Экономика Исландии

04.02.2021

Экономика Исландии построена по скандинавской модели и является одной из самых развитых в современном мире. Характеризуется низким уровнем безработицы, равномерным распределением доходов и достаточно высокими темпами экономического роста. Мировой финансово-экономический кризис сильно ударил по экономике страны, однако, впоследствии произошло восстановление. В 2010 году началось бурное развитие туристической отрасли экономики, что способствовало восстановлению экономики.

ВВП страны в 2017 году составил 16,8 млрд долларов, ВВП на душу населения - 67,5 тыс. долларов (номинальный).

Статистика

В следующей таблице показаны основные экономические показатели за 1980-2018 года. Инфляция менее 2 % обозначена зелёной стрелкой.

Роль государственного сектора

С 1990-х годов была проведена приватизация, в ходе которой в частные руки перешло два банка, телекоммуникационная компания «Телеком», ряд компаний по оказанию общественных услуг. Всего с 1992 по 1995 годы было приватизировано 26 государственных предприятий, стоимость которых соответствует 4 % ВВП страны. В 1990—2000 годах доходы от приватизации составили 0,4 млрд долларов.

Финансы

Бывшее здание банка Landsbanki

В конце 90-х в Исландии началось развитие финансовой системы. Страна, бóльшая часть ВВП которой приходилась на рыболовство, стала одним из главнейших финансовых центров Европы. Развитие финансовой системы Исландии имело как положительное, так и отрицательное влияние на экономику страны. Положительное влияние заключалось в стимулировании экономики страны в целом, укреплении банковской системы, повышении реальных доходов населения и так далее. Однако такое быстрое развитие привело к так называемой голландской болезни, крайне слабой диверсификации экономики, что и послужило причиной тому, что кризис ударил по этой стране сильнее, чем по другим развитым странам. В 1985 была организована Исландская фондовая биржа, изначально как совместное предприятие некоторых банков и брокерских фирм по инициативе центрального банка Исландии. Рынок финансовых услуг регулируется централизованным органом — Управлением по финансовому надзору Исландии.

Банковская система

До 2006 года банковская система Исландии была одной из самых развитых в мире. Исходя из исследований, сделанных компанией «Moody’s» в апреле 2006 года, три самых крупных банка страны, Глитнир, Койптинг и Ландсбаунки, были в устойчивом финансовом положении, однако их деятельность оказалась под угрозой некоторых рисков. До финансового кризиса 2008 года, сильными сторонами банковской системы Исландии являлись: диверсификация доходов и расходов по типам бизнеса и по географическому принципу; большая вероятность государственной помощи в случае неблаготворных явлений в банковской системе; хороший финансовый фундамент; высокая эффективность; качественный портфель финансовых обязательств; менеджмент кредитных рисков на высоком уровне; а также адекватный уровень капитализации. До кризиса слабыми сторонами банковской системы Исландии являлись: дисбаланс в экономической и социальной сферах экономики из-за удерживания доходов и расходов на одном уровне и жесткая конкуренция внутри банковской системы страны.

Денежно-кредитная политика

В Исландии регулятором денежной массы является Центральный банк Исландии, который координирует денежно-кредитную политику страны. Главные задачи Центрального Банка Исландии: стабилизация цен, управление инфляцией и курсом национальной валюты страны. Центральный банк Исландии должен каждый год опубликовать данные о денежной массе страны, а также дать оценку национальной валюте и предсказать инфляцию на три года вперед, исходя из исследований динамики макроэкономических показателей. Главная цель Центрального банка Исландии — стабилизация цен и удерживание инфляции на низком уровне. Интервенция в иностранную валюту допускается только если с помощью её удерживается рост инфляции. Из-за высокого уровня инфляции ставка рефинансирования центрального банка беспрерывно росла до января 2009 года, когда она составляла 18 % и была одной из самых высоких в мире. После того как Центральный банк Исландии несколько раз уточнял ставку рефинансирования, снижая её, в мае 2009 года ставка достигла уровня 13 % (уровень сентября 2006 года), а в третьем квартале 2010 года ставка была снижена до 4,5 %.

Налогово-бюджетная политика

Основные источники государственных доходов — налоги, таможенные пошлины и прочие платежи. Государство получает значительные доходы от коммерческих предприятий, которыми оно распоряжается, например от почтовой и телефонной, судоходства, а также ряда монополий (продажа алкогольных напитков и табачных изделий). Помимо обычных государственных расходов, правительство Исландии тратит средства на содержание артистов и писателей и на субсидирование сельского хозяйства и различных промышленных отраслей. До 2008 года бюджет страны был профицитным, в отдельные годы был небольшой дефицит. Однако в 2008 году дефицит бюджета Исландии составил 1,4 млрд долларов США.

В программе МВФ по оказании помощи наиболее уязвимым странам мира Исландия занимала одно из главных мест. Хотя и бюджет Исландии всегда имел социальное направление, главной целью налогово-бюджетной политики страны во время кризиса стало повышение социальных расходов. В 2009 году автоматические стабилизаторы действовали с небольшими ограничениями, что означает, что обширная система социальной защиты Исландии помогла смягчить удар для наиболее уязвимых групп. На 2010—2012 годы была запланирована фискальная консолидация, которая имеет своей целью постепенный и упорядоченный возврат к устойчивым уровням заимствования при сохранении принятой Исландией североевропейской модели государства всеобщего благосостояния. С этой целью в бюджете на 2010 год были сохранены ключевые программы социальных расходов и даже были введены новые программы для решения конкретных проблем. Среди новых программ искоренение безработицы среди молодежи и чрезмерной задолженности домашних хозяйств. Теперь в процессе планирования бюджета главное место отводится консультациям с социальными партнерами и достижению консенсуса.

В Исландии существуют девять налоговых ведомств, каждый из которых управляется начальником налогового департамента. В этой стране одни из самых высоких ставок налогов. Так ставка налога на добавленную стоимость в Исландии — 24,5 %. Ставки налога на прибыль в Исландии:

  • 37,2 % — для частного предпринимателя;
  • 26 % — для партнёрства. Сами партнёры освобождаются от дальнейшего налогообложения в Исландии;
  • 18 % — для компании и филиала. Выплачиваемая акционерам прибыль подлежит дополнительному налогообложению по ставке 15 %.

Базой для удержания подоходного налога являются доходы после вычитания взноса в пенсионный фонд. Подоходный и муниципальный налоги взыскиваются наличными, они составляют на 2009 год 37,2 %. Эти налоги удерживаются наличными каждый месяц с зарплаты или других доходов.
Значительную роль играют доходы от государственной собственности, хотя их доля в общих доходах государства упала с 7,1 % в 2003 году до 4,2 % в 2006 году.

Страховой рынок

Промышленность

Значительную долю экономики занимает рыболовство.

Сельское хозяйство

В Исландии обрабатываются все земли, которые можно использовать в сельскохозяйственных целях, что занимает только 1 % территории страны. При этом только 5 % населения заняты в сельском хозяйстве, а валовая продукция сельского хозяйства составляет только 1,4 % от ВВП (2005 год). При этом нельзя сказать, что сельское хозяйство Исландии — отсталая отрасль. В 2006 году в стране насчитывалось около 4500 ферм, из которых примерно 80 % принадлежали частным лицам. В 2008 году в Исландии было более 130 000 голов крупного рогатого скота, около 460 000 овец, 75 000 лошадей (см. исландская лошадь), около 500 коз, более 4000 свиней и около 200 000 кур.

В последние годы начали развиваться направления сельского хозяйства, которые не были традиционными для этой страны. Так за последние 20 лет сбор урожая пшеницы вырос более чем в 20 раз, составив 11 тысяч тонн.

Рыбная ловля и другие морские промыслы

Доля рыбных продуктов в экспорте страны составляет 63 %, а среднегодовой улов достигает 1,3 миллионов тонн. В Исландии принят ряд мер по ограничению рыболовецкой деятельности, основанный на индивидуальной переходящей системе квот, которая в совокупности с показателем общего допустимого улова (ТАС) является краеугольным камнем исландской системой управления рыбными ресурсами. Показатель общего допустимого улова устанавливается Морским исследовательским институтом в соответствии с данными о численности косяков. В зависимости от этого показателя между судами распределяется фиксированная доля квоты на улов. Существуют также правила, касающиеся допустимого типа оборудования для лова, в частности минимальные размеры сети. Рыбная ловля с использованием тралов запрещена во многих районах вблизи побережья, которые служат местом нереста и нагула . Предусматривается временное, частичное и окончательное закрытие рыболовных районов нереста рыбы для защиты молодняка.

Китобойный промысел в Исландии

Исландия является одной из трёх оставшихся на земле стран где ведётся промышленная добыча китообразных . В 2006 году после попадания в рыболовные сети краснокнижного финвала весом более 60 тонн, вместо того, чтобы как-то остановить повторение подобных эпизодов, правительство Исландии в одностороннем порядке без согласований с МКК разрешило их промышленную добычу; первый финвал после этого разрешения был добыт в атлантическом океане в октябре 2006 года за тысячи километров от берегов Исландии .

Сфера услуг

Инфраструктура

Транспорт

Энергетика

Производство электричества в Исландии на душу населения в несколько раз превосходит средние показатели по Евросоюзу. В 2008 году оно достигло значения 53 129 кВт⋅ч⁄(чел · год)., а в 2015 год - 57 119,42 кВт⋅ч⁄(чел · год). При суммарной установленной мощности 1,7 ГВт в 2006 году электроэнергетический сектор Исландии базируется практически полностью на возобновляемых источниках энергии, на тепловых электростанциях вырабатывается менее 10 % от общего количества производимого электричества. В 2015 г. 75,5 % электроэнергии было выработано на ГЭС и 24,5 % на ГеоТЭС. Только на островах Grimsey и Flatey, которые не подключены к национальной сети, для производства электроэнергии используются тепловые станции, за исключением незначительного производства электроэнергии на дизель-аварийных генераторах. Основными потребителями электроэнергии в стране являются предприятия цветной металлургии, прежде всего алюминиевое производство (по выплавке алюминия (820 тыс. т по оценке Геологической службы США) Исландия в 2015 г. занимала 10-е место в мире, производя почти 2,5 тонны металла на душу населения) .

Наиболее крупной электроэнергетической компанией является Лэндсвиркьун, в её собственности находится самая крупная станция на территории страны — ГЭС Каурахньюкар. Наиболее мощная из геотермальных электростанций Исландии, ГеоТЭС Хеллишейди, в 2012 году являлась самой крупной станцией этого типа в мире.

Статистическое управление Исландии не обрабатывает данные по энергии, но публикует данные по энергии с 1960 года Национальной энергетической администрации (The National Energy Authority), которая ежемесячно собирает данные об установленной мощности, выработке и потреблении электроэнергии и использовании нефтепродуктов.

Динамика годовой выработки электроэнергии по типам электростанция (ГВт·ч)

Генерация электроэнергии с помощью геотермальной энергии значительно возросла в последние годы (об этом свидетельствует таблица сверху). Установленная мощность геотермальных электростанций составила 665,0 МВт·ч в 2014 г., а производство им электроэнергии - 5 238,4 ГВтч, или 28,91 % от общего объема производства электроэнергии в стране.

Все электростанции мощностью больее чем 1 МВт должны быть подключены к национальной сети, но многие владельцы небольших станций также подключаются к сети для подачи электроэнергии в сеть для продажи.

Национальная энергетическая компания (Landsvirkjun) является крупнейшим производителем электроэнергии, который производит до 12 469 ГВт·ч, или 75 % от общей суммы, затем следует компания Reykjavik Energy, производство которой составляет 2138 ГВт·ч, или 12 % от общей суммы. Третья компания, HS Orka, производит 1431 ГВт·ч — до 9 % от общего объема национального производства.

Линии электропередач

Линии электропередачи в Исландии считаются одними из самых надёжных в мире. В соответствии с Законом об электроэнергии, оператор системы передачи и системы распределения имеет эксклюзивные права в отношении передачи и распределения соответственно. Исландским Системным оператором передачи (Transmission System Operator) является Landsnet hf., которая владеет и управляет всей системой передачи, состоящие из линий напряжением от 33 кВ до 220 кВ. Landsnet отвечает за развитие системы передачи с учетом безопасности, эффективности, надежности и качества поставляемой электроэнергии. Landsnet обладает исключительным правом на строительство новых объектов линий электропередач.

Landsnet запрещается участвовать в каких-либо иных видах деятельности, чем те, которые необходимы для выполнения обязательств в соответствии с Законом об электроэнергетике и Законом об Учреждение Landsnet HF.

Экономические отношения

Влияние Всемирного экономического кризиса на Исландию

Доходы населения

По состоянию на 2016 год средний размер оплаты труда в Исландии составляет 617 000 kr (€4551,18, брутто) и 428 000 kr (€3156,78, нетто) в месяц.