах или парах постоянного

состава;

  • урок работы в малых группах;
  • урок коллективного способа обучения

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

  • информирующий урок;
  • проблемный урок;
  • исследовательский урок;
  • эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

  • интегрированный урок;
  • библиотечный урок;
  • клубный урок;
  • медиаурок.

7 Также бывают - открытыее уроки , и уроки-общественные смотры знаний.

Примерная структура урока

Впервые ввел планирование урока в педагогику ввел Фридрих Хербарт (нем. Fredrick Herbart ). ( на примере объяснения новой темы - объём прямоугольного параллелипипеда)


Ведущие понятия - объём, измерения, призма, параллелипипед.

В течение урока учащиеся могут решить 3-5 задач из учебника. На уроке возможны физкультминутки. Тип занятия: Понятие об объёме тела. Общие компетенции : ОК3, ОК4. Вид занятия: Изучение нового материала. Методы ведения занятия: Словесные. Дидактическое обеспечение : Учебник по геометрии Атанасяна. Домашнее задание - 1 задача.

Используется оборудование : модели параллелипипеда, компьютер, проектор , презентация, линейка.

Возможно проведение уроков не только в очной форме , но и в дистанционной (через ZOOM и GOOGLECLASS).


Катя Лычева на уроке в школе


Методические приемы

На разных этапах урока применяются различные методические приёмы :

  • 1 Оргмомент: Фантастическая добавка, Эмоциональное вхождение в урок,Театрализация, Пословица-поговорка, высказывания великих, Эпиграф, Проблемная ситуация, Проблема предыдущего урока, Интеллектальная разминка, Нестандартный ввод в урок, Ассоциативный ряд;
  • 2 Постановка целей урока, мотивация : Тема вопрос, Работа над понятием, ситуация яркого пятна, Подводящий диалог, Группировка, Исключение, Дрмысливание, Линия времени, Генераторы критики, необъявленая тема, Зигзаг;
  • 3 Актуализация знаний: Интеллектуальная разминка, Игра в случайность, Обсуждение выполнения домашнего задания, Лови ошибку, Идеальный опрос, Своя опора-шпаргалка, Кроссворд, Я беру тебя с собой, Корзина идей - понятий-имен;
  • 4 Открытие нового знания : Удивляй, Прессконференция, Ключевые термины, Привлекательная цель, Мультимедийная презентация, Отсроченная отгадка, Вопросы к тексту, Работа с интернет-ресурсами,Хорошо-плохо, Жокей и лошадь, Вопросы к тексту.
  • 5 Решение задач- Своя опора, Данетка, Сорбонка, Работа в группах, Игра-тренинг, Деловая игра- Я учитель, Щадящий опрос, Тесты, Глухие интеллект-карты, Чтение-суммирование, прочитанного в парах, Работа по дидактическим карточкам.
  • 6 Самостоятельное творческое использование умений и навыков- Минипроекты, Решение ситуационных задач, Миниисследование, Работа с компьютером, В своем темпе, Озвучивание немого кино, Реставратор, Работа с иллюстративным материалом, Создай паспорт, Вопросительные слова, Дерево предсказаний.
  • 7 Обобзение усвоенного- Своя опора, Кластер, Интеллект-карты, Повторяем с контролем, повторяем с расширением, Пересечение тем, силовой аналмиз, Проблемная задача,

Длительность урока

Уроки в разных странах могут отличаться по длительности. Так, например, урок в средней и старшей школе Японии длится 50 минут.

Уроки в России обычно длятся 40 или 45 минут, между которыми имеется свободное время — перемена (5—15 минут, иногда больше, например, на обед). О. А. Саввина и И. А. Марушкина установили, что продолжительность урока в истории России была неодинаковой. Например, в 1828 году урок длился 90 минут, а в 1865 году — 60 минут. Иногда уроки объединяются в пары (особенно в лицеях, техникумах и вузах), посвящённые одному предмету, внутри которых перемена уменьшена. В одних школах длительность урока постоянна, в других может зависеть от номера урока и дня недели. В предпраздничные дни время урока может быть сокращено решением администрации учебного заведения. В первом полугодии у первоклассников время урока 35 минут.

Как правило в течение недели уроки начинаются в определённое время. Иногда они могут смещаться , если для студентов или преподователей проводятся какие-то мероприятия, например классные часы.


Галерея

  • Урок рисования

  • Урок английского языка

  • Урок биологии

  • Урок географии

  • Урок астрономии

  • Урок математики

  • Урок химии